Как в США cобирают "тризубы" для украинцев. Репортаж с завода General Electric
ЭП побывала на заводе GE Transportation в США, где производят локомотивы различных моделей для железных дорог многих стран. Все секреты создания — в нашем репортаже.
Из-за дефицита грузовых локомотивов украинская экономика ежегодно может терять несколько миллиардов долларов.
К такому выводу пришли экономисты IMF Group в Исследовании о достаточности локомотивных мощностей для экономики Украины до 2023 года.
"Если не решить эту проблему, экономика Украины будет нести убытки в размере 4,8% ВВП или 5,4 млрд долл в год", — говорится в исследовании.
Экономисты предупреждают: возникший дефицит приведет к тому, что ряд отраслей — металлургия, АПК и производство строительных материалов — будут вынуждены существенно сократить объемы производства.
Строительство локомотивов — сложный и тонкий процесс, поэтому не все страны могут позволить себе подобное производство. Украина была такой страной, но после начала войны на Донбассе предприятие "Лугансктепловоз", которое производило и ремонтировало локомотивы, осталось на оккупированной территории.
Частично проблему тяги для Украины должно решить соглашение, подписанное между "Укрзалізницею" и американской GE Transportation в начале 2018 года. Оно предусматривает сотрудничество в сфере обновления и модернизации парка тепловозов.
10 июля на заводе GE в американском городе Эри был представлен первый локомотив серии Evolution, изготовленный для "Укрзалізниці". Уже до конца 2018 года первая партия из 30 единиц должна быть доставлена в Украину.
Чтобы узнать все секреты создания и обслуживания локомотивов, ЭП посетила завод GE Transportation в США. Ниже — процесс работ в цехе окончательной сборки локомотивов.
На заводе в Эри производят локомотивы разных моделей для железных дорог многих стран — от тяжеловесов, работающих в Северной Америке, до более компактных, но не менее мощных моделей для европейского рынка. В том числе здесь делают тепловозы серии Evolution для "Укрзалізниці".
Часть комплектующих производят на самом предприятии, часть — привозят с других американских заводов. Например, двигатели для всех тепловозов делают в Гров Сити, что в часе езды от первой производственной площадки GE.
В процессе сборки каждый локомотив проходит четыре участка. На первом происходит монтаж нижней части. Он начинается с рамы — основы локомотива.
Рабочие сваривают большие пласты стали, чтобы сделать усиленную раму. В будущем ей предстоит выдержать большие нагрузки.
После монтажа кабелей и трубок платформу переворачивают и транспортируют краном на участок номер три, минуя второй.
Дело в том, что второй участок не используется для сборки локомотивов. Там расположен склад для хранения двигателей, компонентов верхней части и других деталей.
На участке номер три рабочие начинают монтировать верхнюю часть локомотива. На этом этапе происходит установка основных частей: кабины машиниста, электронных систем, двигателя и оборудования для его охлаждения.
После установки двигатель закрывают специальной кабиной, которая защищает его от внешнего влияния и продлевает срок службы.
Для локомотива TE33A, который поступит на украинский рынок, корпорация GE использует 12-цилиндровый турбодвигатель мощностью более 4 500 лошадиных сил.
"Этот двигатель позволит значительно повысить эффективность использования топлива и сократить выбросы вредных веществ в атмосферу", — объясняет сотрудник GE.
"По нашим оценкам, используя локомотив TE33A для грузовых перевозок, можно сэкономить до 25% топлива и 80% смазочных материалов по сравнению с имеющимися моделями. Кроме того, у него значительно длиннее интервал обслуживания — 90 дней против трех дней для старых локомотивов", — добавляет он.
После завершения монтажа верхней части кран перемещает локомотив на четвертый участок и ставит его на тележки.
Тележки — предварительно собранные компоненты, которые состоят из колесных пар, разных зубчатых соединений и тяговых двигателей.
Для соединения верхней и нижней частей используются специальные крепления.
Тележки помещают рядом с рамой, затем верхнюю часть медленно опускают, чтобы стержни, выступающие из-под рамы, попали в отверстия.
После этого происходит установка генератора, систем управления и дополнительного оборудования.
Когда монтаж завершен, в зависимости от графика производства локомотив отправляется на проверку системной интеграции или на покраску. На один локомотив уходит около 290 литров краски.
На следующем этапе каждый локомотив проходит почти 100-часовое тестирование — он должен проехать 40-65 км.
Тепловозы для Украины проходят в США только заводское тестирование систем, поскольку соглашение о локализации предусматривает 90-процентную готовность изделия.
Рабочее тестирование и испытание в Украине будут проводить "Укрзалізниця", "General Electric Украина" и Крюковский вагоноремонтный завод после завершения комплектования.
Испытаниям и обслуживанию в GE уделяют особое внимание, поскольку локомотивы будут тянуть многотонные составы на огромные расстояния. Работать локомотив должен в любое время года и в любую погоду: от сорокаградусной жары до пятидесятиградусных морозов.