Не так давно на страницах "Экономической правды" разгорелась целая война.
В статье "Калєтнік, Хомутиннік та Льовочкін переграли Януковича" описывается, что даже после переработки Таможенного кодекса по итогам наложенного президентом вето в нем остались несколько пунктов, которые обещают таможенникам и депутатам откровенную выгоду.
После публикации материала нас сразу с нескольких сторон обвинили в предвзятости и непрофессионализме. Нелестно высказались о нас пресс-секретарь президента Дарка Чепак, представитель таможни Сергей Семка и собственно глава финансово-налогового комитета Виталий Хомутынник.
Чепак упирала на то, что ни одно из министерств не попросило президента ветировать закон, а журналисты нарушили свой профессиональный долг.
Хомутынник сосредоточил свое внимание на предубежденности и тенденциозности публикации, а Семка заявлял о некомпетентности автора.
Не обошлось и без анекдота. Явно не понимая всех раскладов "наверху", представитель таможни случайно рассказал, что пару правок - насчет яхт и магазинов duty-free посреди Киева - внесли вообще "депутаты".
То есть Хомутынник, который выпускал этот документ из комитета на голосование. Тем самым он умудрился крепко подставить этого нардепа.
И вот прошел месяц. 7 июня Верховная рада проголосовала за принятие в целом закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно согласования некоторых норм налогового и таможенного законодательства".
Несмотря на путаное название, едва ли не половина текста закона посвящена внесению изменений в только что принятый Таможенный кодекс. Заметим: изначально законопроект был призван внести лишь технические изменения в Налоговый кодекс, связанные с принятием Таможенного кодекса.
По какой-то причине, возможно, в канун выборов, заинтересованным лицам пришлось переступить через себя и отказаться от коррупционных схем в новом кодексе. Тех самых, о которых писала ЭП.
Это, конечно, не значит, что коррупционных схем там не осталось вовсе. Документ большой, и мы вполне могли что-то пропустить.
Более того, подготовка подзаконной "нормативки", связанной с вступлением в действие Таможенного кодекса, была произведена в стиле типичного блицкрига - без каких-либо обсуждений готовившихся актов с общественностью и бизнесом, поэтому там будет много интересного.
Дословно редакцию, предлагавшуюся президентом после прошлогоднего ветирования Таможенного кодекса, народные депутаты не вернули - ниже смотрите "Основные изменения, внесенные в Таможенный кодекс".
По некоторым позициям удалось достигнуть компромисса, по другим - теперешняя редакция оказалась лучше той, что предлагал глава государства.
А вот от сети киевских "Березок" - магазинов duty-free, которыми явно хотел обзавестись Игорь Калетник, - пришлось безропотно отказаться. Народным избранникам также пришлось вчистую уступить в неравной борьбе за возможность беспошлинно ввозить яхты.
Знает ли о таком "отступничестве" глава Таможни Игорь Калетник? Вряд ли нет.
Интересно, что при принятии изменений Виталий Хомутынник и товарищи, еще недавно защищавшие святость принятого кодекса, бежали впереди паровоза.
Зарегистрировать законопроект №10452 с учетом поправок в Таможенный кодекс им удалось за шесть дней до издания соответствующего поручения президента правительству. В нем глава государства потребовал убрать непрозрачную процедуру определения таможенной стоимости товаров, "березки" и "яхты".
Документ, подписанный Януковичем, появился 17 мая. Всего лишь за день до этого члены профильного комитета парламента успели поддержать изменения и рассмотреть законопроект по укороченной процедуре.
Все-все! Осознал, раскаялся, исправил.
Основные изменения, внесенные в Таможенный кодекс
Пп. 1 п.2 ст.52: "2. Декларант или уполномоченное им лицо, заявляющие таможенную стоимость товара, обязаны: 1) заявлять таможенную стоимость, определенную или скорректированную ими самостоятельно по результатам консультаций с таможенным органом;" | Пп.1 п.2 ст.52: "2. Декларант или уполномоченное им лицо, заявляющие таможенную стоимость товара, обязаны: 1) заявлять таможенную стоимость, определенную ими самостоятельно, в том числе по результатам консультаций с таможенным органом, или скорректированную по результатам контроля, осуществленного таможенным органом;" | Пп. 1 п.2 ст.52: "2. Декларант или уполномоченное им лицо, заявляющее таможенную стоимость товара, обязаны: 1) заявлять таможенную стоимость, определенную ими самостоятельно, в том числе по результатам консультаций с таможенным органом;" |
Пп.2 п.3 ст.52: "3. Декларант или уполномоченное им лицо, заявляющие таможенную стоимость товара, имеют право: … 2) письменно обращаться в таможенный орган с просьбой выпустить декларируемые товары в свободное обращение под предоставление гарантий…;" | Пп.2 п.3 ст.52: "3. Декларант или уполномоченное им лицо, заявляющие таможенную стоимость товара, имеют право: … 2) письменно обращаться в таможенный орган с просьбой выпустить декларируемые товары в свободное обращение под предоставление гарантий…" | Пп.2 п.3 ст.52: "3. Декларант или уполномоченное им лицо, заявляющие таможенную стоимость товара, имеют право: … 2) на выпуск в свободное обращение декларируемых товаров: в случае признания таможенным органом заявленной таможенной стоимости товаров - при условии уплаты таможенных платежей согласно заявленной таможенной стоимости; в случае согласия декларанта или уполномоченного им лица с решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров - при условии уплаты таможенных платежей по таможенной стоимости, определенной таможенным органом;
в случае несогласия декларанта или уполномоченного им лица с решением таможенного органа о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров - при условии уплаты таможенных платежей согласно заявленной таможенной стоимости товаров и предоставление гарантий…" |
