Українська правда

От пандусов до финтеха: как Украина переосмысливает доступность услуг

5 декабря, 13:00

По официальным данным в Украине количество людей с инвалидностью достигает 3 миллионов, что примерно равно населению Киева.

Если до 2014 года основными причинами инвалидности, а именно потери конечностей, были ДТП, бытовые травмы и хронические заболевания, то с началом российского вторжения и полномасштабной войны против Украины, очень быстро растет количество людей с ампутациями, травмами, приводящими к нарушениям зрения и слуха, неврологическими проблемами, приобретенными в результате военных действий, ракетных атак на объекты инфраструктуры, пыток во время плена и фильтрации и тому подобное.

Соответственно, с каждым днем войны растет и количество тех, кто нуждается в инклюзивных и безбарьерных решениях во всех сферах жизни и деятельности.

Финансовая инклюзия и безбарьерность – неотъемлемая составляющая целостного подхода к обеспечению людям с инвалидностью возможности жить обычной жизнью: работать в офисе или на производстве, делать покупки в магазинах, посещать заведения отдыха. И речь не только о пандусах, лифтах и поручнях. Нужны масштабные и всеобъемлющие изменения на уровне инженерно-архитектурных, просветительско-поведенческих и программно-аппаратных решений.

Инвалидность не отменяет потребностей оплачивать счета и коммунальные услуги, снимать наличные, брать и гасить кредиты, оформлять страховку. Она делает все эти простые на первый взгляд действия значительно сложнее. Поэтому для равного доступа к финансовым сервисам людям с инвалидностью необходимо создавать условия, при которых они не нуждаются или нуждаются в минимум посторонней помощи, – Валерий Сироштан, CEO РЕНОМЕ СМАРТ.

Де-юре в Украине уже много сделано для инклюзивности и безбарьерности.

Это и ратификация Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью, и новые, обязательные к исполнению, Государственные строительные нормы "Инклюзивность зданий и сооружений", и Постановление Нацбанка об утверждении Положения о лицензировании банков, предусматривающее беспрепятственный доступ к услугам, которые предоставляются банком согласно банковской лицензии, людям с инвалидностью и другим маломобильным группам населения, и Методические рекомендации Национального банка Украины по правилам инклюзивного предоставления финансовых услуг в учреждениях Украины и тому подобное.

Де-факто это только начало и сделать нужно еще очень много. С целью создания инклюзивного финансового пространства, НБУ еще в 2024 году обязал банки обеспечить физическую и информационную доступность не менее 50% от общего количества их обособленных подразделений в регионе.

Одним из первых инклюзивных продуктов РЕНОМЕ СМАРТ стал Voice Assistant голосовой помощник для слабовидящих и незрячих. Решение включает упрощенные контрастные сценарии экрана с увеличенным шрифтом и аудиосопровождение всех операций через наушники. Работая над Voice Assistant, мы стремились создать функциональное и максимально удобное решение для людей с нарушениями зрения. Вместе с тем, продукт прост и доступен в реализации для банков: голосовой помощник может быть установлен практически на все модели банкоматов, а при наличии необходимых комплектующих, настройка специального софта занимает несколько часов для одного устройства, – Валерий Сироштан.
Маркировка клавиатуры и голосовой ассистент для слабовидящих и незрячих

Voice Assistant с помощью машинной речи объясняет размещение устройств на банкомате, помогает выбрать тип операции, озвучивает баланс счета, сопровождает процесс выдачи наличных и т.д. Еще одно преимущество голосового помощника – специальный интерфейс для пользователей с частичной потерей зрения: четкие текстовые подсказки крупным кеглем на черном фоне, упрощающие восприятие. Сегодня Voice Assistant от РЕНОМЕ СМАРТ уже установлен на более тысячи банкоматов в Украине.

Пока это только начало большого дела, ведь по официальным данным в стране живет 70 тысяч незрячих людей. Не менее важно обеспечить доступ к финансовым сервисам людям в креслах колесных. Только за 2022-2024 годы в Украине проведено почти 94 тысячи ампутаций с преобладанием ампутации нижних конечностей.

Многие из этих людей временно (в ожидании протезирования) или постоянно пользуются креслами колесными для передвижения. Следовательно, им трудно пользоваться обычными банкоматами и киосками самообслуживания, в которых экраны расположены из расчета на работу стоя.

Производители предлагают адаптированные для пользователей в креслах колесных банкоматов. Однако, будем откровенны, частичная замена парка банкоматов – это очень большие расходы даже для лидеров банковского рынка. Мы в РЕНОМЕ СМАРТ вышли с продуктом, который помогает адаптировать обычный банкомат или киоск самообслуживания для людей в колесных креслахЭто Screen Switcher – решение, сочетающее поворотный экран на кронштейне и сценарий для переключения между главным и поворотным экранами, – Валерий Сироштан.

Дополнительный поворотный экран для людей в креслах колесных

Поворотный экран по умолчанию устанавливается на высоту, удобную для пользования людям в креслах колесных, а благодаря подвижному кронштейну, можно регулировать еще и угол наклона и степень приближения от задней стенки банкомата или киоска к пользователю. Рабочий экран выбирается простым прикосновением к нужному дисплею и подтверждением выбора. Более ста Screen Switcher планируется установить до конца января 2026 года на киоски самообслуживания двух украинских банков.

Еще одна группа пользователей, которым нужны адаптивные инклюзивные решения для доступа к финансовым услугам люди с когнитивными нарушениями. Такие нарушения часто являются последствиями возрастных изменений, хронических заболеваний, генетических особенностей, травм головы и тому подобное. Довольно простым и быстрым в реализации решением для этой категории пользователей могут быть упрощенные сценарии экранов банкоматов и киосков самообслуживания.

Мобильное приложение учитывающее особые потребности для людей с инвалидностью

Минималистичный интерфейс, отсутствие визуального шума (ярких цветов, всплывающих окон, мигания), четкие контрастные блоки с опциями, адекватный размер шрифта, все это облегчает восприятие и не отвлекает человека с когнитивным нарушением от собственно проведения финансовой операции. Команда РЕНОМЕ СМАРТ уже реализовала такой минималистичный интерфейс в решении для слабовидящих пользователей, но готова его воплотить и в виде мобильного приложения.

Мы осознаем, что Украина это не только крупные города, это еще и небольшие села, где нет банковских отделений или пунктов самообслуживания и основное средство для решения большинства финансовых вопросов, смартфон. Мы живем в реалиях войны, где количество людей с инвалидностью постоянно растет, поэтому внедрение решений для финансовой инклюзии и безбарьерного доступа к финансовым услугам не прихоть, а норма, Валерий Сироштан.