Продаж конфіската: корупція у новій обгортці
Хто при здоровому глузді зважиться купити квартиру або нежитлове приміщення, жодного разу їх не подивившись і не ознайомившись з усіма документами? На сайті Мін'юсту нерухомість продається без фотографій і можливості її подивитися. (Рос.)
1 июля стартуют торги Минюста по продаже конфиската через интернет.
Почему же столь нужный проект оказался потенциально коррупционным?
В начале мая 2014 года новое руководство Минюста решило присвоить и выдать за свое новое начинание идею продажи конфиската через интернет.
На самом деле эта идея витала в Минюсте уже около двух лет, однако не было политической воли ее реализовывать.
Тем более жаль, что начинание, которое должно было стать чуть ли не главным достижением нового руководства ведомства по борьбе с коррупцией, оказалось едва ли не самым большим его провалом, сопровождающимся коррупционными скандалами и журналистскими расследованиями.
Продажа конфиската всегда была одной из самых коррупционных сфер, на которой, как сказал министр юстиции Павел Петренко, зарабатывали чиновники.
Он также привел суммы заработков этих чиновников и торговцев: около 400 млн грн официально и около 2 млрд грн коррупционных доходов в год.
Первостепенной задачей нового руководства Минюста должно было стать полное прекращение коррупционных схем и настройка прозрачной продажи конфиската.
Политический капитал, который мог заработать министр, был бы посто огромен.
Например, президент Грузии Михаил Саакашвили начинал политическую карьеру как министр юстиции, который боролся с коррупцией в этом ведомстве. Именно антикоррупционная деятельность дала старт его политической карьере.
Однако руководство Минюста, похоже, предпочло призрачным перспективам "живые" деньги. Вместо того, чтобы позволить продавать конфискат всем желающим, ведомство приняло решение о его монопольной реализации через подконтрольное ему госпредприятие "Информюст" за 5% стоимости.
Идея обосновывалась тем, что за эту услугу частные торговцы, которые ранее побеждали на тендерах Минюста, брали 15%. На самом деле схема была такой: из 15% вознаграждения торговца 10% шло "семье", а 5% оставалось Минюсту на организацию "бизнеса". Самому торговцу доставалось не более 1%.
Поскольку "семьи" нет, а руководители страны на коррупционные доходы от продажи конфиската не претендуют, то в финансовом плане для системы Минюста ничего не изменилось.
Оставлять старую схему было нельзя, хотя уже более четырех месяцев, с момента назначения нового руководства Минюста, она успешно работает в 21 области, а с 1 июля останется работать в 15 областях. Куда все это время шли и идут миллиарды гривен корупционных доходов?
Передача продажи конфиската в монополию "Информюсту" позволяет контролировать все соответствующие финансовые потоки. Выгода очевидна: не нужно договариваться об "откатах" с торговцами.
Натисніть для збільшення |
"Правильно" потратить собираемые 5% от продажи имущества - не проблема, потому что государственное предприятие - это не государство.
"Информюст" много лет подряд ежегодно направляло сотни миллионов гривен, собираемых им со всех украинцев при совершении нотариальных действий, в виде роялти частным разработчикам компьютерных программ для работы государственных реестров, находящихся в ведении Минюста.
Таким образом, направить деньги с государственного предприятия в частные карманы не составляет никакой сложности. Правда, после возможного увольнения министр юстиции терял бы право распоряжаться деньгами "Информюста" - оно перешло бы новому руководителю ведомства.
Обидно, наверное, построить схему и жить со страхом, что после увольнения над ней будет потерян контроль. Поэтому Минюст принял решение, что деньги будут выводится на частную компанию за услуги по хранению конфиската.
"Честный" тендер по выбору хранителя провели за три дня. Победило ООО "Альфа химтрейд" с уставным капиталом 5 тыс грн, которое никогда не занималось этой деятельностью. Фирма будет хранить имущество на миллиарды гривен за 3% от его стоимости из тех 5% стоимости услуг "Информюста".
Електронні торги. Фото прес-служби ДВС України |
Договор с "Альфа химтрейд" заключался навсегда, поэтому со сменой руководства Минюста это фирма и дальше будет получать свой доход.
В журналистских расследованиях эта фирма связывалась с нынешним руководителем Минюста.
Под давлением журналистов и общественности после президентских выборов Минюст внес изменения в свои приказы. Он отменил всеукраинского хранителя, передав право его выбора рядовым государственным исполнителям.
Еще в мае, после презентации Минюстом пилотного проекта по продаже конфиската через интернет, было понятно, что это не решит коррупционные проблемы в этой сфере.
Продажа конфиската через интернет - дело правильное, но монополизация этой продажи - это плохо, а государственная монополизация - очень плохо. Монополия - это всегда высокие цены, низкое качество и отсутствие возможности выбора.
