Українська правда

Як реалізувати програму Порошенка

Модернізація вимагатиме майже військової мужності. Можливо, реформаторам силових структур, митниці та податкової в ході перетворень і після них доведеться поміняти ім'я, біографію, зовнішність і навіть країну. (Рос.)

В самом начале президентской кампании наткнулся в соцсети на страничку с таким названием.

Она содержала набор лозунгов вроде "победим коррупцию, восстановим справедливость".

Каждый из этих лозунгов являл собой одновременно и название, и содержание пунктов программы, которые можно было одобрять-лайкать.

Я согласился с несколькими пунктами вроде того, что "лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным".

Списав лаконичность на прагматизм бизнесмена, уверенного в своей безальтернативности, больше к ней не возвращался.

Решив, как и большинство граждан, отдать свой голос лучшему из кандидатов и прогнозируемому победителю, принялся ждать реальную программу.

Сейчас понял, что не дождусь, и это закономерно.

Начнем с плохого. Предвыборный лозунг "Жити по-новому" - всего лишь визуализация - по совету психологов - фобий Петра Алексеевича. Ему пока тяжело быть президентом, адекватным эпохе. В силу объективных причин это станет понятно либо будет опровергнуто к середине осени.

Как известно, повлиять на характер взрослого человека и перевоспитать его невозможно, поэтому оставим на время методы решения этой возможной для страны проблемы. Тем более, что набор их ограничен, и они всем известны.

Сосредоточимся на втором и лучшем варианте, при котором президент не просто фантастически удачлив и весьма талантлив, но и дьявольски мудр.

Наличие первых двух качеств бесспорно. Можно надеяться, что и с присутствием третьего не ошибся. При этом стиль Мудреца не исключает использования в некоторых моментах приемов Героя, отнюдь.

Очевидно, что стране нужны экономические преобразования. Логическая схема запроса на реформы, на примере изменения налоговой системы, выглядит так.

1. Как есть: завышенные в 2-2,5 раза налоги для малого и среднего бизнеса, порочная налоговая система с НДС и налогом на прибыль.

2. К чему это ведет: малый и средний бизнес не может выплачивать их в полном объеме и закрывается. Крупный бизнес имеет больше возможностей для "оптимизации", чем и пользуется. Это приводит к коррупционному разложению всех без исключения контролирующих органов.

3. Как должно быть: сниженные до выплачиваемого уровня налоги, а в идеале - устранение возможности уклонения от налогов для бизнеса и одновременно исключение схем взяткотрафика для контролеров от государства.

4. Пути решения: снижение налогов и замена НДС и налога на прибыль налогом с оборота - НО.

Фото vse.rv.ua

Какие для этого нужны ресурсы?

Финансовые. При уменьшении в 2-2,5 раза налоговой нагрузки и с устранением возможности налогового уклонения благодаря введению НО собираемость налогов в первые месяцы снизится всего на 20-25%, но никак не в 2-2,5 раза.

В среднесрочной перспективе этот недобор компенсируется поступлениями от оживления деловой активности. Первые шесть-восемь месяцев можно перекредитоваться из денег международных финорганизаций.

Сейчас меньше факторов давления на резервы НБУ: внешнеторговый оборот самобалансируется, конвертация и выведение денег за рубеж от коррупционной деятельности младоолигархов и высших госчиновников остановлены.

Возможно, остается утечка от рефинансирования банковской системы, судя по некоторым публикациям, но и это можно перекрыть.

Человеческие. Предыдущая административная вертикаль выдвигала наверх людей с двумя развитыми компетенциями: доводить до нижестоящих указания и передавать наверх взяткотрафик в положенном объеме.

По опыту общения с налоговыми и таможенными инспекторами районного уровня могу сказать, что любой из них способен профессионально выполнять обязанности на областном уровне, а начальники отделов - на государственном.

То же относится к судьям нижнего звена. При проведении налоговой реформы недостатка толковых специалистов точно не будет.

