"Будем ездить на жигулях": с чем останутся россияне после вторжения в Украину
Россия рискует остаться без автомобилей. Ключевые автопроизводители убегают из страны, а российский рынок без импортных составляющих стабильно работать не сможет.
На фоне беспрецедентного кризиса в мировой автопромышленности Россия рискует совсем остаться без автомобилей. Ключевые автопроизводители покидают ее рынок, а заводы в стране не могут стабильно работать.
Продажи автомобилей в диктаторскую Россию уже приостановили Audi, Jaguar, Land Rover, BMW, Mercedes, Citroen, General Motors и Skoda. Политическое давление западных стран, нестабильность валюты и проблемы с цепями поставок делают невозможным быстрое восстановление рынка.
Импортозамещение не станет панацеей для россиян. С проблемами внутри страны столкнулось большинство автомобильных заводов.
Компании АвтоВАЗ, Renault, Volvo, Hyundai уже приостанавливают производство на российских заводах. Проблема – в недостатке деталей, поставляемых через Украину, и в ограничении поставок из западных стран.
Если "АвтоВАЗ" останется без французских деталей, то завод сможет выпускать только старую модель "Нива", пишет издание Autoconsulting.
С 1 марта эта компания уже повысила цены на новые автомобили на 15%, что является самым большим в истории сиюминутным подорожанием.
Возвращение к советским автомобилям
По данным Washingtonpost, крупнейший в мире производитель полупроводников TSMC уже остановил поставки своей продукции в страну-агрессор.
Аналогичные санкции ожидают российские компании и со стороны таких технологически развитых стран, как Япония и США. Это заставит ограничить количество и качество технологий в автомобилях.
"Мы рискуем остаться в автомобильном прошлом – новые модели автомобилей просто не будут поступать в продажу. Заводы начнут обновлять свои модельные линейки с частотой ВАЗов времен СССР. То есть фактически ограничиваться только рестайлингом той или иной глубины.
Если будет эмбарго на поставку полупроводников, то отечественный авторынок быстро превратится в рынок подержанных авто", – пишет российский журнал "За рулем".
Сейчас "АвтоВАЗ" разрабатывает варианты диверсификации. Производить микроэлектронику самостоятельно – очень трудно. Заводы по производству полупроводников требуют больших инвестиций, времени и стабильности.
Другой вариант – наладить поставки из Китая. Однако китайцам из-за мирового кризиса самим не хватает полупроводников, и в первую очередь Поднебесная будет обеспечивать собственные нужды.
На предприятиях "АвтоВАЗа" работает более 35 тыс человек. Ежегодно компания выпускает около 350 тыс автомобилей. Около 57% российских автомобилей вышли из заводов этой компании. Теперь автогигант рискует столкнуться с худшим в истории кризисом.
66% концерна принадлежат французской компании Renault, которая уже останавливала производство из-за дефицита полупроводников.
По мнению экспертов Motor.ru, если французский владелец выйдет из бизнеса, заводы смогут собирать только две модели: Niva Legend и Niva Travel.
Рост цен на новые автомобили становится неизбежным. Ажиотажный спрос будет держаться даже на вторичном рынке, ведь все будут ожидать повышения цен и отсутствия ассортимента.
В то же время, возможности для покупки имеющихся автомобилей для обычных людей уменьшаются.
Резкое повышение учетной ставки центральным банком страны-агрессора привело к росту ставки потребительских кредитов в два раза, что сделает ссуды на новые автомобили недоступными для многих граждан.
"Все запчасти стоят на стопе на складах. Ничего заказать и купить невозможно. Вот реалии сегодняшнего авторынка.
У крупных западных компаний сейчас большая проблема. Они вложили в заводы в России миллиарды долларов, а сейчас их ставят в условия, когда невозможно работать.
Не хочу даже говорить, что мы скоро будем ездить на жигулях. Это полное безумие", – сказал российский автоблогер Эрик Китуашвили.