За год действия государственной программы поддержки украинского производителя правительство выплатило почти 4 млрд грн кэшбека. Однако цифры показывают: программа не сработала ни для потребителей, ни для производителей, превратившись в дорогой эксперимент с непредсказуемыми последствиями.
Программа "Национальный кэшбек" стартовала с амбициозной целью: вернуть 10% стоимости приобретенных украинских товаров и простимулировать внутреннее производство. Механика выглядела простой: покупай товары из перечня в магазинах-партнерах, рассчитывайся картой, "привязанной" через приложение "Дія", получай деньги обратно. В реальности все оказалось сложнее.
Несмотря на рекордные выплаты за сентябрь 2025 года (598 млн грн для 3,8 миллиона пользователей) уже очевидно, что программа вышла на "плато": количество участников стабилизировалось, и, что более критично, средний чек на человека перестал расти.
Стимул "тратьте больше на украинские товары" иссяк.
Дальнейший рост возможен только при условии присоединения к программе миллионов новых пользователей. Но с этим проблема.
Программа не стала популярной ни среди потребителей (участие принимает около 11% населения), ни среди производителей. Это хорошо видно на примере молочной отрасли.
По основному КВЭДу "Переработка молока, производство масла и сыра" действует более тысячи юридических лиц, из которых почти три сотни подали финотчетность в Госстат за 2025 год. Из них к "нацкешбеку" подключены только 63 компании с общей выручкой 68 млрд грн. Остальные производители с оборотом на 32 млрд грн оказались вне программы.
Например, среди перечня не найти Деражнянский молочный завод, Буринский молокозавод, Рыхальский завод сухого молока и десятки подобных производителей с собственными брендами и постоянными каналами сбыта.
В мясоперерабатывающей отрасли расслоение еще более ощутимо. Программа охватила лишь 24 производителя с оборотом 22 млрд грн, тогда как две сотни меньших компаний с совокупной выручкой 26 млрд грн находятся вне ее.
Причина такой ситуации может заключаться в "узких" каналах реализации. Формально в рамках программы "нацкешбека" работает 96 тыс. торговых точек от 750 уникальных сетей-продавцов: от АТБ до более мелких игроков. Однако на их полках представлена преимущественно продукция крупных национальных производителей.
Региональные компании традиционно продают через рынки, местные магазины, сельские магазины или "раскладки" – там, где значительная доля наличного оборота.
Кроме того, существуют специфические требования к фасовке товаров, из-за чего региональные производители столкнулись с барьерами.
"Особенно у тех, кто изготавливает сыр большими головками. На такой сыр кэшбэк отсутствует. Он есть только на фасованную продукцию", – объясняла заместитель гендиректора Ассоциации производителей молока Елена Жупинас. В Украинском Совете Бизнеса говорят, что программа дискриминирует малый бизнес и искажает конкуренцию.
Это не единственные проблемы "кэшбэка". Программа изобилует контраверсионностью. С одной стороны Министерство экономики заявляет, что она "способствовала росту внутреннего потребления на 8% в таких секторах, как пищевая, легкая и фармацевтическая промышленность", а с другой – то же самое ведомство полгода назад признало, что эффект от программы составляет 0,001% ВВП, то есть в пределах статистической погрешности.
В 2024 году общая выручка 1,7 тыс. производителей, которые присоединились к программе, составила 1,57 трлн грн, свидетельствуют данные Госстата. Если вычесть из этой суммы выручку торговых сетей (которые продают продукты под собственными торговыми марками), то эта сумма составит 1,13 трлн грн. При этом общий "чек" приобретенных в рамках программы "нацкешбека" товаров составляет 40 млрд грн – 3,5% выручки производителей-участников.
Можно считать и по другому. По данным Госстата, в прошлом году в Украине произвели продуктов питания, одежды и лекарств на 820 млрд грн. В рамках "нацкешбека" украинцы приобрели лишь 5% из этого объема.
Еще один контроверсионный результат программы в том, на что украинцы потратили заработанный кэшбэк: 45,4% средств пошли на коммунальные платежи, а 33% – на мобильную связь. Вероятно, это не те сферы, которые правительство больше всего стремилось простимулировать.
В конце ноября Министерство экономики запретило тратить средства программы на связь, транспорт, развлечения и даже покупку военных облигаций, косвенно признав, что деньги шли не туда.
Однако сворачивать саму программу правительство отказывается. "Мы, как и договаривалось в прошлом году, смотрим на год запуска программы, делаем оценку, в каких отраслях, как оно работает, чтобы сформировать более точные условия программы в следующем году", – убеждает министр экономики Алексей Соболев.