Український Esquire як дзеркало української економіки
Выпуск журнала на русском языке - свидетельство не свободы рынка, а отсталости украинской экономики. И вот почему.
Как и следовало ожидать, выход украинской (географически) русскоязычной версии журнала "Esquire" вызвал в определённых сферах бурю эмоций, которые свелись к языку, на котором вышел журнал. При этом, одним из субъектов спора была пресловутая "свободная рука рынка".
И если одни говорили об этом с издёвкой и зачастую презрением: журнал о потреблении, журнал "буржуазный" и т.п., при этом a priori потребление и "буржуазность" обладали в их глазах негативной окраской, - то другая сторона говорила о том, что издатель сам выбирает, на каком языке (русском, кто ещё не в теме) выпускать журнал. Издатель всё подсчитал, и выпускать журнал на этом языке экономически выгоднее: и охват аудитории, якобы, больше, и бизнес у нас в мегаполисах русскоязычен, и т.д.
Оставим за рамками этой заметки оценку содержания журнала и поговорим вот о чём. Как мне кажется, данный случай в очередной раз обнажил основную проблему экономики нашей страны: наша экономика построена на коммерческой, а не предпринимательской основе. Коммерсант - это человек, который продаёт готовый продукт, стараясь заработать на разнице между ценой покупки и ценой продажи.
Есть в этом занятии что-то дурное? Вряд ли. Не будь коммерсантов, мы бы долго не видели многих замечательных вещей, существующих в большом мире, вроде айфонов или новинок парфюмерии. Коммерсант держит нос по ветру последних желаний и тенденций, предугадывая, а зачастую и формируя наши собственные предпочтения или пожелания.
Он найдёт, придумает, как привезти, привезёт и продаст всё, что только нам заблагорассудится. Но он привезёт то, что придумано кем-то другим. Коммерсант - добрый гений логистики, но не производства.
Предприниматель - человек, придумывающий что-то новое. Телефон без кнопок, автомобиль, не сбивающий пешеходов, ресторан, в котором неблагополучные подростки становятся шеф-поварами, или журнал, который, как все думают, никто не будет читать.
Задумайтесь, и вы поймёте, что украинский "Esquire" - продукт сугубо коммерческого, а не предпринимательского духа. Да, возможно, проще выпускать журнал на русском языке, так как можно немного сэкономить на переводчиках, можно воспользоваться готовыми материалами, можно ожидать, что какую-то часть тиража купят русскоязычные иностранцы, что расширяет рынок сбыта. Оптимизация логистики налицо. Но предпринимательством духом "а что, если" тут, несомненно, и не веет.
Ведь никто не рискнул создать глянцевый украиноязычный журнал.
Как никто в Украине за последние 20 лет не предпринял сколько-нибудь запоминающихся предпринимательских действий. Нет, мы умело продаём или перепродаём всё, что попадается: газ, нефть, недвижимость, чужие идеи. Но не создаём своего. Да, несомненно, какие-то идеи и проекты были, или даже существуют сейчас. Но их ничтожно мало.
И что-то нужно придумывать, чтобы придумывать стало национальной экономической идеей.