Українська правда

Чи підозрює світовий автопром про існування українського авто?

Українські автовиробники пропонують ввести спецмито 15,1% на імпортні автомобілі. А на найпопулярніші автомобілі з об'ємом двигуна від 1500 до 2200 см ³ - додаткове спецмито 47%. Такі автомобілі подорожчають більше, ніж наполовину. Причому на автомобілі для забезпечених людей ціна не зміниться.

На протяжении последних десяти лет по мере необходимости мы сообщаем участникам Всеукраинской ассоциацияи автомобильных импортеров и дилеров все новости на законодательном поле автобизнеса. Пару раз в неделю или чаще мы делаем так называемую "рассылку", с моим скромным анализом происходящего в стране.

Но именно последние три года мы все чаще практиковались в эпистолярном жанре. Причина проста: рассылки стали практически ежедневными, поскольку все чаще власть держащие вспоминают про автобизнес и пытаются его зарегулировать.

Понятно, что десять лет назад, когда в Украине в год продавалось 10-15 тысяч новых автомобилей, авторынок власти не особо интересовал. Когда же оборот достиг полмиллиона новых авто в год, то сразу же возникла уйма желающих со стороны регуляторов навести на нем "порядок". В их понимании слова "порядок".

Теперь оборот авторынка снова упал до 200 тысяч авто в год, но "руки все тянутся и тянутся". Когда в 2007 году уже был в 10 раз увеличен акцизный сбор (например, для автомобилей с объемом двигателя свыше 3000 см³ - с 0,1 Евро до 1 Евро с "кубика") – мы нахмурились, но стерпели. В 2009 году, в качестве подарка к 8 марта украинским автолюбительницам, Верховная Рада инициировала 13% спецпошлину на импорт авто. Мы роптали, но выдержали.

А теперь снова, предлагается ввести спецпошлину 15,1%. И это уже смешно!

Древняя легенда повествует о царе, который решил поднять налоги и поручил наблюдать за реакцией подданных. Народ роптал, но терпел. Он еще повысил налоги, народ выдержал. Поднял налоги еще раз и приказал выяснить, как реагируют подданные. И тут гонцы принесли тревожные известия: народ даже не протестовал, народ начал смеяться! И тут царь сообразил, что перегнул палку, и остановился.

Так вот – очередная попытка ввести через спецрасследование спецпошлину на автомобили с объемом от 1000 до 2200 см³. Предпринимается она с целью (вдумайтесь!) защитить отечественных автопроизводителей, и вызывает просто взрыв смеха!

А почему бы заодно не обложить "подоходным" инопланетян? Результат по поступлениям в бюджет будет примерно одинаков.

Украинские автопроизводители предлагают ввести спецпошлину 15,1% на импортные автомобили. Что на это можно сказать?

По сути, это запрет на автоимпорт, так как повышение цены импортного автомобиля на 18,3% (15,1% спецпошлина плюс 3,2% НДС на спецпошлину) сделают их неконкурентоспособными по сравнению с такими же автомобилями, которые будут ввозиться в Украину в виде машинокомплектов.

А самое главное, объединение местных автопроизводителей "Укравтопром" в своем заявлении к Минэкономики просит установить на самые популярные автомобили с объемом двигателя от 1500 до 2200 см³ дополнительную спецпошлину. Не 34%, а 47%!

В таком случае (47% спецпошлины + 9,4% НДС на спецпошлину) рост налогов, а значит, и рост цены на импортные автомобили составит 56,4%. То есть, автомобили с объемом двигателя до 2,2 литра подорожают больше, чем наполовину. Что случится дальше? Их импорт просто прекратится!

Причем на автомобили свыше 2,2 литра для обеспеченных людей (3,5-литровые Prado, 6-литровые Cadillac Escalade, Porsche, Lamborghini, на которых предпочитают ездить власть имущие) уровень налогов, а значит и уровень цен, не изменится! (А в связи со вступлением в ВТО Украина даже понизила пошлины на ввоз авто с объемом двигателя более 3 литров – ЭП)

То есть, не богатые платят за бедных, а бедные – за богатых, так как именно люди с достатком ниже среднего были основными покупателями авто с объемом 1500 – 2200 см³.

Нас просто хотят принудительно вернуть во времена Советского Союза. Тем более, что после того, как на 56,4% подорожают импортные автомобили, отечественные автопроизводители обязательно воспользуются моментом: "Шара приплыла…". и повысят цены на свою автосборку.

То есть, они увеличат свою прибыль. По предварительным оценкам, удорожание на 20-30% является вполне ожидаемым.

Тезисы лоббистов украинских "автопромовцев" звучат примерно так: "Временное (до 4 лет) повышение импортных пошлин нужно украинским заводам, чтобы сократить техническую отсталость, освоить выпуск более совершенных моделей и, главное, повысить локализацию их производства в Украине, создав сеть отечественных поставщиков комплектующих".

Эти тезисы не выдерживают критики. Разве 15 лет с 1998 года, когда украинские заводы получили беспрецедентные льготы, было мало украинским заводам? В течении длительного времени тот же "АвтоЗАЗ-Дэу" не уплачивал ни единого налога. Более того, государство дотировало смежников "ЗАЗа" из бюджета. Представьте себе, поставили на завод товар, получили из бюджета возврат НДС, а "АвтоЗАЗ – Деу" ведь не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость.