Организационные. Где-то промелькнуло, что в разных структурах существует девять групп, занимающихся вопросами улучшения налоговой системы. Двадцать первый век дает еще одну возможность организоваться: с помощью этого сайта. Аудитория больше любого актового зала.

Обращаюсь к предпринимателям и налоговикам: если согласны с тем, что налоговые реформы назрели, высказывайте свою точку зрения общественности и конкретным адресатам в органах власти, способным влиять на принятие решений.

Пути самые разнообразные: от публикаций в прессе и организации опросов налогоплательщиков до адресной отправки предложений электронной и обычной почтой со своей подписью или под псевдонимом.

Административные. Только на этом этапе основное место в реализации программы президента принадлежит главе государства и другим высшим госменеджерам - премьеру и министрам. Тут остановимся подробнее.

Петро Порошенко з активістами Майдану. Фото president.gov.ua

Помимо инерции в мышлении и действиях основной массы населения, главной проблемой является сопротивление бенефициаров коррупционной модели. Они умны и хитры, но не настолько всемогущи, как кажется на первый взгляд.

Переиграть их можно. Нужно только проявить волю к переменам у нескольких десятков субъектов этого пункта логической схемы. Это непросто, но достижимо.

Для этого нужно создать временную президентскую экспертную структуру, которая в том числе будет центром кристаллизации идей общественности. Экспертные группы этой структуры будут центрами притяжения формальных и неформальных общественно-экспертных групп, работающих по той же тематике.

Наиболее эффективна сетевая, децентрализованная модель выработки решений при вертикально-интегрированном алгоритме контроля и коррекции их реализации. Она позволит минимизировать риски торможения реформ представителями коррупционной связки бизнеса и плутократии прошлой эпохи.

Сложно остановить законопроект, который получил широкое общественное одобрение и который имеет сразу нескольких инициализаторов.

Таким образом, программу реформ должны написать граждане. Где же тут роль президента? Самая непосредственная - внешне малозаметная, но ключевая.

Во-первых, он должен создать президентскую экспертную структуру.

Во-вторых, - координировать имплементацию законодательных наработок.

В-третьих, - контактировать с общественными экспертными группами, поощряя наиболее результативные наградами и грантами на продолжение деятельности.

Реформы - это иная форма АТО, на антикоррупционном фронте - АКО. Модернизация наиболее криминализованных сфер коррупционно-бюрократического строя требует почти военного мужества и мер безопасности.

Возможно, координаторам и ключевым игрокам в реформировании таможни, налоговой, силовых структур в процессе и после модернизации придется поменять имя, биографию, внешность и даже страну.

Надеюсь, президент сумеет отыскать и привлечь к проведению модернизации порядочных офицеров правоохранительных органов, способных осуществлять силовое прикрытие. Осмелюсь советовать искать среди младших офицеров, до капитана включительно. Их система просто не успела разложить.

Давно подмечено: умный знает, как выйти из ловушки, а мудрый - как туда не попасть. Хочу надеяться, что президент просчитывает возможности и готовит предпосылки для полного реформирования указанных сфер.

Фото president.gov.ua

Уже сейчас можно проводить подготовительный период, эффективнее расходуя крайне ограниченный временной ресурс. Например, обязать министерства и ведомства создать кадровый резерв, о чем вывесить информацию на их сайтах.

Попросив вместе с резюме присылать свое видение развития соответствующей структуры с указанием ожидаемой зарплаты и системы вознаграждения.

Это позволит наиболее эффективно использовать человеческий капитал страны. Это вообще не требует денег, но эффект может дать огромный, особенно при наличии хоть минимального желания реформироваться.

Реформы ухудшат жизнь нескольким десяткам тысяч коррупционеров. Да и то ухудшение будет по принципу "на мелкий жемчуг станет хватать". Более чем сорока миллионам украинцев модернизация пойдет во благо. Петр Алексеевич, решайтесь, пожалуйста. Народ поддержит.

Фото на головній: Петро Порошенко. Фото president.gov.ua

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.