Митниця стоїть вже півтора тижні
Минулого тижня кордон то відкривали, то знову закривали. Очікуваного півтораразового зростання ставок теж поки не відбулося. Тарифи піднялися на 10-15%, але швидше через загальну нервозність. Перехідний період непристойно затягнувся (рос.)
Неделю назад "Экономическая правда" писала, что с вечера среды 17 октября Гостаможслужба практически остановила оформление грузов.
Информация ЕП многократно подтвердилась. Перед пропускными пунктами украинской таможни стоят долгие караваны фур и бусиков. А с пятницы 19 октября перестали оформляться цистерны с нефтепродуктами.
По словам таможенников, ожидалось, что через день - два "к исполнению" должны были быть доведены новые тарифы (разумеется, увеличенные). И примерно 22-23 октября таможня возобновит свою работу в полном объеме, но уже заставляя платить за "растаможку" на 40-50% больше.
Однако эти ожидания не совсем сбылись. На прошедшей неделе таможню лихорадило как никогда. Границу то открывали, то снова закрывали. Причем, проблемы порой возникали у какой-то определенной группы товаров (например, у того же бензина).
Ожидавшегося полуторакратного роста ставок тоже не произошло. Тарифы все же поднялись, но примерно на 10-15%. И это поднятие скорее всего связано не с централизованной установкой, а является следствием нервозности, царящей на таможне.
Переходный период неприлично затянулся.
Напомним, изначально выдвигались три версии, объясняющих остановку оформления грузов с последующим поднятием тарифов. Первая – безусловно истинная. Бюджет трещит по швам, ощущая значительную нехватку средств. И немалая вина в этом именно Таможни, которая снизила собираемость денег
Фото aleut-broker.su |
Прикрываясь плохим Таможенным кодексом, руководство ведомства возродило практику оформления грузов через "модные фирмы". Легальные платежи упали, хотя в целом наверняка подросли – по данным Госкомстата, ближе к осени-зиме в Украине традиционно активизируется ввоз.
Наши собеседники представили еще и две "подковерные" версии, которые требуют подтверждения. По первой из них, причина заключается в том, что Игоря Калетника поймали на получении несанкционированных "сверху" доходов и невыполнении некоторых прямых указаний президента. Вследствие чего ему пришлось пока отойти от дел и сосредоточиться на "возвращении страны народу", баллотируясь по спискам КПУ в Верховную Раду.
По другой версии, Калетник наоборот окончательно договорился с "семейными младореформаторами", и действует по указке их куратора Александра Януковича. И в этой связи сам затеял перестройку рынка "растаможки". Самыми известными шагами в этом направлении стали арест начальника Южной таможни, а также собственно остановка грузопотоков на границе.
В результате же получилось нечто непонятное.
Почему?
Возможно, имеет место отсрочка, связанная с выборами. Но в таком случае власти действуют неразумно, будоража предпринимателей в самый канун голосования. Тем более, что сама проблема уже "разогнана" по СМИ.
Если верно это предположение, что перестройка рынка "растаможки" должна состояться в течение недели после выборов.
Однако не исключено, что неким людям просто не удался блицкриг (молниеносная победоносная война – ЕП) в вопросе установления контроля над таможней. Сначала некто заручился поддержкой Виктора Януковича в вопросе перестройки работы таможни. А потом к "Папе" зашел кто-то другой.
Действующий президент, несмотря на заявления о своей последовательности, любит создавать противовесы во власти. Такой же стиль практиковал его предшественник, Леонид Кучма. Правда, результаты комбинаций выходца из "Южмаша" были не в пример эффективнее.
Фото odessamedia.net |
Подобные неожиданности уже случались. Стоит, например, вспомнить, как после отставки Федора Ярошенко с поста министра финансов о назначении Юрия Колобова на его место говорили как о свершившемся факте. Однако внезапно министерство возглавил Валерий Хорошковский, входящий в группу Фирташа- Левочкина. Впрочем, поработав в этой должности всего несколько недель, она так же внезапно ее и покинул. А на его место пришел все же представляющий интересы "Семьи" Юрий Колобов.
Другой пример. Уже в течение нескольких месяцев в кулуарах говорят о том, что после выборов премьером станет Сергей Арбузов. В последнее время эта информация попала в открытые источники. Однако если летом в этом назначении мало кто сомневался, то теперь сомнений значительно прибавилось.
Группа "семейных" "младореформаторов" успела серьезно поссориться с представителями "старой гвардии" – Дмитрием Фирташем, Андреем Клюевым и даже Ринатом Ахметовым. Последние подозревают "молодежь" в том, что при увеличении влияния она начнет "дерибанить" их бизнес. Естественно, "старая гвардия" будет всячески противиться такому развитию событий.
Если оправдается версия о не сложившемся блицкриге, то лихорадить таможню будет до тех пор, пока одна из сторон все же не сможет убедить Виктора Федоровича принять окончательное решение. А при формировании нового парламента это дело может затянуться надолго.
Тогда импортерам, в отсутствие внятных и стабильных правил игры, придется несладко.
И еще. А как же собираемость денег в бюджет? Неужели они сами собой появятся в казне, если таможня стоит?