Владелец АвтоЗАЗа Тариэл Васадзе. Фото autocentre.ua

А пошлина 25%, существовавшая достаточно длительное время? А надбавка к 13% пошлине в 2009 году? И этого всего было мало "Укравтопрому"?

Если предыдущих беспрецедентных преференций было мало, почему вдруг еще 3 года льготного режима для автосборщиков и три года мучений для простых украинцев помогут украинскому автопрому? Может, стоит заняться не поиском автоимпортеров, виновных в бедах украинских автосборщиков, а поискать внутренние причины негараздов. Или автосборщики считают, что плохой народ им достался - украинцы их автомобили не покупают?

Лоббисты укравтопрома утверждают, что "нынешняя 10%-ная пошлина – это ненадолго". И якобы, по условиям вступления Украины в ВТО, в 2013 году ее уровень должен сократиться до 5%. Это утверждение также не выдерживает критики.

По условиям вступления в ВТО, 5% уровень пошлины к 2013 году касается исключительно автомобилей с объемом двигателя свыше 3000 см³ (код 8703 24 10 00) и так называемых motor caravans - автомобилей для временного проживания людей (8703 23 11 10, 8703 23 11 30). Таких автомобилей в Украину ввозится не более 4-6% от общей доли автоимпорта.

Для импортных автомобилей с объемом двигателя от 1000 см³ до 2200 см³, против которых предлагается ввести спецпошлину, никакого снижения ни на сотую долю процента от существующей 10% пошлины правилами ВТО не предусмотрено. Причем, на ближайшую сотню лет.

Давайте спрогнозируем, во сколько раз возрастут поступления в госбюджет от импорта автомобилей после введения спецпошлины. Думаю, вообще прекратятся. Это уже смешно! Смех – последняя грань перед абсурдом.

Так что приглашаем вас вместе посмеяться над "прозорливостью и государственной мудростью" чиновников, решивших таким образом "защитить" украинский автопром и пополнить государственную казну. Смейтесь, господа - таким образом мы снимаем стресс и продлеваем жизнь. А чувство юмора нам пригодится надолго. Подозреваем, что украинские чиновники из года в год долго будут нас смешить.

Фото УП

Мы бы еще поняли, если бы власть предложила увеличить налоги на предметы роскоши, заставить богатых платить больше, в том числе и за возможность ездить на роскошных авто. Но почему нужно увеличивать налоги именно на нововвезенные недорогие автомобили с объемом от 1000 см³ до 2200 см³, которые покупает средний класс?

Получается, дорогие автомобили, на которых передвигаются украинские олигархи и чиновники, – табу! Их трогать нельзя?

Это напоминает лозунг: "я уже наворовал, а теперь давайте все прекратим воровать!" Ведь первоначальное накопление капитала (по Марксу) в нашей стране уже завершилось. Так называемая "шановна элита" уже сформировалась, и уже катается на "предметах роскоши" - дорогих автомобилях.

Так почему бы не ввести налоги на уже имеющиеся у богатых дорогие авто или недвижимость? Но, помнится, подобный законопроект в Верховной Раде так и не был поддержан.

Вместо этого делается попытка заставить бедных платить за богатых! Хочешь купить недорогое импортное авто – плати в три раза больше. А на дорогие авто повысить не дадим.

Для торжества социальной справедливости было б разумнее ввести налог не на импортные дорогие автомобили, а на удовольствие в них передвигаться по посткризисной Украине. То есть, на все уже существующие в Украине роскошные авто.

Причем, абсолютно чужды позиции "завистника Шарикова". Но если платить, то всем. А то получается "с друзьями – по дружбе, а с врагами – по закону".

Причем, предложенная новым законопроектом о роскоши норма об обложении спецналогом метража дома при превышении 500 м², наверняка, также вызывает смех у 99% наших сограждан. Ведь санитарная норма метража жилья на одного человека, при недостатке которой могут поставить на квартирный учет в очередь, осталась той же, что в советские времена, - 8,5 м².

Фото ЕП

А теперь самое главное! Какой украинский автомобиль предлагают нам защищать фактически запрещая автоимпорт.

На официальном сайте OICA (Organisation Internationale des Constructeurs d'Automobiles - International Organization of Motor Vehicle Manufacturers - Всемирной Ассоциации автопроизводителей) четко указан перечень легковых автомобилей, которые производятся в Украине. В перечень попали такие производители: "ЗАЗ" (Chevrolet, Daewoo, Slavuta, VAZ, Opel), "ЛуАЗ" (VAZ, Hyundai, KIA), "Еврокар" (Skoda,VW), "КрАСЗ"(VAZ, SsangYong).

Не верите глазам своим? Ведь указанный украинский автомобиль "Славута", как и "Таврия", и "Волынянка", официально снят с производства. Следовательно в OICA на сегодня считают, что в Украине существует сборка иномарок: Chevrolet, Daewoo, VAZ, Opel, Hyundai, KIA, Skoda,VW, SsangYong. А помимо них - производство всего лишь одного украинского авто: "Славуты". О снятии его с производства "Укравтопром" уже более трех лет не информирует OICA.

Следовательно, мы не хотим обсуждать, качественные или нет украинские автомобили, насколько они современные или популярные среди украинцев. Нас волнует один единственный вопрос: а подозревает кто-нибудь во Всемирной организации автопроизводителей и в ряде автомобильных государств, которые являются членами OICA, о существовании украинского автомобиля?

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.