Аудиторська реформа. П'ять переваг для національних аудиторів
Престиж професії здобувається роками, а втрачається за день. Відсутність розголосу про сприяння аудиторів банкрутству банків створює ілюзію, що на ринку все спокійно. (Рос.)
Более десяти лет мы говорим о реформе аудиторской деятельности, но только сейчас максимально близко подошли к ее реализации.
Основные реформы связаны с обеспечением двухуровневой системы контроля качества за работой аудиторов, клиентами которых являются субъекты общественного интереса - СОИ.
Это банки, страховые, публичные акционерные общества, эмитенты ценных бумаг - участники фондовых рынков, негосударственные пенсионные фонды и другие финансовые организации, крупные предприятия, в том числе государственные.
Для контроля качества аудиторов СОИ будет создана Инспекция по контролю за качеством.
В ней на постоянной основе будут работать профессиональные аудиторы с высокими зарплатами. Это обеспечит объективность и непредвзятость их выводов.
Надзор за деятельностью инспекции будет осуществлять независимый от профессии орган - Совет по общественному надзору за аудиторской деятельностью, созданный при Министерстве финансов.
В его состав войдут по одному представителю от Минфина, НБУ, НКЦБФР, Госфинуслуг, Минэкономики, Минюста, Минобразования, а также четыре непрактикующих аудитора.
Аудиторская палата - АПУ - станет саморегулирующей профессиональной организацией, которой будут делегированы функции контроля над беспрерывным образованием аудиторов, контроля качества аудиторских услуг субъектов аудиторской деятельности, которые не проводят обязательный аудит СОИ.
Также АПУ будет проводить дисциплинарные расследования.
Впервые регуляторы объединились, чтобы защитить граждан от будущих потрясений, связанных с неплатежеспособностью банков и других финансовых учреждений, а также от мошенничества эмитентов ценных бумаг.
Институциональная реформа аудиторской деятельности, разработанная Минфином, обеспечит независимый и непредвзятый контроль качества за аудиторами СОИ, общественный надзор за профессией аудитора в целом.
Поговорим о преимуществах реформы для национальных аудиторов.
Расширение рынка аудиторских услуг
Согласно действующему законодательству Украины обязательный аудит предусмотрен, среди прочего, для публичных акционерных обществ, банков, страховых, финансовый учреждений. Новый закон про аудиторскую деятельность предусматривает расширение обязательного аудита и для крупных компаний.
Нельзя рассматривать реформу аудиторской деятельности отдельно от реформы бухгалтерского учета. В частности, предложенные недавно Минфином изменения к закону про бухучет предусматривают, что и средние компании будут обязаны предоставлять финансовую отчетность вместе с отчетом аудитора.
Фото slovovolyni.com |
Как известно, градация компаний на микро, малый, средний и крупный бизнес осуществляется с учетом совокупной стоимости активов, чистого дохода и количества штатных сотрудников. Изменения к закону про бухучет предусматривают европейскую модель категоризации предприятий Украины.
Таким образом, рынок аудита, по нашим подсчетам, получит плюс 3 тыс крупных компаний и плюс 13 тыс средних компаний, которые станут клиентами национальных аудиторов. Нет сомнений в том, что в будущем заключениям аудиторов будет доверять и налоговое ведомство.
Единый реестр аудиторов
Ввиду низкого контроля качества аудиторских услуг со стороны АПУ такие регуляторы как НБУ, НКЦБФР и Госфинуслуг давно ввели свои требования к аудиторам и отдельные реестры.
Кроме того, дополнительные требования к аудиторам госкомпаний были введены постановлением Кабмина №390 от 4 июня 2015 года.
Таким образом, субъекты аудиторской деятельности регистрируются в пяти разных реестрах, а это дополнительные расходы на обучение, включение в реестр и продление присутствия в реестре.
Законопроект Минфина предусматривает ведение единого реестра субъектов аудиторской деятельности на бесплатной основе. В реестре будут отдельно отображаться субъекты аудиторской деятельности, которые имеют право проводить обязательный аудит, в частности, аудит СОИ.
Как видим, явным преимуществом является как сокращение количества реестров, так и снижение затрат аудиторов на включение в реестр.
Сертификация аудиторов
Как известно, сертификацию аудиторов организовывает и проводит АПУ.
