Десять міфів про чиновників в Україні

Десять міфів про чиновників в Україні

Не всі чиновники беруть хабарі. Хабарників - тільки 1%. Хто вони? Ті, хто приймають рішення про розподіл коштів з держбюджету. (Рос.)
Середа, 16 березня 2016, 15:00
Жанна Балабанюк, член експертно-консультативної ради при Національному агентстві України з питань державної служби, гендиректор консалтингової компанії R&C Kyiv Group LLC

1 мая 2016 года вступает в силу закон "О государственной службе".

Как будет реформироваться эта сфера? Сколько чиновников уволят и кого наймут?

Пока стратегия реформы государственной службы еще не утверждена и ходит между кабинетами секретариата Кабмина и представительством ЕС в Украине.

А в кабинетах Нацгосслужбы идет активная подготовка 30 подзаконных актов, чтобы новый закон о госслужбе через полтора месяца заработал в полную силу.

Реклама:

Чиновники привлекают к процессу и представителей общественности.

Тем временем вместо реальных шагов со стороны власти по преобразованию госслужбы в профессиональную украинцам активно насаждаются очередные мифы о стандартах госслужбы. Вот десять самых распространенных из них.

Миф №1: в Украине нет чиновников-профессионалов.

В каждой организации, независимо от ее размеров и формы собственности, всегда есть профессиональные сотрудники, которые честно и качественно выполняют свою работу. Да, вопрос в их проценте и сфере влияния.

Сейчас, когда трансформируется служба, таких людей нужно заинтересовывать, чтобы они принимали участие в конкурсах, которые начнутся в начале лета.

Сегодня время создать условия для их удержания и развития на государственной службе, а не для вымывания, как это происходит. Иначе государство как институт станет несостоятельным и неудобным для его граждан.

Миф №2: все чиновники - коррупционеры.

Не все чиновники берут взятки. Особенно чисты и честны чиновники уровня специалистов и руководителей отделов. Они настоящие работяги, которые выполняют 99% всей работы в государственных органах.

Взяточников - только 1%. Кто они? Те, кто принимают решения, в том числе о распределении средств из госбюджета. При этом для значительной части крупного бизнеса коррупционные схемы встроены в производственную цепочку.

Коррупция взяток - это коррупция на миллионы долларов, однако узаконенная коррупция, то есть та, которая вшита в законы и подзаконные акты, приносит мошенникам уже миллиарды. Дерегуляция, прозрачность и открытость - это те процессы, которые уже сегодня уменьшают процент коррупции.

Миф №3: новые лица лучше, чем старые кадры.

Новые и старые лица - это не более чем дешевые манипуляции общественным сознанием. Они отвлекают внимание от реальных достижений кандидата. Нужно вообще отойти от крайностей: или "восстание из пепла" старых персонажей, или воспевание святости и неподкупности новых лиц.

Главная беда - при этом не происходит объективной и адекватной оценки кандидатур. Мы должны смотреть на реальные дела, успехи, провалы, реализованные проекты и профессиональные достижения конкретного соискателя должности. Исправим это - и наша госслужба станет лучше.

Миф №4: главное, что порядочный человек, а профессии научится.

Во-первых, понятие "порядочный человек" неоднозначно. Быть порядочным в профессии и быть порядочным в жизни - далеко не одно и то же.

Во-вторых, даже если человек порядочный сейчас, непонятно, как он будет себя вести на высокой должности, с властью в руках и множеством денежных соблазнов. Негативных примеров предостаточно. Не нужно подменять понятия.

Профессионализм нарабатывается годами. Быть лучшим в своей профессии - это длительный путь и сложный труд, многолетняя практика, которой "порядочные люди" не смогут быстро овладеть. Мы, общество, должны ответить на вопрос, какую цену мы готовы заплатить за непрофессионализм "порядочных людей".

Можем ли мы себе позволить, чтобы атомными станциям или самолетами управлял порядочный непрофессионал? А чем отличается сложный, многозадачный государственный механизм? Чтобы справиться с ним, ярких фраз, политических амбиций и острого желания власти будет мало.

Миф №5: чиновников нужно заменить бизнесменами.

Бизнесмены, которые идут во власть, до этого жили и работали в Украине и были частью коррумпированной системы: получали лицензии и участвовали в тендерах. Они "дружили" с каждой властью, которая была в Украине в течение последних 25 лет, решали вопросы в разных ситуациях разными методами.

Да, они успешны в своей сфере, но они работали по существующим в стране правилам игры. При этом управление бизнесом и управление государством - это разные вещи. Цена ошибки разная, как и уровень социальной ответственности.

