Українська правда

Щебінь на вашу голову

Заїжджають, значить, машини в кар'єр. Їх завантажують, проте до місця ремонту дороги вантаж не доходить. Куди він дівається? Покращує життя простих автодорівців. (Рос.)

Взыскивая в суде проблемную задолженность в пользу организации-поставщика ДП "Николаевский облавтодор", я совершенно неожиданно столкнулась с истинной причиной стука ступицы в переднем левом колесе моего автомобиля.

Стук появился после путешествия по маршруту Киев - Севастополь через Николаевскую область.

Эта причина - "Укравтодор" в целом и ДП "Николаевский облавтодор" в частности.

Хорошо финансируемая, но плохо контролируемая сверху государственная структура автодора стимулирует собственные областные организации "изыскивать внутренние резервы". Проще говоря - выживать и воровать.

Вот внушительных размеров эпическое полотно злоупотреблений в ДП "Николаевский облавтодор". Пока я читала это полотно, в моей голове тихо-тихо гудела мысль: "Вот он, вот он". Кто - он? С этой мыслью я проходила месяц. Наконец в голове щелкнуло, и сложилась полная картина.

Вот он, виновник моего вынужденного пешеходного статуса. Поездка по дорогам Николаевской области стала для моего автомобиля приговором. И не только для моего - Youtube заполнен роликами примерно одинакового содержания.

Как же это происходит в Николаевском облавтодоре, и почему в Украине такие ужасные дороги?

В 2011 году на территорию моего клиента, гранитного карьера, заехали грузовики Николаевского облавтодора. Процедура отработана годами: на основании доверенностей на уполномоченных лиц Павлова В. Д. и Розгон А. С., выданных ДП "Николаевский облавтодор", получить несколько тонн гранитного щебня.

Отличного, между прочим, качества гранитный щебень. В структуре спроса соседки-России украинский щебень составляет до 50%.

Из источников в компании мне известно, что "тихая таможенная война", идущая сейчас на границе Украины и России щебня не касается: соседи его быстренько признали "товаром стратегического назначения", и фуры украинских гранитных карьеров беспрепятственно минуют закрытую таможню.

Заезжают, значит, машины на территорию карьера. Водители предъявляют доверенность на получение. Их загружают щебнем, прикладывают к грузу накладную, и щебень уезжает в облавтодор.

Через некоторое время из облавтодора приезжает лично руководитель Первомайского районного управления Бабич и привозит подписанные и пропечатанные мокрыми печатями документы за подписью уполномоченных лиц - тех самых Павлова и Розгон. Рутина, одним словом.

Однако сделка на этом не завершена. Отгруженный товар должен быть оплачен. Во всем цивилизованном мире все так и происходи, кроме Николаевского облавтодора и, возможно, ряда других дочерних организаций "Укравтодора".

В этом месте и начинаются все ямы на дорогах Николаевской области.

Облавтодор платить отказывается, ссылаясь на то, что документы, привезенные лично руководителем Первомайского райавтодора, фальшивые. Письменные претензии игнорируются. Объяснения представителя облавтодора в суде кратко можно сформулировать так: "Это не мы забирали щебень".

Частичную оплату со своей стороны в размере менее 10% от взыскиваемой с них суммы, объяснить не могут.

Юристы оценят курьезность ситуации. Фактом частичной оплаты облавтодор признал факт отгрузки щебня. Имеющиеся у меня первичные документы позволяют со всей ответственностью заявить: щебень принят автодором и распределен в районные филиалы.

Ниже - пример такой внутренней накладной облавтодора. Документ подтверждает, что отсев щебня был распределен в районный филиал.

Однако до ремонтируемой дороги щебень не доехал. Куда он делся? Улучшает жизнь простых автодоровцев, что регулярно фиксируют проверяющие органы.

Короткая цитата: "При проверке выявлен ряд нарушений при продаже щебеночной продукции сторонним физлицам без каких-либо разрешительных документов". Вот так, просто и со вкусом: сторонним физлицам.

Однако это еще не все. Нет физических лиц, способных освоить такие промышленные объемы щебня, битума и асфальта, как зафиксировано в отчетах СБУ и Госфининспекции. Куда же еще девается щебень?

Как сладко грезил в октябре 2011 года начальник Службы автомобильных дорог Николаевской области Геннадий Савченко!

"Вообще на 2012 год у николаевских дорожников очень амбициозные планы. Намечена замена покрытия на оставшемся участке дороги Ульяновка - Николаев, а это 60 км.

Следующий шаг: уложить на этой магистрали и на николаевском участке трассы Мелитополь - Одесса принципиально новый верхний слой - так называемый щебеночно-мастичный асфальтобетон. Это совсем другой уровень. Именно этому материалу европейские дороги обязаны своим долголетием".

Настоящее "европейца" Савченко выглядит по-другому: "Результаты ревизии финансово-хозяйственной деятельности Службы автомобильных дорог в Николаевской области, проведенной Госфининспекцией, засвидетельствовали финансовые нарушения, которые привели к убыткам госбюджета на 18,7 млн грн".

