Украинская правда

Как пандемия изменит города: шесть концептов

Как пандемия изменит города: шесть концептов
dw.com

На протяжении всей истории человечества пандемии существенно влияли на развитие мегаполисов. ЭП узнала, как на города мира повлияет COVID-19.

Болезни формируют города. Некоторые из наиболее знаковых событий в сфере городского планирования и управления, например, создание лондонского Столичного рабочего совета и канализация Лондона, стали ответом на вспышки холеры в 1850-х годах, унесшие 10 тыс жизней.

Теперь к списку инфекционных заболеваний, включающему испанский грипп 1918 года в Нью-Йорке и Мехико, эпидемию вируса Эбола в Западной Африке в 2014 году, присоединяется COVID-19, пишет издание City Lab.

Урбанисты считают, что после окончания пандемии мир в целом и города в частности расстанутся с наивным убеждением, что "с нами ничего не случится", и будут более ответственно обеспечивать устойчивость к будущим пандемиям.

"Мы можем быть уверены в одном: другие бедствия ждут своего часа. Подготовка к следующей чрезвычайной ситуации должна начаться сегодня", – считает редактор издания Smart Cities World Сью Уик.

ЭП собрала публикации наиболее авторитетных мировых изданий, чтобы выяснить, как, по мнению экспертов в сфере градостроительства, пандемия COVID-19 повлияет на дальнейшее развитие городов мира.

6. Популяризация альтернатив общественному и автомобильному транспорту

Борьба с пандемией привела к радикальному сокращению количества пассажиров в общественном транспорте. Мэры многих городов перекрывают улицы для движения общественного транспорта и частных автомобилей, стимулируя развитие велосипедной инфраструктуры.

Мэр Боготы (Колумбия) Клаудиа Лопес объявила, что всемирно известная в 2 500 городах мира традиция Ciclovía (закрытие в определенные дни недели ряда улиц для автомобилей и открытие их для велосипедистов, пешеходов и бегунов) будет действовать не только в воскресенье, но и по будням.

В результате более 76 км перекрытых улиц города стали доступны для передвижения на велосипеде. Они дополнили сеть постоянно действующих городских велосипедных дорожек протяженностью 500 км.

 
Источник: bogota.gov.co

Ciclovía в Медельине (Колумбия), 2017 год

CicLAvia в Лос-Анджелесе (США), 2019 год

Наблюдается всплеск активности велосипедистов в Нью-Йорке, Филадельфии и некоторых городах Китая. Увеличение велосипедного трафика привело к повышению внимания жителей к безопасности велосипедной инфраструктуры.

В ответ на призыв мэра Нью-Йорка Билла де Блазио "ездить на велосипеде или ходить на работу пешком", неприбыльная организация "Транспортные альтернативы" подала в мэрию петицию с требованием экстренного расширения сети велодорожек и других изменений городской инфраструктуры.

5. Расцвет удаленной работы

Ценность близости места проживания к месту работы из-за введенных карантинных ограничений идет на спад. Поскольку многие сотрудники переходят на формат удаленной работы, они пересматривают свою зависимость от застроенных мегаполисов, где стоимость жизни часто высока.

У жителей городов появляется возможность обрести большую независимость и гибкость. Это снизит нагрузку на автомобильную инфраструктуру, особенно в той местности, где поездка на работу на автомобиле является нормой.

Данная тенденция также снизит объем выбросов CO2, а проводимое в заторах время можно будет использовать для работы или отдыха.

Расцвет удаленной работы также способен оживить пригороды и небольшие города, создать новые культурные центры, локальные предприятия, способствовать расширению сообществ и социальных связей.[BANNER1]

4. Снижение плотности городской застройки

"Теперь вы будете часто сравнивать ценность городского уплотнения с рисками, которое такое уплотнение несет в случае вспышки смертельного заболевания", — говорит профессор глобальной городской политики Школы дизайна Мельбурнского университета Мишель Акуто.