Специфика публичного администрирования требует его понимания и знаний, а не только наличия управленческого опыта, даже если он успешный. Есть ли у нас время на то, чтобы дать бизнесменам разобраться и освоиться на госдолжности?

Тем временем в каждом государственном органе есть руководители среднего звена, которые профи и имеют опыт работы в государственном секторе. Они хорошо знают особенности публичного администрирования.

Нужно лишь научить их современным инструментам менеджмента, развить их навыки, и из них получатся отличные государственные менеджеры.

Миф №6: нам нужна команда реформаторов.

Понятие "команда реформаторов" созвучно с "молодой командой". По факту происходит нивелирование понятий "реформы" и "команда реформаторов".

Реформы - это хорошо и правильно, но для начала мы должны ответить на ключевой вопрос: есть ли у нас стратегия развития страны на 10-15 лет. Она должна выполняться независимо от смены политических элит в Украине.

Трансформация страны - это управление изменениями, их внедрение на всех уровнях. Насколько те, кто позиционируют себя как реформаторы, имеют реальный опыт, знания и навыки внедрения изменений в правовой, социальной, организационной, информационной, учебной и коммуникативной плоскостях?

Писать презентации мы научились, а управлять изменениями и внедрять реформы на практике? Ответ на этот вопрос знает каждый украинец.

Миф №7: иностранцы лучше, чем украинцы.

Не следует возлагать огромные надежды на иностранцев по двум причинам.

Во-первых, они приезжают работать в Украину на определенный срок и оседают здесь редко. То есть работу в украинских госорганах они воспринимают как временные контракты и один из этапов международной карьеры.

Во-вторых, за время процесса "реформирования развивающихся стран" в мире сформировалось сообщество "экспертов-реформаторов". Их бизнес - получить рабочее место в госоргане реформируемой страны и сконцентрировать в своих руках немалые бюджеты, выделяемые на реформы.

Как говорится в Библии, нет пророка в своем отечестве. Может, хватит признавать украинских экспертов только после того, как они стали звездами за рубежом?

Миф №8: нам нужны лучшие международные и европейские практики.

Очередная громкая фраза, за которой ничего нет. Что представляют собой эти практики? Насколько опыт других стран применим в украинских реалиях?

Мировой опыт изучать необходимо, но его обязательно нужно адаптировать к украинским реалиям, а не стремиться реализовывать в нашей стране чужие модели и практики. Конечно, если мы строим действительно конкурентную современную страну, а не колонию глобальных мировых игроков.

Миф №9: чтобы чиновник хорошо работал, ему нужно поднять зарплату.

Теории мотивации доказывают, что человеку нужно обеспечить достойный уровень оплаты, чтобы все его жизненные потребности были реализованы. Однако уровень мотивации напрямую не связан с уровнем оплаты труда.

Человек максимально раскрывает свои возможности, когда его ценят и дают возможность профессионально развиваться.

Если создать плохие условия труда, унижать человека, игнорировать его идеи, предложения, наказывать инициативу, создавать невыносимую атмосферу в коллективе, то даже высокий уровень зарплаты не удержит его на такой работе.

В Украине большинство чиновников получают 2-4 тыс грн в месяц и при этом добросовестно выполняют свою работу. Уровень оплаты их труда нужно поднимать. Однако самое главное - нужно создать условия, при которых госслужащий сможет открыто вносить предложения, высказывать свое мнение, быть инициативным, проявлять творчество и улучшать свою работу.

Это то, что обязательно повисит продуктивность его труда и вместе с повышением его зарплаты станет залогом кардинального улучшения качества предоставления услуг в государственном секторе.

Миф №10: нужно уволить 50% госаппарата - штат раздут, они дармоеды.

Обсуждать процент сокращения госаппарата без понимания необходимости этого шага - непрофессиональный и некорректный подход. Нужно ответить на вопросы, кто нам нужен, какой квалификации, какие объемы работ они должны выполнять.

У нас модель госаппарата меняется с приходом каждой новой власти на удобную для нее форму. При этом потребности людей, конечных потребителей услуг государства и налогоплательщиков, ни одна власть не принимала во внимание.

Перед тем как принимать решения о сокращении госаппарата, нужно ответить на вопросы: какими должны стать госслужба и чиновники в ближайшие три-пять лет, какие услуги они должны предоставлять, как оценивать результаты их работы.

Только после этого можно профессионально ответить на вопрос, сколько чиновников и какой квалификации нужно Украине.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: