Українська правда

Електронне декларування: хто, що, коли

Коло осіб, які подають декларації, залишилось тим самим, але даних доведеться повідомляти більше. За помилки чи брехню каратимуть штрафами та в'язницею. (Рос.)

Накануне Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции приняло решение о запуске системы электронных деклараций.

Новая система предполагает замену старых бумажных деклараций на новые электронные, которые заполняются на сайте агентства.

Что же изменилось в связи с запуском электронного декларирования?

Круг лиц, которые подают декларации, остался прежним. Это лица, которые осуществляют функции государства или местного самоуправления.

К ним относятся президент, народные депутаты, депутаты местных советов, министры, судьи, прокуроры, полицейские, должностные лица госпредприятий и прочие лица, перечисленные в законе "О предупреждении коррупции".

Тем не менее, некоторым лицам из данного списка придется в 2016 году подать повторную декларацию за 2015 год, теперь уже в новой электронной форме.

К таким лицам принадлежат те служащие, которые на день начала работы системы электронного декларирования занимают должности, причисленные статьей 50 упомянутого закона к ответственным или особо ответственным.

В частности, это президент, премьер, народные депутаты, глава НБУ, госслужащие категории "А" и "Б". Эти лица обязаны подать электронную декларацию путем заполнения сведений на сайте агентства в течение 60 дней после запуска системы, то есть до 12 октября 2016 года.

Лица, не занимающие ответственных или особо ответственных должностей, например, руководители госпредприятий, депутаты местных советов, будут подавать электронные декларации за 2016 год уже в 2017 году, до 1 апреля.

Чем же электронная декларация отличается от бумажной? Расширением круга объектов декларирования и детализацией декларируемой информации.

К новым объектам декларирования следует отнести объекты незавершенного строительства, движимое имущество, стоимость которого превышает 100 минимальных зарплат (в 2016 году — 137,8 тыс грн), юридические лица, в которых декларант или члены его семьи являются конечными бенефициарами.

Сюда также относятся нематериальные активы, включая объекты интеллектуальной собственности, наличные на сумму более 50 минимальных зарплат (в 2016 году — 68,9 тыс грн), выданные и полученные займы, превышающие 68,9 тыс грн (ранее декларировались лишь погашения займов).

Кроме того, к объектам декларирования относятся расходы по всем сделкам, по которым у декларанта или членов его семьи возникает или прекращается право собственности или возникают финансовые обязательства.

Наконец, учитывается вхождение субъекта декларирования в состав руководящих, ревизионных или наблюдательных органов общественных объединений, благотворительных организаций, профессиональных объединений, членство в таких организациях и объединениях.

Важное нововведение электронной декларации — указание даты приобретения имущества и его стоимости, что наряду с мониторингом образа жизни субъектов декларирования (статья 51 закона "О предупреждении коррупции") позволит отследить расходы чиновников и сопоставить их с доходами.

Законодатель также ужесточил ответственность за декларирование заведомо недостоверных сведений и за умышленную неподачу декларации.

Теперь за это предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа от 42,5 тыс грн до 51 тыс грн или общественных работ на срок от 150 до 240 часов или лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности до трех лет (статья 3661 Уголовного кодекса).

Ответственность за подачу заведомо недостоверных сведений в отношении объектов декларирования, которые имеют денежную стоимость, наступает лишь в том случае, если недостоверные сведения отличаются от достоверных на сумму свыше 250 минимальных зарплат (на 344,5 тыс грн в 2016 году).

Если такие сведения расходятся с правдивыми на сумму от 100 до 250 минимальных зарплат (137,8 тыс грн – 344,5 тыс грн в 2016 году), наступает административная ответственность в виде штрафа 17 тыс грн — 42,5 тыс грн. Если расхождения не превышают 137,8 тыс грн, ответственность не наступает.

Нарушения, связанные со старой бумажной декларацией, влекли лишь административную ответственность в виде штрафа, и то только за несвоевременную подачу декларации. Ответственность за указание в старой декларации ложных или неполных сведений не была предусмотрена.

С введением электронного декларирования существенно ужесточится контроль доходов чиновников. Задекларированные сведения будут доступны на сайте агентства за исключением ограниченного круга конфиденциальной информации.

От декларирования без угрозы уголовной ответственности можно будет скрыть лишь объекты незначительной стоимости. Дорогостоящие объекты в виду статьи 3661 Уголовного кодекса и мониторинга образа жизни чиновников скрывать будет рискованно, даже если сведения о них не внесены в публичные реестры.

Хотя, учитывая наши реалии, вполне стоит ожидать занижения сведений о стоимости объектов, которая будет указываться в декларации, а также переоформления дорогостоящих объектов на лиц, которые формально не считаются членами семьи декларанта.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
декларації корупція законодавство