Украинская правда

Как открыть бизнес с помощью торговых онлайн-площадок. Три кейса украинских предпринимателей

Как открыть бизнес с помощью торговых онлайн-площадок. Три кейса украинских предпринимателей

Твого бізнесу не існує, якщо його немає в інтернеті, вважають у Спілці українських підприємців.

Твоего бизнеса не существует, если его нет в интернете, считают в Союзе украинских предпринимателей.

Во время активного развития e-commerce продажа товаров на онлайн-досках объявлений и маркетплейсах является самым простым способом ведения бизнеса, особенно среднего, малого и микробизнеса.

С одной стороны, это хороший инструмент для начала: минимум инвестиций, на торговой онлайн-площадке уже наработанная база постоянных пользователей, миллионные посещения, первые позиции в выдаче поисковых систем, известный бренд, они открыты для сотрудничества. С другой — есть ряд требований к продавцам.

"Экономическая правда" собрала истории трех предпринимателей, которые знают, как начать бизнес на онлайн-площадках, перейти с оффлайна в онлайн, найти свою нишу, решиться на риск и, в конце концов, получить прибыль.

Как не упустить возможность создать бизнес

Бизнес Алексея Самойликова существует уже два года. Сначала он работал в сервисе ремонта телефонов. Впоследствии заметил, что есть спрос на соответствующее оборудование, и решил открыть собственное дело.

Так появился онлайн-магазин аккумуляторов для мобильных телефонов NOHON.

"Если вы хотите заниматься продажами онлайн на торговых площадках, вам достаточно выставить на продажу несколько позиций, чтобы понять, будет ли на этот товар спрос. Для этого необязательно бросать свою работу", — говорит Алексей.

Ему понадобилось всего три месяца, чтобы оставить основную работу и сосредоточиться на бизнесе.

 

Сейчас команда состоит из трех человек.

Компания имеет свой сайт, но продажи по-прежнему более эффективны на торговых онлайн-площадках. "В нашем случае лучше работает OLX, затем — Prom. Пробуем также зайти на Rozetka", — говорит Алексей.

Он уверяет, что сайт — это, скорее, статусная вещь, ведь его надо рекламировать.

"Думаю, будущее — за торговыми площадками вроде OLX. Человеку важно сравнить цены. Это как Amazon или Ebay. Не знаю, как для большого, а для малого и среднего бизнеса — это именно то, что нужно", — уверяет он.

В то же время, украинцы еще не привыкли к покупкам онлайн.

"За рубежом это обычная практика: зайти на сайт, выбрать товар и оплатить. У нас так делают 20-30% покупателей", — полагает Алексей.

Люди хотят общаться с продавцом, а это замедляет продажи. Молодежь все больше оплачивает онлайн и экономит время.

 

"Поколение их родителей будет пытаться приехать, посмотреть товар, а если продавец в другом городе — будет использовать наложенный платеж. Молодые покупатели предпочитают доставку. Даже если товар в их городе, они не готовы платить своим временем", — рассказывает Алексей.

Он говорит, что все больше людей начинают пользоваться услугой "OLX доставка". Она существует уже несколько лет. "Мы за любую функцию, которая помогает нам продавать", — говорит предприниматель.

Когда они начали тестировать услугу "OLX доставка", то заметили, что она мотивирует человека купить товар сразу — без переписок и долгого общения.

"Человек оформляет заказ, оплачивает карточкой стоимость товара и доставки, а если товар не подошел, то деньги за него вернутся на карту", — рассказывает он о преимуществах для клиента.

Быстрая продажа и отсутствие длительного общения — главное преимущество для продавца.

Доставка — это важный этап в работе с клиентом в онлайн-торговле. Если покупать на OLX, то самый дешевый способ — это предоплата.

"Здесь высокий риск для покупателя, и человек не всегда соглашается отправить деньги незнакомому человеку до того как увидит товар", — говорит Алексей.

Если покупатель не пришел за посылкой, то продавцу придется потратить средства на возврат товара. Поэтому услуга "OLX доставка" дает продавцу еще одно преимущество.

"Если человек не забрал посылку, то OLX оплачивает обратную доставку товара", — отмечает Алексей. Получается, что продавец ничего не теряет.

 

Как с помощью торговых онлайн-площадок перейти с оффлайна в онлайн

"Десять лет назад люди приходили в магазин и выбирали из того, что есть. Сегодня продавцы должны идти за трендами", — говорит Юрий Павлюк. Он руководит семейным бизнесом Santashop, который начался с магазина детских игрушек в Киеве.

