"Денег нет, но вы держитесь": что происходит с российским ВТБ банком

Пятница, 9 ноября 2018, 09:00 -
Украинская "дочка" российского ВТБ банка в ближайшее время может попрощаться с Украиной.

Банк ВТБ на пороге краха. В финучреждении остановились платежи, клиенты не могут забрать свои средства.

По информации источников ЭП, глава правления банка Константин Вайсман 7 ноября улетел в Москву "просить поддержки" у материнской структуры, однако уверенности, что банк эту поддержку получит, нет, несмотря на полную финансовую состоятельность материнской структуры.

При этом НБУ не спешит признавать банк проблемным. Что происходит с этим учреждением?

Тяжелое наследие 

Наследник советского Внешторгбанка — ВТБ — крупнейшая финансовая группа РФ, которую контролирует правительство России.

Подразделения ВТБ представлены по всему миру, а сама группа входила в 500 крупнейших компаний мира по версии Financial Times (FT Global 500).

В Украине свою экспансию группа начала в 2005 году. В 2006 году ВТБ приобрел банк "Мрія" у Петра Порошенко, который на тот момент входил в группу крупных.

Еще четыре года назад российский ВТБ банк был одним из сильнейших игроков украинского рынка с крупными промышленными клиентами, а его активы превышали 30 млрд грн.

Сегодня активы банка в четыре раза меньше, а за последние годы он показал десятки миллиардов гривень убытков.

В банке не скрывали, что собираются покидать рынок Украины, и планомерно сворачивали деятельность, уменьшая баланс.

Начало конца

Перед банкротством банки Украины обычно выводят активы и увеличивают обязательства перед физлицами, пытаясь собрать максимальное количество вкладов у населения.

У ВТБ все иначе: у банка был хороший баланс, но наблюдались проблемы с ликвидностью.

По данным источников ЭП, в кассе банка был всего 21 млн грн, а на корреспондентском счете лежало 197 млн грн, что очень мало даже для небольших финансовых учреждений. Высоколиквидные активы у банка отсутствовали.

"1 октября 2018 года средства клиентов в пассивах составляли примерно 3,6 млрд грн, а межбанк (межбанковский кредит. — ЭП) от материнской структуры — примерно 2,1 млрд грн.

Показатели текущей и краткосрочной ликвидности хромали, но все понимали: те 2,1 млрд грн, которые остались у банка в пассивах, это уже "почти капитал", то есть для 3,6-4 млрд грн обязательств банка ликвидности было достаточно.

Говоря простым языком, баланс выглядел так: активы (кредиты и имущество) — примерно 6 млрд грн, обязательства перед клиентами — 4 млрд грн", — объясняет член Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.

Некоторые банкиры отмечают, что денег банку не хватало еще месяц назад. "Они давно задерживали платежи. Просто рассказывали о технических проблемах и выдумывали другие причины", — говорит казначей украинского банка на условиях анонимности.

В начале ноября банк ограничил снятие средств клиентов и ввел существенные комиссии. Информация об этом стала достоянием общественности: клиенты начали жаловаться, что банк не возвращает деньги.

Ухудшение ситуации прокомментировали в НБУ.

"Мы наблюдаем некоторое снижение объема ликвидности в АО "ВТБ банк", которое происходило в процессе свертывания деятельности банка уже длительное время и было усугублено решением Апелляционного суда Киева от 5 сентября 2018 года о блокировании активов финансового учреждения (речь идет о решении по иску компаний, связанных с Игорем Коломойским. — ЭП).

Это решение суда фактически лишило ВТБ банк возможности пополнять ликвидность за счет реализации приобретенного в процессе взыскания залогового имущества и активов", — говорилось в сообщении НБУ.

Эту причину назвали ключевой и в самом банке. Однако у опрошенных ЭП банкиров этот тезис вызвал сомнения.

"Банки — не супермаркет, чтобы рассчитывать исключительно на продажу активов при расчете с клиентами", — говорит заместитель председателя одного из украинских банков.

Банкиры сходятся во мнении, что решение суда усугубило проблемы, но вряд ли стало ключевым.

8 ноября, после введения ограничения на снятие наличных, стало понятно, что "пациент" скорее мертв, чем жив. По данным источников ЭП, в кассе на тот момент было 6 млн грн, а коррсчет упал до 80 млн грн. Клиентские платежи не проходили.

Есть ли деньги в кассах отделений для снятия с текущего счета, сотрудник колл-центра банка ответить не смог. Он сообщил, что кассы работают в режиме "приема-выдачи, а информации о пополнении нет". В самих отделениях на звонки автора не ответили.

Ждут чуда

Сейчас средства в банке нельзя получить даже в рамках ограничений. Банк не выполняет обязательства перед клиентами, что является "путевкой" в Фонд гарантирования вкладов. Пикантности ситуации придает тот факт, что банк, по данным источников ЭП, даже не признан проблемным.

НБУ объяснил это так: "Национальный банк осуществляет усиленный мониторинг ситуации и при необходимости будет принимать меры в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством. В случае принятия соответствующих мер Национальный банк проинформирует об этом отдельно".

Статус проблемности обычно вводится для усиленного мониторинга состояния банка. Этот статус предполагает, что на банк накладываются ограничения на вывод активов и за ним следят кураторы из НБУ и Фонда гарантирования.

В нынешней же ситуации Фонд гарантирования не видит, что происходит с банком, хотя учреждение — на пороге банкротства.

Остается надеяться, что группа ВТБ захочет сохранить свою репутацию и не станет перекладывать свои обязательства на Фонд гарантирования вкладов и полностью выводить активы.

В то же время, если в банк зайдет Фонд гарантирования, россияне могут понести существенные убытки. Однако решения о вводе временной администрации в банк НБУ пока не принял.

"Отдав свою "дочку" "на съедение" Фонду гарантирования, ВТБ теряет 2 млрд грн, забывает о все еще висящем в пассивах ВТБ (Украина) межбанке и, конечно, несет репутационные риски", — считает Шапран.

При этом аналитик считает, что вопрос с ликвидностью банка еще можно решить.

По данным источников ЭП, глава правления банка Константин Вайсман улетел в Москву просить "живых" денег. В то же время, учитывая, что банк до сих пор их не получил, есть сомнения, что он их получит теперь.

На вопрос ЭП о готовности банка поддержать дочернюю структуру в Украине в АО "ВТБ" не ответили.

Часть опрошенных ЭП банкиров уже не верит в восстановление украинской "дочки". Отток средств клиентов будет только усиливаться, а без новых существенных вливаний ликвидности банку просто не выжить.