5 фактів про бурштин, через які не видно світла в кінці тунелю
Місцеві жителі за добу можуть "накопати" більше, ніж заробити на підприємстві за місяць. Прикордонники знаходять в 20 разів менше контрабанди, ніж їх сусіди. (Рос.)
Цифры ниже ярко иллюстрируют, почему рынок добычи янтаря будет очень сложно урегулировать и вывести в легальное русло – слишком велик соблазн, слишком много заинтересованных сторон.
Местные жители за сутки могут "накопать" больше, чем заработать на предприятии за месяц. Пограничники находят в 20 раз меньше контрабанды, чем их соседи.
А государство штрафует на 34 тыс гривен, понимая, что размер рынка нелегальной торговли оценивается в 200 млн долларов в год.
В такой системе координат сдвинутся с места, мягко говоря, сложно.
1,5 млрд грн ренты в госбюджет в планах против 50 тыс грн в реальности
В бюджете на 2016 год заложены доходы от уплаты ренты при добыче янтаря - 1,5 млрд. грн. Ставка ренты - 30%.
Спецразрешений на геологическую разведку и добычу янтаря сегодня всего шесть, принадлежат они четырем юридическим лицам (четыре спецразрешения у двух госкомпаний, два – у частных структур).
По данным ГФС, в 2015 году все четыре предприятия суммарно заплатили в государственный бюджет 50 тыс гривен. То есть – в 30 тысяч раз меньше, чем планируется получить в текущем году.
34 тыс гривен штрафов против 300 млн долларов незаконного оборота
По данным Государственной экологической инспекции в 2015 году в Волынской, Ровенской и Житомирской областях привлечены к административной ответственности 123 человека в виде штрафа на общую сумму 34 тыс грн.
При этом размер рынка нелегальной торговли оценивается в не меньше, чем 200 млн долларов в год.
20% добытого янтаря против 80% утраченного
Кустарный метод добычи янтаря с помощью лопат и мотопомп позволяет добыть только 20% от реальных запасов, по оценкам геологов не извлеченными остается порядка 80% залежей.
605 кг или 19 тонн контрабанды за год
По данным государственной пограничной службы Украины в 2015 году на польском участке, при попытке вывоза из Украины в 65 случаях было выявлено и изъято 605 кг янтаря.
При этом в Министерстве Финансов Польши сообщили, что на польско-украинской границе в течение 2015 года зафиксировали 225 случаев незаконной перевозки янтаря. В прошлом году было изъято 19,5 тонны янтаря.
5 230 гривен в месяц против 300 долларов в сутки
Средняя зарплата в Украине в декабре 2015 года составила 5 230 грн. Черный старатель в среднем может заработать от 500 гривен в день. Если попадет на жилу и добудет много камня хорошего качества, то легко может иметь по тысяче долларов.
Местные жители утверждают, что если выходить через день, то за год можно заработать 50 тыс долларов. А хозяин помпы, если попадёт на жилу, может поднять эту сумму за сутки.
Что нужно сделать для изменения ситуации?
Прекращение или уменьшение масштабов нелегальной добычи
Максимальное наказание, которое получают сегодня нелегальные старатели – это условный срок или штраф в 6 тыс гривен, причем нередки случаи, когда по решению суда старателям возвращают изъятую помпу.
Нужно на законодательном уровне усилить уголовную ответственность за незаконную добычу - только лишение свободы, без альтернативной санкции в виде штрафа или значительное увеличение штрафов.
При этом необходимо предусмотреть конфискацию орудий незаконной добычи (мотопомп, экскаваторов) с обязательным последующим их уничтожением.
Кроме того, нужно ввести ответственность за незаконное (без документов, подтверждающих происхождение товара) хранение, транспортировку и реализацию янтаря.
Для легальных предприятий необходимо установить существенные административные штрафы за несоблюдение технологии добычи янтаря и рекультивации земель после добычи.
Уже сейчас совместно с группой народных депутатов, небезразличных к судьбе региона, мы готовим соответствующие законопроекты. Рассчитываю, что они найдут поддержку в парламенте.
Привлечение предприятий к легальной добыче
Необходимо обеспечить проведение Госгеонедрами открытых и прозрачных аукционов по продаже спецразрешений на разведку и добычу янтаря.
Уже более полугода "бродят" коридорами власти наработанные нашей командой изменения в постановления Кабинета министров Украины №615 и №594, которые регламентируют процесс предоставления недр в пользование и проведение аукционов.
Визирование-перевизирование, повторное согласование, бюрократические процедуры, кажется, могут тянуться годами.
При этом изменения критически важные и необходимые – они убирают большинство оснований для непрозрачного получения недр в пользование без аукционов, устанавливают нормальные европейские правила. Для государственных предприятий остаются льготные условия получения спецразрешений – без аукциона.
Обеспечение восстановления окружающей среды
Для легально работающих предприятий необходимо на законодательном уровне установить четкие требования к технологиям добычи.
На наш взгляд, для сохранения окружающей среды это может быть только открытый карьерный способ - мотопомпы и другие устройства для кустарной добычи должны быть запрещены.
Параллельно должны быть определены четкие требования к рекультивации земель после добычи, а задача государства - обеспечить неукоснительный контроль за соблюдением требований по технологии добычи и рекультивации - Госэкоинспекция, Госгеонедра, Служба охраны труда (Госгорпромнадзор).
В данный момент мы формируем группу экспертов при Минприроды, которая в ближайшие несколько месяцев разработает проекты соответствующих технологических требований.
Гораздо более проблемный вопрос – как восстановить уже нарушенные земли.
По данным Гослесагентства это 3,5 тыс га леса. На самом же деле фактически поврежденных площадей в разы больше.
Рекультивация и восстановление этих территорий - это сотни миллионов гривен, которых сегодня нет ни в государственном, ни в местных бюджетах.
Как вариант, возможно создание спецфонда в местных бюджетах, который будет наполняться за счет поступления части ренты. Кроме того, мы должны отработать возможность привлечения международной помощи.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.