Часто аудиторы на экзаменах в качестве надсмотрщиков видят действующих членов АПУ - собственников аудиторских компаний, от решения которых зависит их будущее. Экзамен проходит в два этапа, и за каждый этап аудитор платит АПУ 3 тыс грн. Сертификат аудитора подлежит продлению каждые пять лет.
Новый закон предусматривает принципиально новую процедуру допуска аудиторов на рынок и упразднение самой процедуры сертификация аудиторов.
Обязательными условиями допуска к профессии станут: подтверждение уровня знаний - можно будет делать зачеты с дипломами вузов и международными сертификатами, подтверждение профессиональной компетентности путем сдачи квалификационного экзамена, прохождение практической подготовки.
Фото slovovolyni.com |
При условии наличия подтверждения теоретических знаний и результатов сдачи квалификационного экзамена, наличия позитивной характеристики по результатам прохождения стажировки аудитор включается в единый реестр.
Никаких сертификатов А или Б, никакого продления - действующие сертификаты аудитора подлежат автоматическому включению в реестр.
Экзамены будут проводить независимые центры оценивания знаний. Подготовку к сдаче экзаменов могут проводить вузы и профессиональные организации, в том числе АПУ. Экзамены будут проходить в виде анонимного тестирования.
За сдачу экзамена предусмотрена оплата в размере одной минимальной зарплаты независимому центру оценивания знаний и двух минимальных зарплат организации, которая осуществляет методологическое обеспечение экзаменов. Таким образом, максимальная стоимость не превысит 3 654 грн.
Важно добавить, что предложенная в законопроекте Минфина процедура допуска аудиторов полностью соответствует требованиям европейских директив.
Европейское признание
Согласно статье 387 ассоциации с ЕС Украина взяла на себя обязательство привести национальное законодательство в сфере бухучета и аудита к требованиям европейских директив.
С самого начала подготовки институциональной реформы аудиторской деятельности мы активно сотрудничали с Еврокомиссией, Мировым банком и независимыми органами общественного надзора европейских стран.
Наша конечная цель - признание Еврокомиссией соответствия регулирования аудиторской деятельности директивам 2006/43/ЕС и 2014/56/ЕС.
Над законопроектом работал независимый эксперт Мирового банка и Еврокомиссии Джон Хупер, а текст законопроекта отправлен в международные институции с просьбой провести тест на соответствие европейским нормам.
Получение таких подтверждений является ключевым аргументом для правительства и всех стейхолдеров. Что это значит для национального аудитора?
Во-первых - европейское признание квалификации аудитора.
Во-вторых - относительно свободный доступ на европейские рынки.
В-третьих - участие органа общественного надзора за аудиторской деятельностью Украины в Форуме международных аудиторских регуляторов IFIAR. Значит, голос национальных аудиторов услышат более 50 стран мира.
Фото torange-es.com |
Наконец, самое важное - признание национальных аудиторов иностранными инвесторами, которые имеют в Украине свои дочерние предприятия. И снова мы говорим о перспективах развития рынка аудита.
Независимость, престиж и доверие
Основным принципом профессии аудитора является независимость. И если профессиональную независимость аудитор обеспечивает себе сам, то независимости от АПУ всем явно не хватает.
Сегодня и сертификация, и регистрация, и контроль качества, и дисциплинарные расследования находятся в руках АПУ, а фактически все сконцентрировано в руках практикующих аудиторов - членов АПУ.
Более того, повышение квалификации ограничено АПУ или журналом "Аудитор Украины". Мы даем возможность профессиональным организациям развиваться, обучать своих членов и учитывать это в качестве повышения квалификации.
Как известно, престиж профессии нарабатывается годами, а потерять его можно за один день. Отсутствие огласки о непосредственном пособничестве аудиторов в банкротстве банков создает иллюзию, что на рынке все спокойно.
Правда ведь, не сравнить со скандалом вокруг банкротства американского инвестиционного банка Lehman Brothers в 2008 году, о котором знают все аудиторы в Украине. Подобные громкие скандалы лишают людей возможности дискуссии относительно того, надо ли проводить реформы и ужесточать контроль.
За всем этим стоит доверие людей - не только к банковским институциям, но и к аудиторам. Как раз от уровня доверия зависит будущее профессии. К сожалению, его в Украине нет, и впереди у нас долгий путь его завоевания.
Я умышленно упускаю еще один фактор - борьбу с коррупцией, надеясь, скорее, на бдительность самих аудиторов. Наше будущее находится в наших руках.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.