П.3 ст.53: 3. В случае если документы, указанные в части второй настоящей статьи, содержат расхождения, имеют признаки подделки или не содержат всех составляющих согласно выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости, декларант или уполномоченное им лицо по письменному требованию таможенного органа обязаны в течение 10 календарных дней предоставить (при наличии) следующие дополнительные документы:" | П.3 ст.53: "3. В случае если документы, указанные в части второй настоящей статьи, содержат расхождения, имеют признаки подделки или не содержат всех данных согласно выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости, декларант или уполномоченное им лицо по письменному требованию таможенного органа обязаны в течение 10 календарных дней предоставить (при наличии) следующие дополнительные документы:" | П.3 ст.53: 3. В случае если документы, указанные в части второй настоящей статьи, содержат расхождения, имеют признаки подделки, не содержат всех сведений, подтверждающих числовые значения составных таможенной стоимости товаров, или сведений относительно цены, которая была фактически уплачена за товар, декларант или уполномоченное им лицо по письменному требованию таможенного органа обязаны в течение 10 календарных дней предоставить (при наличии) следующие дополнительные документы:" |
Ст.55 (ряд пунктов): "2. Принятое таможенным органом письменное решение о корректировке заявленной таможенной стоимости должно содержать: … 5) информацию о: праве декларанта выпустить декларируемые товары в свободное обращение при предоставлении гарантий в соответствии с разделом Х настоящего Кодекса; | Ст.55 (ряд пунктов): "2. Принятое таможенным органом письменное решение о корректировке заявленной таможенной стоимости должно содержать: … 5) информацию о: а) праве декларанта обратиться в таможенный орган с просьбой выпустить декларируемые товары в свободное обращение при условии предоставления гарантий… …
4. Во время таможенного оформления при принятии таможенным органом письменного решения о корректировке таможенной стоимости товаров декларант или уполномоченное им лицо (по согласию) осуществляет корректировку заявленной таможенной стоимости в сроки, не превышающие сроков декларирования товаров, установленных настоящим Кодексом." | Ст.55 (ряд пунктов): "2. Принятое таможенным органом письменное решение о корректировке заявленной таможенной стоимости должно содержать: … 5) информацию о: а) праве декларанта или уполномоченного им лица на выпуск в свободное обращение декларируемых товаров: в случае согласия декларанта или уполномоченного им лица с решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров - при условии уплаты таможенных платежей по таможенной стоимости, определенной таможенным органом; в случае несогласия декларанта или уполномоченного им лица с решением таможенного органа о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров - при условии уплаты таможенных платежей согласно заявленной таможенной стоимости товаров и предоставление гарантий…" … 4. Во время таможенного оформления при принятии таможенным органом письменного решения о корректировке таможенной стоимости товаров декларант или уполномоченное им лицо может осуществить корректировку заявленной таможенной стоимости в сроки, установленные частью второй статьи 263 настоящего Кодекса." |
П.1 ст.380: "1. Временный ввоз гражданами-нерезидентами на таможенную территорию Украины транспортных средств личного пользования разрешается на срок до одного года (который может быть как непрерывным, так и с перерывами) при условии, что такие транспортные средства зарегистрированы в уполномоченных органах иностранных государств." | П.1 ст.380: "1. Разрешается временный ввоз гражданами-нерезидентами на таможенную территорию Украины транспортных средств личного пользования (кроме яхт и других плавучих средств для отдыха и спорта, классифицируемых в товарной позиции 8903 согласно УКТ ВЭД) на срок до одного года. Временный ввоз гражданами-нерезидентами на таможенную территорию Украины яхт и других плавучих средств для отдыха и спорта, классифицируемых в товарной позиции 8903 согласно УКТ ВЭД, предназначенных для личного пользования, разрешается на срок до трех лет…" | П.1 ст.380: "1. Временный ввоз гражданами-нерезидентами на таможенную территорию Украины транспортных средств личного пользования разрешается на срок до одного года. Этот срок может быть продлен таможенными органами с учетом действия обстоятельств непреодолимой силы и личных обстоятельств граждан, которые ввезли такие транспортные средства…". |
П.3 ст.420 Отсутствует | П.3 ст.420 "3. Без ущерба для положений частей первой и второй настоящей статьи и статьи 140 настоящего Кодекса в Киеве может создаваться магазин беспошлинной торговли, предназначенный для обслуживания членов дипломатического персонала дипломатических представительств иностранных государств в Украине и членов их семей. Объемы продаж таким магазином товаров указанным лицам устанавливаются Кабинетом Министров Украины." | П.3 ст.420 Исключен |
П.2 ст.460 Отсутствует | П.2 ст.460 Отсутствует | П.2 ст.460 "2. Перевозчики несут ответственность за перемещение или действия, направленные на перемещение товаров через таможенную границу Украины с сокрытием от таможенного контроля путем представления таможенному органу как основания для перемещения этих товаров документов, содержащих ложные сведения (статья 483 настоящего Кодекса), исключительно в случаях, когда эти сведения касаются количества грузовых мест, их маркировки и номеров, а перевозчиками не приняты меры по проверке достоверности указанных сведений или в случае невозможности такой проверки, не внесено соответствующей записи в международной автомобильной накладной (CMR)." |
На фото - голова Держмитслужби Ігор Калєтнік. Фото ukranews.com
* * *
Disclaimer
Колонка є видом матеріалу, який відображає точку зору окремо взятого автора на окремо взяту тему. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.