"Мы – одна семья". Как EVA развивается и помогает обществу даже вопреки войне – интервью с CEO Линии магазинов Ольгой Шевченко
CEO Линии магазинов EVA Ольга Шевченко рассказывает о работе в первый военный год, поддержке сотрудников, развитии вопреки войне, поддержке общества и ВСУ
Последний год стал одним из самых трудных для топ-менеджеров украинского бизнеса – война повлекла за собой множество новых проблем, которые не описывают в деловой литературе. Как быстро эвакуировать магазин, при каких условиях приступать к работе, как поддерживать сотрудников и не потерять покупателей – на эти вопросы каждому руководителю приходится отвечать самостоятельно. Какую стратегию выбрала EVA? Рассказывает СEO сети Ольга Шевченко.
Украина и бизнес пережили самый тяжелый год в истории независимой Украины. Как изменились ваши ценности и подход к работе?
Это, пожалуй, самый сложный вопрос. Почему? Мы всегда пытались выстраивать гибкую компанию, быстро реагирующую на изменения. Руководители наших функциональных подразделений ответственные, профессиональные, самостоятельные, и это ускоряет все наши процессы. Я не могу сказать, что мы стали более ответственными, потому что мы такими и были. Однако изменилось наше эмоциональное состояние. Мы, как и все украинцы, много работаем, живем в стрессе. А в остальном компания работает слаженно, эффективно решает проблемы.
Наши ценности – неизменны: наша команда, ответственность перед ней, быстрота и эффективность. Наш коллектив это чувствует и ценит. С первого часа войны и до сих пор не нашлось ни одного человека, который бы нас подвел. Я понимаю, как тяжело эвакуировали магазины, вывозили товар и выручку. Все, что зависело от наших людей, они сделали быстро и с полной отдачей. Основное ощущение от первых дней войны, кроме страха и паники, это восторг от своей команды. Конечно, у EVA, как и всех остальных украинских компаний, есть огромные потери. Товара и оборудования потеряли на 360 млн грн, и это без учета недополученной прибыли.
Существенно возросла нагрузка на среднее звено руководителей наших региональных офисов. Почти никто не оставил своего рабочего места. Наш директор выбрался из Мариуполя со всем своим офисом только в конце апреля. Наши парни, девушки работают в Харькове, в Запорожье – все на своих местах.
Объединила ли война вашу компанию?
Мы всегда были одной семьей, которую мы называем Eva Family. Еще до войны и локдаунов много работали над тем, чтобы объединить всех нас. Создали корпоративный портал, чат-боты для общения, обсуждаем многие вопросы, не касающиеся работы. Вместе занимаемся спортом – у нас есть и футбольные, и баскетбольные команды, марафонцы, йога – все что хочешь. Наши сотрудники путешествуют вместе, мы их называем Ева-драйверами. Возможно, именно это нам и помогло пережить трудные времена.
Как в настоящей семье, мы заботимся о благополучии и безопасности коллег. Например, в наших распределительных центрах в первые недели после начала войны создавали хостелы для людей, которые переезжали с востока. Предоставляли им продукты питания. Наши сотрудники, переехавшие на запад страны, могут работать в магазинах нашей сети. В общей сложности у нас 300 таких людей, которые работают не в своих регионах.
Заботимся о тех коллегах, которые пошли защищать Украину, а их у нас около 400. Приобрели им бронежилеты, термобелье, покупаем тепловизоры, прицелы и другие вещи. Реагируем на все их запросы.
EVA сегодня
Линия магазинов EVA — крупнейшая национальная сеть магазинов красоты и здоровья предлагает более 30 тыс. ассортиментных позиций косметики, парфюмерии, аксессуаров, средств по уходу за малышами и бытовых товаров. Сеть управляет более 990 торговыми точками и интернет-магазином EVA.UA. В компании работают 13,4 тыс. сотрудников.
EVA развивает свои собственные торговые марки, их уже более 50 в портфеле компании, а доля продаж в натуральном измерении в 2022 году составила 30,6%. Продукция собственных торговых марок EVA неоднократно получала награды в мире. К примеру, магнитная золотая маска с пептидами Lift Genesis GEN 63 стала финалистом международного конкурса European Private Label Awards 2021. ТМ Rambootan и LuckyPin получили две золотые награды на международном конкурсе дизайна упаковки собственных торговых марок Vertex Award.
В 2022 году товарооборот сети составил 15,7 млрд грн, что на 7% меньше по сравнению с 2021 годом.
"Должны помогать"
Весь украинский бизнес объединился и работает на победу. EVA реализует многие проекты поддержки общества и ВСУ. Какие из них будут приоритетными в этом году?
