Три шляхи для ОПЗ
От приватизации не стоит ждать чудес.
Так у нас сложилось, что ожидания и реальные результаты продажи крупных государственных объектов почти никогда не совпадают.
За десять лет только в 2011 году, и только благодаря продаже "Укртелекома" за 10,5 млрд грн, был выполнен план поступлений от приватизации.
Разве уверовали инвесторы в Украину и бросились покупать активы после продажи такого крупного предприятия? Вопрос риторический.
Единственная успешная во всех смыслах приватизация — продажа "Криворожстали" в 2003 году — была омрачена скандалами по поводу эффективности использования вырученных 4,8 млрд долл.
Тогда власть направила их на "повышение социальных стандартов", за что получила много выпадов от оппонентов. Ну, да Бог с ними.
Сам факт вхождения ArcelorMittal в Украину спровоцировал тогда небывалый интерес со стороны иностранных инвесторов. Все ждали чудес.
Всеобщее негодование от несостоявшегося конкурса по продаже Одесского припортового завода кроется в завышенных ожиданиях от его результатов. Избавиться от проблемного актива, дать сигнал инвесторам, привлечь средства…
Некоторые граждане уверовали в то, что после аукциона в Украину хлынут деньги инвесторов, поднимутся зарплаты, доллар упадет. Снова разочаровались.
Главная причина, по которой желающих приобрести крупнейшее предприятие химической отрасли страны не оказалось, — риск. Риск остаться ни с чем.
Аресты руководителей ОПЗ, угрозы судебных исков, долги. А вы бы решились купить квартиру, на которой долгов по коммуналке — половина стоимости, где прописана куча несовершеннолетних, а владелец угрожает обжаловать продажу?
Учитывая все проблемы отечественной судебной системы и, к примеру, возможности группы "Приват", победившей в 2009 году на позже отмененном конкурсе, рассчитывать, что иностранный инвестор, незнакомый с местными "традициями", захочет заниматься борьбой вместо ведения бизнеса, не стоит.
Если же мы хотим видеть в качестве стратегического инвестора иностранца, то нужно закатывать рукава и решать все проблемные вопросы на предприятии и вокруг него. На это понадобится время, а это значит очередное откладывание приватизации и очередное разочарование.
Второй вариант — сбрасывать цену. На каком уровне появится интерес иностранцев? На неприлично низком. В лучшем случае — половина от ожидаемой суммы. Одна из главных задач приватизации — поступления в бюджет — не будет выполнена. Очередной провал.
Есть и третий вариант. Почему наше государство решило быстро и по бросовой цене распродать такие привлекательные активы как ОПЗ и облэнерго?
Ответ как-то попытался дать экс-министр экономики Айварас Абромавичус: коррупция в государственных компаниях. Но если в госкомпаниях воруют, загоняя их в убытки, может, стоит сделать ставку не на избавление от коррупционеров путем смены собственника, а на "ловлю" нерадивых управленцев?
Ведь мы сможем существенно пополнять государственный бюджет в это тяжелое время! В конце концов, можно назначить на руководящие позиции иностранных менеджеров с положительным опытом, по примеру других монополий.
Если же сосредоточиться на первом и последнем вариантах, то будут достигнуты все ключевые цели приватизации ОПЗ и других подобных объектов.
Решение спорных вопросов снимет опасения иностранных инвесторов, а борьба с коррупцией выведет предприятие из убыточности, а значит, повысит его стоимость. Только так можно рассчитывать на успешную приватизацию в Украине. Иначе — все будет "как обычно", а так бы опять не хотелось…
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.