По его словам, COVID-19 ставит фундаментальный вызов стратегии управления урбанизацией: "Гонконг имеет плотность населения 6 683 чел. на кв км (Киев – 3 408 чел. на кв км. – Авт.). Переосмысление управления плотностью – ключ к долгосрочному выживанию в пандемическом мире".

По итогам пандемии городские планировщики столкнутся с противоречием: стремлением населения концентрироваться в городах и необходимостью разделения населения для предотвращения передачи инфекции.

"Мы снижаем плотность населения, на то есть веские причины, но в целом плотность – это хорошо: более плотные города более энергоэффективны.

В долгосрочной перспективе возникнет конфликт между конкурирующими требованиями общественного здравоохранения и энергоэффективностью", – говорит профессор Массачусетского технологического института и старший советник ООН по программе по изменению климата и городам Ричард Сеннетт.

В последние годы города мира, расположенные южнее, растут в результате внутренней миграции из сел. Города, расположенные севернее, развиваются в противоположном направлении: состоятельные жители пользуются преимуществами удаленной работы и переезжают в мелкие города и села, где более дешевая недвижимость и более высокое качество жизни.

3. Ускорение развития "умных" городов

Пандемия может ускорить развитие цифровой инфраструктуры в городах.

В Южной Корее, где один из самых низких показателей смертности от COVID-19, для контроля за заболеванием использовали спорное новшество.

После вспышки ближневосточного респираторного синдрома (MERS) в 2015 году власти получили право собирать данные со смартфонов и кредитных карт с целью установления индивидуального профиля движения заболевших.

Затем эти данные в анонимной форме передаются на приложения, и каждый может узнать, не контактировал ли он с инфицированным лицом. Это помогло Южной Корее остановить распространение COVID-19 всего за десять дней.

В Китае руководство страны заручилось помощью технологических компаний Alibaba и Tencent, чтобы анализировать "большие данные" и предсказывать появление кластеров передачи инфекции.

Если правительства Южной Кореи и Китая придут к выводу, что "умные" города Сонгдо (Южная Корея) и Шэньчжэнь (Китай) оказались более безопасными с точки зрения здравоохранения, тогда можно ожидать более активных усилий по цифровой регистрации поведения населения в городских районах.

Это спровоцирует еще более ожесточенные дебаты о правомерности такой слежки за людьми со стороны государств и корпораций.

2. Ползучий авторитаризм

Сеннетт также говорит о "призраке ползучего авторитаризма", когда чрезвычайные меры по борьбе с пандемией становятся постоянными.

"Если вы изучите историю, начиная с французской революции и заканчивая 11 сентября в США, то увидите, что потребовались столетия для искоренения некоторых правил, введенных правительствами разных стран для контроля за городским населением во времена кризисов", – отмечает профессор.

Он добавляет, что во времена этнонационализма, когда правые популисты заняли выборные должности во многих странах, одним из последствий коронавируса может стать идея установления границ вокруг городов.[BANNER2]

1. Цифровая инфраструктура может стать новой санитарией

Когда в городе Тэгу (Южная Корея) резко выросло количество инфицированных, правительство реализовало стратегию открытых данных и участия общественности в их обработке. Это вызвало как некоторую критику, так и появление новых инструментов противодействия пандемии.

Южная Корея попросила людей использовать на карантине мобильные приложения, которые позволяют связываться с врачами, для самодиагностики. Были запущены мобильные приложения и сайты, которые на основе собранных данных предоставляли информацию о распространении болезни.

 
"Коронакарта" Южной Кореи
Источник: coronamap.site
 
Мобильное приложение The Corona 100m
Источник: nypost.com

Созданная студентом колледжа и заполненная правительственными данными интерактивная карта показывает места, которые посещали зараженные люди. Приложение The Corona 100m использует эти данные, чтобы оповещать граждан, когда они находятся в пределах 100 метров от этих мест.

"Планирование и строительство родились из развития санитарии 19 века в ответ на распространение малярии и холеры. Цифровая инфраструктура может стать санитарией нашего времени", – резюмирует Акуто.

коронавирус транспорт Китай строительство инфрастуктура