Наши клиенты отправляют помощь ВСУ через наши кассы. Мы уже собрали и передали 17 млн грн. В магазинах можно приобрести и положить в корзину товары, которые мы посылаем военным.
Предоставляем адресную помощь. Например, собрали более 2,5 млн грн в помощь семьям, пострадавшим из-за обстрела российскими оккупантами жилого дома в Днепре. Эти средства были переданы в благотворительный фонд "ТАПС", который решает, как их распределить. В Днепре его представители выбрали шестьдесят восемь пострадавших семей и обеспечили их бытовые потребности. Трем семьям выделили средства на решение жилищных вопросов.
Затем произошла новая трагедия – российская ракета попала в жилой дом в Запорожье. И мы уже собрали для пострадавших 700 тыс. грн. Потому что социально ответственный бизнес должен всегда стоять рядом и поддерживать.
Аналитики много говорят о возможном новом российском наступлении. Сердце EVA находится в Днепре. Есть ли у вас план "Б" на случай, если на востоке Украины будет наблюдаться обострение ситуации?
Мы морально к этому не готовы, и хочется верить, что этого не произойдет. Но технически – да, мы справимся. У нас есть четыре больших распределительных центра, расположенных в Днепре, Броварах, Львове и Одессе. Еще один небольшой находится в Харькове. Мы умеем перераспределять поставки между ними. В начале войны несколько месяцев не работал наш центр в Броварах, но мы справились – другие перекрывали его работу. Наше хранилище данных находится в Европе, потому мы ничем не рискуем.
Большинство сотрудников центрального офиса находятся в Днепре, но мы работаем удаленно еще с локдауна 2020 года. Процессы отлажены, система управления компанией работает как часы.
Самый сложный вопрос для каждого украинца – когда закончится война? Ни у кого нет точного ответа, что вы предполагаете в ваших планах?
Мы исходим из того, что война будет продолжаться до конца года.
Как такой прогноз изменил приоритеты компании на этот год? Пришлось ли вам отказываться от некоторых планов, пересматривать процессы?
Мы это сделали еще в первую неделю войны. А сейчас приспособились к сложившейся ситуации. Если у нас появляется возможность восстановить магазин, мы это делаем. С этого года, например, пять магазинов в Покровске, Доброполье, Мирнограде, Славянске и Краматорске Донецкой области снова работают. Открываем еще один – в городе Родинское.
Как бизнесу работать прибыльно, несмотря на войну
Линия магазинов EVA – один из немногих бизнесов в Украине, получивший прибыль по результатам работы в 2022 году. На какие шаги пришлось пойти, учитывая, что каждый седьмой магазин не работает?
Были периоды, когда не работал каждый шестой магазин. Мы руководствуемся жестким принципом – компания должна быть прибыльной. Потому что это социальная ответственность бизнеса. Всегда балансируем доходы с нашими расходами.
В целом, наш товарооборот в прошлом году сократился на 7% по отношению к 2021-му и составил 15,7 млрд грн, а вот средний чек за это же время вырос на 24%.
Существенно ли магазин EVA отличается от того, что был до войны?
Нет. Я бы сказала, что почти не отличается. Мы полностью возобновили импорт, поставщики выполняют свои обязательства, все вошло в нормальное течение.
Было ли у вас чувство, что теряете контроль над компанией?
Нет. Ни одной минуты не было сомнений. Если честно, у нас был проработан план действий еще до войны. К примеру, мы заранее приобрели генераторы.
О планах на этот год
EVA рассматривала возможность открытия магазинов за пределами Украины. Пересмотрели ли эти планы после начала войны?
Не могу сказать, что у нас были подобные планы. У нас были такие мысли, однако конкретного проекта не было. Сейчас не планируем работать за границей.
На каких проектах планируете сконцентрироваться в этом году?
При первой возможности планируем восстанавливать магазины там, где можем это сделать. Почти каждые две недели добавляем новую EVA в Херсоне, сейчас в этом городе у нас есть сеть из пяти магазинов. Еще несколько планируем восстановить. За этот год уже открыли 11 новых магазинов.
Намерены открыть до 50 магазинов преимущественно в центре и на западе страны. В каждый новый объект инвестируем от 2 до 4 млн грн в зависимости от формата. Столько же может стоить и восстановление существующей EVA, если нанесены существенные повреждения.
Также планируем достраивать и автоматизировать склады. Новый склад планируем открыть в Одессе – это крупный проект, который не завершится в этом году.
Основные наши проекты касаются развития диджитала – сайта, доля которого в общих продажах уже занимает 7%, нового мобильного приложения, которое должно появиться в апреле. Склады нашего интернет-магазина находятся пока на двух наших распределительных центрах во Львове и Броварах, и мы их расширяем. В этом году, надеемся, он появится в Днепре.