Українська правда

Вживані авто: ринок чи базар?

На базар при придбанні вживаного автомобіля слід прямувати в компанії чотирьох приятелів: двох фахівців-автомеханіків, експерта-криміналіста і працівника ДАІ. (Рос.)

Помню, как на заре риэлтерского движения я продавал свою старую квартиру.

Сначала дал объявление о продаже в рекламную газету. После шестого показа, попрощавшись с очередными не столько с покупателями, сколько зеваками, я отдал ключи риэлтерскому агентству, сбросил проблему на их голову и пришел только на подписание договора купли-продажи.

Я потерял пару процентов от стоимости квартиры, но сохранил рассудок и нервы.

Сегодня редко кому в голову приходит продавать недвижимость самому - риэлтерских контор в Украине еще недавно было, кажется, больше, чем самих объектов недвижимости. С движимостью же - автомобилями - все остается практически так же, как в советские времена.

Сегодня в Украине рынка подержанных авто нет, есть дикий базар. Конечно, официальные импортеры пытаются запустить систему продажи trade-in. Во многих автосалонах она уже успешно работает, но заменить свой старый автомобиль на новый покупатель может только в рамках одного бренда.

Если же он решил изменить не только модель, но и бренд, тогда выбор невелик: либо отдать авто за полцены перекупщикам, которые крутятся прямо перед въездами на базары, либо дать объявление в профильное издание.

А ведь причина экономических проблем в Украине в том, что квалифицированные врачи, рабочие, инженеры, учителя, журналисты часто вынуждены сами заниматься тем, чем должны заниматься профессионалы.

Жаль не только продавцов автомобилей. В худшем положении - потенциальные покупатели подержанных машин.

На одном из телеканалов я отвечал на вопросы зрителей, и один из них попросил совет, у кого из моих знакомых можно купить подержанный автомобиль. Обосновывал он свою просьбу кредитом доверия ко мне как авторитетному эксперту авторынка. И я этого телезрителя понимаю.

Действительно, покупка на базаре автомобиля подобна игре в "русскую рулетку". Украинское законодательство выписано так, что физическое лицо-продавец не несет ни малейшей ответственности перед покупателем при продаже ему некачественного или даже угнанного автомобиля.

На базар при покупке подержанного автомобиля следует отправляться в компании как минимум четырех приятелей: двух специалистов-автомехаников, эксперта-криминалиста и работника ГАИ.

 Фото volynnews.com

Моторист проверит двигатель - вдруг ресурс на исходе.

Мастер кузовных работ исследует кузов - под покраской может таиться гнилой металл.

Криминалист проверит машину на предмет перебивки номера кузова и двигателя, а работник ГАИ сверится с базами данных, не находится ли авто в угоне, аресте или залоге.

Причем последние два приятеля будут помогать другу на грани фола и могут быть обвинены в злоупотреблении служебным положением.

Однако другого пути нет. Шарашкина контора - выписывающий справку-счет киоск на базаре, который якобы проверяет авто по базе данных "Угон", на самом деле никакой ответственности перед обманутым покупателем не несет.

Более того, от покупки ворованного авто не застрахует никто, даже приятель- милиционер. В последнее время почти все автомобили, ввезенные частными лицами из Европы и США и потом засветившиеся в базе "Интерпола", угоняются по предварительному сговору.

Причем бывший хозяин машины побежит в полицию и страховую с заявлением об угоне лишь после получения информации от украинского сообщника о том, что авто прошло таможенную очистку и успешно продано с оформлением договора купли-продажи на базаре или у нотариуса "лоху ушастому".

Вот и получается, что на момент оформления покупки и проверки приятелем-милиционером автомобиля среди угнанных нет, а при попытке его регистрации в ГАИ он мгновенно высвечивается в базе данных "Интерпола".

Причем никто ответственности не несет - ни продавец, ни фирма на базаре, ни нотариус. Да и приятель-милиционер не виноват.