Чуть ниже: "Наиболее значительные нарушения допущены вследствие завышения стоимости работ по эксплуатационному содержанию дорог. Ревизия зафиксировала списание материалов, якобы использованных при изготовлении асфальтобетона, которых нет на учете предприятия. Установлены нарушения расходов по оплате труда, при списании ГСМ, асфальтобетона, щебня".

Фото novosti-n.mk.ua

Вот он где, наш щебень: перепродан на сторону и лежит в виде дороги к какой-нибудь высокопоставленной даче. Госпредприятие "Николаевский облавтодор" не расплачивается с частным поставщиком, потому что "все уже украдено до нас".

В 2010 году ревизия Николаевского облавтодора, как и в 2012 году, уже выявляла нарушения на 25 млн грн. История повторяется каждые два года.

Может, мой подопечный карьер - единичный случай неплатежа? Немного "погуглив", прихожу к другому выводу. Николаевский облавтодор придерживается принципиальной позиции: если можно не платить, значит, нужно не платить.

Можно месяцами задерживать зарплату своим 892 рабочим и, удивительное дело, одновременно выигрывать тендер за тендером на обслуживание и строительство автодорог в многострадальной Николаевской области.

Можно не платить донецкому поставщику ООО "Промкомплект" и одновременно получать государственное финансирование, которое за второй-четвертый кварталы 2010 года и первое полугодие 2012 года составило 812,1 млн грн.

С упорством, достойным лучшего применения, николаевские дорожники "дерибанят" государственные деньги, указывая друг на друга: "Это не я. Это он".

Эта технология была мне продемонстрирована в суде, когда представители ответчика отказались от собственных подписей на накладных.

За лиц, получивших доверенность, в стенах облавтодора расписался неизвестный злоумышленник, после чего заставил руководителя Первомайского автодора Валентину Бабич поставить на них печать и привезти документы поставщику.

Грузовик щебня буквально растаял в воздухе. Его никто не принимал, подписи фальшивые, доверенности поддельные. Какой щебень?

Фото news.pn

С трудом, но нам удалось найти доказательства, что щебень был принят по накладным и распределен по филиалам.

Характерно, что примерно в этот же период в другом районном филиале Николаевского облавтодора, Вознесенском райавтодоре, возбуждено уголовное дело против главного инженера, подделывавшего сметную документацию.

Детали этого уголовного дела выглядят как насмешка над здравым смыслом, как яркий образец чиновничьего мышления по принципу "концы в воду".

Кому как, а мне с трудом верится в одинокого злокозненного инженера, который в ночи подделывает акты выполненных работ на какие-то несуразные 90 тыс грн. В сравнении с недостачей материнского предприятия - капля в море.

Оступившийся главный инженер взят на поруки дружным трудовым коллективом Николаевского облавтодора. Он больше не будет.  Очевидно, в следующий раз это будет помощник главного бухгалтера.

Нет никаких предпосылок полагать, что зимой 2013 года ситуация на дорогах улучшится, а лучший в стране щебень карьера моего клиента внезапно займет свое место под асфальтовым покрытием дорог республиканского значения. Нет никаких оснований думать, что весной 2014 года на дорогах не будет ям.

Ямы будут. Будут сломанные полуоси и отлетевшие колеса - в лучшем случае. В худшем - будет так, как с молодым николаевским священником, "внезапно" потерявшим контроль над управлением автомобиля. Так будет по всей стране.

Читаю новости 2011 года, и слезы умиления мешают говорить.

"Поскольку на календаре конец октября, стоит остановиться и на вопросе подготовки к зиме. По словам руководителя ГП "Николаевский облавтодор" Андрея Золотько николаевские дорожники полностью готовы к зимнему периоду.

Заготовлена соль, отремонтирована вся необходимая техника. Большего не дает сделать сложное финансовое положение ГП "Николаевский облавтодор" - у предприятия накопились серьезные долги за предыдущие годы".

А вот реальность. Осторожно: в ролике нецензурная брань.

Что же вам мешает наладить работу вверенной структуры, Андрей Савельевич? Накладную на щебень подписать - и то нужна почерковедческая экспертиза.

Сайт "Укравтодора" призывает граждан оценивать работу дорожных организаций. "Ліквідація ямковості - це перший етап ремонту покриття доріг після зимового періоду", - пишут дорожники. Двойка вам за Николаевскую область.

Учитывая, что "первый этап" ликвидации ямочности на дорогах городского значения оканчивается 15 августа, констатирую я: будущей весной мою и ваши машины ждет та же "ямочность", с которой мы встретили новый 2013 год.

Меня греют два момента: прошлогодний запас черных флажков движения "Я ненавижу Укравтодор" и заявления в прокуратуру и милицию с требованием открыть производство по изложенным фактам.

Ведь им всем ездить по этим дорогам. Других дорог у нас нет.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.