Українська правда

Поліпшити податкове адміністрування: навіщо і як?

Як знизити корупцію та зловживання в системі оподаткування і зменшити адміністративне навантаження на платників податків? Ухвалити відповідний законопроект. (Рос.)

Парламент во вторник предпримет попытку проголосовать законопроект по реформе налогового администрирования в первом чтении.

Цель реформы — снизить коррупцию и злоупотребления в системе налогообложения и уменьшить административную нагрузку на налогоплательщиков.

Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы существенно улучшить инвестиционный климат в Украине.

Согласно проведенному Transparency International опросу предприятий, именно налоговая служба занимает первое место по уровню коррупции. Более того, четверть украинских предприятий хоть однажды сталкивались с коррупцией в работе ГФС.

Разработанный на базе законопроекта 3357 и дополненный предложениями Минфина, ГФС, депутатов, бизнес-ассоциаций, бизнес-омбудсмена и ведущих экспертов в налоговой сфере документ получил широкую поддержку бизнеса и общественности.

Какие изменения заложены в налоговом законопроекте?

Законопроект предполагает принятие ряда мер для улучшения администрирования налогов.

Во-первых, это передача Министерству финансов права администрировать налоговые базы данных, что позволит исключить несанкционированное вмешательство в их работу. Введение электронного кабинета налогоплательщика позволит существенно улучшить качество услуг.

Во-вторых, функции налоговых проверок передаются на областной уровень. На районном останутся только сервисные функции, что позволит сократить злоупотребления на местах и сделает работу налоговиков более контролируемой и качественной.

Реформирована будет и система налоговых консультаций, что ограничит возможность трактовать законодательство удобным для налоговиков образом.

В-третьих, законопроект предполагает введение единого реестра на возмещение НДС вместо действующих двух, которые оставляют лазейки для злоупотреблений со стороны налоговой.

Это необходимо для того, чтобы обеспечить гарантированное автоматическое возмещение НДС для экспортеров.

Законопроект также содержит широкий набор менее значимых мер, ориентированных на снятие различных проблем в текущем законодательстве.

Что реформа принесет экономике, и каковы дальнейшие шаги?

Реформа положительно повлияет на украинскую экономику: снизится уровень коррупции и злоупотреблений, уменьшатся административные издержки в налоговом администрировании. При этом законопроект не несет в себе существенных фискальных рисков.

Налоговые поступления может снизить лишь один фактор: если злоупотребления ГФС с невозмещением НДС экспортерам окажутся настолько масштабными, чтобы сильно повлиять на наполнение бюджета. То есть если при честном возмещении НДС доходы бюджета упадут.

Однако такая ситуация только усилила бы необходимость в реформе, ведь наполнение бюджета незаконным способом подрывает сами основы функционирования жизнеспособной экономики.

В то же время на повестке дня остается вопрос снижения фискальной нагрузки на частный сектор, которая остается высокой и сдерживает рост украинской экономики.

Согласно исследованию Центра экономической стратегии, для современной Украины оптимальными являются расходы государства на уровне 35-37% от ВВП. Снижение расходов до этой черты позволило бы ускорить ежегодный экономический рост на 2-4% от ВВП.

Согласно опросам НБУ, около трети действующих украинских предприятий называют налоговую нагрузку одним из ключевых факторов, сдерживающих рост производства.

Снижение ЕСВ в 2015 году и соответствующее ему снижение государственных расходов несколько улучшили ситуацию. Уменьшилось неадекватно высокое налогообложение зарплат, было заложено снижение доли госрасходов в ВВП с 43,2% до 41,5% без учета квази-фискальных расходов.

Однако в бюджетных планах на 2017 год доля госрасходов в ВВП заложена на уровне 43,4%, то есть снова появилась тенденция к росту доли государства в экономике.

Крайне важно, чтобы реформа налогового администрирования была принята и продолжена реформами, которые возобновили бы тенденцию к снижению налоговой нагрузки и доли госсектора в ВВП страны.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
ДФС податки