Кстати, введение монополии по продаже конфиката через подконтрольное Минюсту госпредприятие уже было несколько лет назад: ГП "Укрспецюст" закончило свою деятельность в этой сфере банкротом, не рассчитавшись с кредиторами и покупателями конфиската.
Кроме высокой стоимости услуг торговцев конфискатом, основные деньги в этой сфере зарабатывались на ограничении доступа желающих купить это имущество.
Натисніть для збільшення |
Товар всегда могли купить только "свои" люди. Остальные не имели возможности зарегистрироваться на аукционы. Ели им удавалось пройти регистрацию и заплатить гарантийный взнос, то они его часто теряли, потому что физически не могли попасть в помещение, в котором проводились торги.
Пилотный проект Минюста не решил этих проблем. Обычные люди не могли ранее купить конфискат и сейчас тоже не смогут.
Деньги в этом бизнесе зарабатываются на продаже автомобилей и недвижимости. Бывшие в употреблении мобильные телефоны, ковры, техника и прочая домашняя утварь никогда не представляла экономической ценности.
Кто в здравом уме решится купить квартиру или нежилое помещение, ни разу его не посмотрев и не ознакомившись со всеми документами? На сайте Минюста недвижимость продается без фотографий и возможности ее посмотреть.
У государственных исполнителей, которые работают за зарплату 2 тыс грн, без денег даже снега зимой не допросишься, а не то что показа объекта недвижимости. Жаловаться некому - никто ни за что не отвечает.
Государственная исполнительная служба не отвечает за отмену торгов из-за неправильной подготовки документов для продажи. "Информюст" тоже не несет ответственности, его задача - обеспечивать функционирование сайта, а всю информацию на этот сайт вносят государственные исполнители.
Таким образом, купить объект могут только те, кто имеют административный или коррупционный ресурс для его изучения. Остальные граждане вряд ли решатся купить кота в мешке за сотни тысяч или миллионы гривен.
С автомобилями еще хуже. Арестованные Минюстом машины, особенно если они хорошие, передаются якобы на хранение. На самом деле "хранитель" на них ездит, причем обычно это будущий покупатель.
Посмотреть автомобиль и проверить его техническое состояние крайне сложно - ни государственный исполнитель, ни хранитель его просто не покажут.
Может случиться, что обычный человек рискнет и купит авто "вслепую". Тогда за время с момента окончания аукциона до момента получения покупки "хранитель" может просто снять с машины ценные запчасти "за моральный ущерб".
Получить купленные автомобиль или квартиру можно только после перевода денег на счет государственного казначейства. Там лишних средств никогда нет. Значит, если покупка не понравится, и человек откажется от нее через суд, то вернуть деньги в лучшем случае получится только через год.
Павло Петренко. Фото kmu.gov.ua |
Покупатель никогда не найдет "крайних", потому что ни "Инфорюст", которое продает конфискат в интернете, ни государственные исполнители, ни выбранные ими хранители ни за что не отвечают и материальной ответственности не несут.
Таким образом, запущенный Минюстом пилотный проект по монопольной реализации конфиката через интернет не решил проблем в этой сфере и не ликвидировал коррупционные схемы.
Пока ведомство пытается продвинуть старые коррупционные схемы в новой обертке, страдают кредиторы, не имея эффективного механизма возврата долгов. Экономика продолжит буксовать, государство не собирет налогов, а граждане не получат доходов, что делает невозможным рост внутреннего потребления.
Построить систему продажи конфиската без коррупции просто. Суть любой эффективной системы - в конкуренции и либерализации с механизмами контроля злоупотреблений и компенсацией возможных нанесенных ущербов.
Еще в мае Украинская палата арбитражных управляющих письменно обратилась к министру юстиции и председателю государственной исполнительной службы с предложение допустить к продаже конфиската через интернет всех желающих.
Единственным критерием должно было стать внесение государству денежного залога от желающих торговать в размере не менее 50% от стоимости имущества как гарантии источника компенсации ущерба от возможных злоупотреблений.
Право выбора торговца предлагалось передать кредитору как самой заинтересованной стороне. Введение этой схемы позволило бы государству сразу получить в бюджет миллиарды в виде финансовых гарантий, налогов от торговцев и от исполнительного сбора.
Кредиторы получили бы высокое качество услуг по продаже конфиската и низкие цены - все торговцы конкурировали бы за их выбор. При этом на торговца возлагалась бы обязанность принять имущество на хранение, проверить на него документы и демонстрировать его потенциальным покупателям.
Граждане получили бы десятки тысяч новых рабочих мест.
К сожалению, ни Минюст, ни ГИС не ответили. Если, конечно, не считать их ответом постоянные публичные утверждения, что руководителям Минюста удалось победить коррупцию в сфере продажи конфиската.
Натисніть для збільшення |
Фото на головній: Павло Петренко. Фото kmu.gov.ua
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.