Его основал отец Юрия в конце 1990-х. Три года назад они перешли в онлайн. "Мы движемся за рынком. Клиенты не изменились, они просто переходят из оффлайна в онлайн", — говорит он.

Первые шаги интернет-продаж сделали с помощью торговых площадок в онлайне. Отдельного сайта изначально не делали.

"Это была одна посылка в два-три дня, потом продажи постепенно вырастали", — вспоминает Юрий. Он говорит, что в онлайн-продажах очень важно понимать тренды и слушать покупателя.

Для первого используют аналитические инструменты, в частности Google Trends. Для второго — достаточно слушать.

 

"Если они спрашивают вас о каких-то вещах, вам стоит ознакомиться с ними", — говорит Юрий.

В компании были попытки овладеть различными площадками для продаж. "В конце концов, мы остались на двух, которые приносили больше трафика, например, OLX", — рассказывает Павлюк.

Он говорит, что преимущество этой платформы — не только трафик, но и полезные возможности для бизнеса, например, "OLX доставка".

"Это безопасно, ведь не нужно разглашать данные своей карты посторонним. Также это экономит время, не нужно идти в отделение "Нової пошти" за деньгами, они автоматически зачисляются на карту. Кроме того, товары с доставкой получают больше отзывов и быстрее продаются", — рассказывает Юрий.

Другая особенность досок онлайн-объявлений и маркетплейсов — надо постараться, чтобы покупатель вернулся. Для разрешения этой проблемы в компании Юрия есть несколько способов.

"Мы собираем клиентскую базу и можем делать рассылку", — рассказывает он. Всего в команде работают три человека: курьер и менеджеры заказов.

 

Быть готовым к изменениям, чтобы спасти свой бизнес

Компания Вячеслава Костенко Tanasku занимается онлайн-продажами с 2010 года. Продают товары для дома, отдыха и туризма, электроинструменты, детские игрушки. Начинали интернет-аукциона Aukro, он уже не работает.

"Мы продавали мобильные телефоны, которые заказывали в китайских интернет-магазинах", — вспоминает Вячеслав. Он отмечает, что сложность была не только в поиске надежного интернет-магазина, но и в оплате товара онлайн.

Также выставляли первые объявления на OLX, который тогда имел другое название. Со временем пришлось изменить направление бизнеса в связи с ростом конкуренции и демпингом. Таким был путь компании к нише, которую она заняла.

В команде работают четыре человека. Один занимается закупкой, доставкой, расчетом товара на складе и отправкой. Два других — принимают заказы через электронную почту и отвечают на телефонные звонки, а также добавляют товары на различные торговые площадки. Четвертый сотрудник упаковывает и проверяет товар.

Вячеслав рассказывает, что для начала главное — желание работать и стартовый капитал. Сейчас онлайн-площадки и их новые функции значительно упростили ведение такого бизнеса: "На OLX есть услуга "OLX доставка", она полезная и для нас, и для клиента".

Предприниматель объясняет, что клиенты не хотят рисковать и отправлять предоплату, а продавцы — отправлять наложенным платежом без предоплаты, потому что часто покупатели даже не приходят за товаром и приходится оплачивать обратную доставку за свой счет.

В этом случае "OLX доставка" является своеобразным медиатором, сводя все риски к нулю для обеих сторон. Вячеслав говорит, что большинство их заказчиков использует эту функцию. Другая часть — покупатели из Харькова, которые сами забирают товар.

 
 

"Реально оценивайте свои возможности, изучайте все тонкости, анализируйте свои ошибки, будьте терпеливы и трудолюбивы", — советует начинающим Вячеслав. Он утверждает, что тогда трудностей будет меньше.

"Надо платить налоги и работать официально", — заключает он.

Почему стоит оформить предпринимательскую деятельность. Советы от Союза украинских предпринимателей

— В случае налоговой проверки, если вы не ведете предпринимательской деятельности, вам придется заплатить штраф — 19,5% от полученных средств из всех операций. В итоге, работа официально обойдется "дешевле". Нужно оплатить только единый налог (размер зависит от группы).

— Вы — надежный партнер. Сейчас участники B2B-рынка хотят видеть партнерами предпринимателей. Этому есть объяснение: в случае сотрудничества с физлицами компания должна предоставлять дополнительную налоговую отчетность.

— Создание сильного бренда. Вы не всегда будете маленькой компанией, вы будете расти и развивать свой бренд. Официально зарегистрированная компания имеет больше шансов масштабировать бизнес и стать известной.

Анна Аргирова