Конечно, покупатель через суд докажет, что он добропорядочный покупатель, уплативший деньги. Автомобиль у него не конфискуют, но и поставить его на учет в ГАИ или продать он уже никогда не сможет. Сможет только ездить с решением суда в кармане, постоянно конфликтуя с гаишниками. Как вам перспектива?

Все эти проблемы исчезли бы, будь у нас вместо автобазара цивилизованный прозрачный рынок подержанных автомобилей - как во всем мире.

Во всем мире торговлей неновыми авто занимаются не полукриминальные "жучки", а профессионалы. Такие предприятия несут полную ответственность за автомобиль, который они продают.

Наши доблестные парламентарии, стремясь опустошить карманы сограждан, внесли такие изменения в законы, которые полностью исключили возможность прозрачного автобизнеса в сфере торговли подержанными авто.

Фото comments.ua

Часть законов удалось скорректировать, например, подоходный налог.

Во всем мире граждане платят в подобных случаях налог с прибыли: купил за одну цену, продал дороже, уплатил налог с полученной прибыли.

У нас, купив автомобиль за 15 тыс у е и продав его через три года за 10 тыс у е, продавец должен был ранее уплатить 15% подоходного налога - 1,5 тыс у е.

То есть не с прибыли, которой нет, а с полного дохода - 10 тыс у е. Воистину, прав был классик Карамзин, написав, что жестокость российских законов компенсируется их полным игнорированием населением.

Наши сограждане ранее действительно платили 15% подоходного налога, но с цены автомобиля, зафиксированной в договоре купли-продажи.

Если бы недалекие чиновники, инициировавшие подобные драконовские требования, ознакомились со статистикой продаж автотранспорта, они бы за голову схватились. Я лично не видел договора на сумму больше 1 тыс грн.

Ведь продавец имел полное право продать "Майбах" хоть за 100 грн, и был абсолютно прав: "Очень деньги нужны". Его доход - 100 грн, вот он и уплачивал 15 грн подоходного налога. В тоге при продаже автомобилей на вторичном рынке бюджет имел крохи. Это называется "жадность фраера сгубила".

При цивилизованной продаже старого автомобиля через салон подобное занижение стоимости невозможно, поэтому ранее такой бизнес был убыточным.

Теперь подоходный налог при продаже бывшего в употреблении авто зафиксирован на уровне 1%. Казалось бы, машины будут продаваться через предприятия, бюджет получит дополнительные налоги от прибыли этих фирм, а покупатель будет полностью застрахован от некачественного товара.

Не тут-то было. Парламентарии упорствуют. Они не хотят менять закон о дорожном движении - разрешать продажу частных авто через автосалоны, не ставя их предварительно на учет на автосалон как на собственника. Препятствует превращению базара в рынок и закон о защите прав потребителей.

Покупатель, решивший купить подержанное авто у частного лица, не имеет абсолютно никакой защиты. Закон защищает права потребителей лишь в случае приобретения товаров у юридических лиц - предприятий.

В случае приобретения автомобиля у частного лица покупатель не застрахован от худшего, и предъявить претензии некому. Бачили очі, що купували.

Фото ogo.ua

Автосалоны, которые хотят торговать по системе trade-in, готовы после предпродажной подготовки давать гарантию на подержанный автомобиль.

Они также бесплатно устраняют недостатки во время гарантийного срока.

Однако закон предусматривает, что потребитель при существенной поломке во время гарантийного срока имеет право требовать по своему выбору бесплатного устранения поломки, возврата денег за товар или замены товара.

Законодатель не подумал, что старые авто можно продавать цивилизованно. Суды же читают норму закона буквально, и любой автосалон, рискнувший торговать авто на вторичном рынке, может столкнуться с необходимостью замены "Мерседеса" 2000 года выпуска на "Мерседес" 2012 года выпуска.

Вместо изменения закона мы снова толкаем покупателя на базар.

Фото tochka.net

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.