Украинская правда

Метаморфоза современного банкинга. Вызовы 2021 года

Метаморфоза современного банкинга. Вызовы 2021 года

Глобальная пандемия стала сильнейшим катализатором изменений во всех сферах жизни. Даже самые сильные экономики понесли ощутимые потрясения. Изменились поведение людей и их образ жизни. Банковской системе тоже пришлось адаптироваться к новым вызовам.

Как банковская система прошла 2020 год, а также про вызовы 2021 года рассказала Татьяна Путинцева, Председатель Правления Коммерческого Индустриального Банка.

— Как банковская система Украины пережила этот год и, в частности, ваш банк?

— Год был непростым как для банковской системы, так и для бизнеса. Этот кризис не похож на предыдущие, которые мы прошли в 2008 и 2014 годах.

Он затронул все страны мира, а наша экономика сильно зависит от того, что происходит на внешних рынках. Но несмотря на сложный период и его последствия банковская система чувствует себя нормально.

Национальный банк Украины предпринимал очень эффективные и своевременные меры для обеспечения стабильности и запаса прочности для банковской системы.

За три квартала 2020 года банки зафиксировали 37,6 млрд грн чистой прибыли. Это на 22% ниже аналогичного периода прошлого года, но с учетом рыночных условий такой результат неплохой. Например, в III квартале 2020 года финансовый результат банков составил 13,8 млрд грн, что в 1,8 раз больше результата II квартал текущего года.

Основными причинами более низкого финансового результата являются: снижение бизнес активности, сокращение спроса на кредиты и банковские услуги, увеличение неплатежей по кредитам и формирование резервов. Все это безусловно сказывается на процентных и комиссионных доходах банков. Темпы увеличения комиссионного и процентного дохода были самыми низкими за последние 4 года.

В то же время, прибыльность Коммерческого Индустриального Банка была выше чем у конкурентов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года чистый процентный доход банка увеличен на 27%, чистый комиссионный доход – на 37%, торговый результат – на 86%. Это существенно выше чем по банковской системе и лучше, чем результаты по группе наших конкурентов.

Следует также отметить, что мы продолжаем динамично развиваться по основным показателям банковской деятельности.

Активы банка за 3 квартала 2020 года выросли на 67%, кредитный портфель на 29%, средства клиентов на 63%. По банковской системе эти показатели составляют 14%, 3% и 18% соответственно.

— Какие тенденции 2020 года отмечались в банковской системе Украины и сохраняться ли они в 2021 году?

— Главной тенденцией этого года можно считать увеличение объема безналичных расчетов и переводов, а также количества пользователей электронными онлайн-сервисами. В связи с этим на рынке увеличилось количество предложений как от банков, так и от финтехкомпаний, включая новые мобильные приложения необанков.

Банки активно оптимизировали бизнес-процессы, проводили типизацию клиентов и стандартизацию существующих процедур для интеграции в онлайн-сервисы. Это дало возможность существенно разгрузить отделения от посещения по стандартным операциям как для индивидуальных клиентов, так и для клиентов МСБ.

Клиентам малого и среднего бизнеса досталось больше всего. Пострадали целые секторы бизнеса, особенно это коснулось сферы услуг. Эта категория клиентов для нас приоритетная, мы с пониманием относимся к сложившейся ситуации и всегда стараемся идти клиентам навстречу, насколько это возможно.

Для нас клиент – наивысшая ценность, поэтому задача нашего банка не только дать весь комплекс услуг и сервисов, а стать надежным партнером и финансовым консультантом, особенно в такой сложный период.

 
Татьяна Путинцева, Председатель Правления Коммерческого Индустриального Банка

В этом году большинство клиентов, особенно новых, обращалось к нам именно за консультационной помощью. Во многих банках, из-за стандартизации процедур и оптимизации бизнес-процессов, клиентам с нестандартными запросами стали уделять меньше времени, а зачастую и вовсе отказывать в консультационной поддержке.

Решение нестандартных задач и индивидуальный подход к каждому клиенту – это основа нашей бизнес-модели. В этом году по результатам конкурса "Банк года – 2020" Коммерческий Индустриальный Банк победил в номинации "Лучший Банк с индивидуальным подходом к Клиентам".

Безусловно, наметившийся тренд на диджитализацию будет сохраняться не только в 2021 году, но и станет одним из основных векторов развития банков на ближайшее время. В третьем квартале доля бесконтактных транзакций по картам составила 72% от общего количества транзакций MasterCard в физическом ритейле. Год назад этот показатель составлял чуть более 51%.

По статистике НБУ за июль 2020 года можно увидеть снижение оборотов платежей в торговых точках, но обороты в e-commerce и обороты Р2Р-переводов растут с удвоенной силой. Это говорит о том, что тренд на диджитал будет лишь усиливаться.

Будущее ритейл банков за технологией OpenAPI, бесшовными платежными решениями, биометрией и электронной коммерцией".

Для нашего банка розничный бизнес является сервисным, мы постоянно работаем над развитием банковских сервисов в онлайн, включая е-commerce. Но особое внимание мы уделяем созданию возможностей для развития малого и среднего бизнеса: постоянно работаем над бизнес-кейсами, создаваем комплексные решения, которые решают бизнес задачи наших клиентов максимально быстро и с минимальными затратами.

—  Этот год, который Times назвал "худшим" в истории, заканчивается. Что Вы пожелаете нашим читателям в преддверии новогодних праздников?

— Украинцы всегда были очень позитивными, а также устойчивыми к любым кризисам благодаря своей предприимчивости. Такие качества заслуживают уважения. В преддверии новогодних праздников всем хочу пожелать сохранять оптимизм, не терять самоконтроль и уверенность в себе. Пусть в Ваших домах будет достаток и семейный уют! С наступающим Новым годом и Рождеством Христовым!

Справка:

Коммерческий Индустриальный Банк (АТ "КИБ") - универсальный банк, основанный в 1993 году с полным спектром финансовых услуг для корпоративных и частных клиентов. Сеть банка насчитывает 38 отделений в разных регионах Украины. АТ "КИБ" выполняет все экономические нормативы, которые установлены НБУ в соответствии с законодательством.

Татьяна Путинцева имеет банковский опыт более 20 лет, 13 из которых — на руководящих должностях. Начинала с должности экономиста отделения и через несколько лет стала руководителем одного из отделений "Приватбанка". С 2006 года Татьяна Владимировна занимала должность заместителя Председателя Правления.

Работала в руководящем составе ПАТ "Проминвестбанк", АТ "Сведбанк", АКБ "ТАС-Комерцбанк", ВАТ КБ "Южкомбанк". С 2013 года занимала должность заместителя Председателя Правления АТ "ТАСкомбанк" — руководителя Восточного региона.

Назначена Председателем Правления Коммерческого Индустриального Банка с апреля 2018 года.