Как самостоятельно составить бизнес-план: инструкция для начинающих предпринимателей
Хотите вы запустить инновационный технологический стартап или бизнес для мойки машин, — без наличия бизнес-плана такие проекты ожидает провал.
Без бизнес-плана вы не будете четко представлять цели проекта, бюджет и время на его реализацию, сильные и слабые стороны, риски и сроки окупаемости.
Без бизнес-плана вы не привлечете инвестора, так как он не поймет модель и доходность проекта. В больших компаниях бизнес-план нужен для запуска направлений бизнеса, чтобы понять, стоить ли вкладывать в них средства.
Составить бизнес-план могут специальные компании, но это может быть дорого. Мы расскажем вам, как это сделать, на примере бизнес-плана для автомойки.
Шаг первый. Анализируем рынок
Здесь нужно рассказать о рынке, где будет запущен проект. В данном случае это мойка для машин на новом жилом массиве. В этом районе жилые комплексы относятся к сегменту выше "эконом", значит, большинство жильцов будут автовладельцами. Массив только построен и в нем открыли мало автомоек.
Анализ работы конкурентов показал наличие очередей. Значит, можно сделать вывод о неудовлетворенном предложении. После изучения местности следует определить места размещения табличек, указывающих на новую мойку.
Первым клиентам стоит предложить скидку, чтобы сделать их постоянными и повысить лояльность. Стоимость услуг установить в пределах рынка.
Если вы заранее знаете, что пойдете с этим бизнес-планом к инвестору, то в этом разделе сделайте акцент на том, что точно убедит его вложиться в ваше дело.
Четко определите и обозначьте свой продукт: как и на каких условиях вы его будете продавать. Расскажите, чем вы превосходите конкурентов. Позаботьтесь о том, чтобы была информация о ваших маркетинговых действиях. Ознакомившись с этой информацией, инвестор должен быть уверен в успехе проекта.
Шаг второй. Рассказываем о производственном процессе
Здесь нужно разместить информацию об оборудовании, одновременной емкости мойки, количестве авто, которые мойка сможет помыть в течение рабочего дня. Также нужно просчитать число сотрудников, их режим работы, уровень зарплат, проанализировать затраты на аренду, коммунальные услуги, ремонт.
Прочитав эту информацию, инвестор должен понять, что это реальные бизнес, а не очередной мираж. Плюсом будет освещение технических нюансов процесса, чтобы показать инвестору, что вы разбираетесь и ориентируетесь в этом деле. Чем более детальной будет эта информация, тем проще будет лично вам.
Шаг третий. Финансовые расчеты
Это одна из самых сложных частей бизнес-плана.
Часто именно здесь сгорают интересные идеи, после того как превращаются в показатели будущей прибыли.
Инвесторов в будущем проекте интересует чистая прибыль до налогообложения, да и самому предпринимателю владение такой информацией будет полезным.
По сути, предыдущий шаг по части затрат уже является началом этого раздела, так как зная затраты и доходы, можно определить и вашу потенциальную прибыль.
Этот раздел состоит из двух частей.
В доходной части, зная стоимость одной мойки и прогнозируемый поток клиентов, можно выяснить дневной денежный оборот и расписать его помесячно, ведь зимой машины моют чаще.
Учитывая, что ваша мойка находится в спальном районе, больше всего машин владельцы будут мыть на выходных и вечером. Предполагаемые инвестиции нужно вынести отдельно, расписав, куда они будут направлены и когда окупятся.
Потом идет расходная часть. Ее, как и доходную, удобнее выводить помесячно. Здесь нужно отметить постоянные расходы (зарплата, плата за аренду, материалы, коммунальные услуги) и разовые затраты (закупка оборудования). Сложив все эти цифры, мы можете понять время окупаемости инвестиций.
Шаг четвертый. Возможные риски
В бизнес-плане нужно указать вероятные риски и пути минимизации возможных потерь. Так в глазах инвестора вы не будете выглядеть легкомысленным.
К примеру, проекту могут угрожать массовое открытие автомоек в районе или неожиданный рост арендной платы. Если вы не согласны с повышением стоимости аренды, то в договоре нужно предусмотреть варианты отказа, компенсации, переезда и времени для этого, чтобы минимизировать убытки.
Шаг пятый. Резюмируем бизнес-план
Хотя это последний этап написания бизнес-плана, ставить его нужно в начале, так как инвестор знакомится с ним в первую очередь. Там нужно коротко описать бизнес-идею: автомойка в престижном районе, где высокий спрос на эту услугу.
Укажите в резюме сумму инвестиций, прогнозируемую доходность, сроки окупаемости и возврата денег, возможную доходность, время запуска бизнеса.
Это самая короткая, но самая важная часть бизнес-плана. Ее цель — обратить внимание инвестора на проект и подчеркнуть его перспективность. Здесь не нужно много текста, все должно быть по сути и без пафоса.
Выводы
Составление дельного бизнес-плана с правильными финансовыми расчетами является стопроцентным залогом успеха бизнеса. Разумный бизнес-план поможет получить инвестиции, найти бизнес-партнера, заставить его поверить в идею.