Как запустить бизнес в условиях высокой конкуренции
Каждый профессионал рано или поздно задумывается о собственном бизнесе. Можно ли его создать с нуля? Можно. Хочу поделиться собственным опытом.
Рано или поздно у любого состоявшегося профессионала и труженика возникает вопрос: "Я так и буду всю жизнь пахать на "дядю" или, может, окунуться в прелестный мир бизнеса и предпринимательства, который сулит доходы, не ограниченные рамками зарплаты, и манит свободой?".
Конечно, в современном мире адекватный человек понимает, что не все так просто. Почитав множество статей о провалах бизнесменов и их мытарствах, он боится стать на путь предпринимательства. Однако вкус свободы манит, и многие специалисты из найма уходят в свободное плаванье. Я — один из них.
Хочу поделиться собственным опытом, теми положительными методами и этапами, которые помогли мне перейти в статус бизнесмена.
С чего все начинается? Конечно, с идеи. У вас зарождается мысль о бизнесе на основе вашего опыта и, в основном, в сфере, в которой вы работаете. Это отлично, поскольку здесь у вас есть определенное преимущество — компетенция.
Выбор ниши — невероятно важная вещь. На эту тему есть множество видео и текстов. Главное — ниша должна вам нравиться и в ней должен быть спрос. Мой выбор был немного сложнее, поскольку рынок в моей нише — электромобили — только начал формироваться и это создавало дополнительный барьер.
С другой стороны, если выбрать "красный океан", то барьер также очень высок из-за высокой конкуренции и, соответственно, необходимости больших инвестиций.
После долгих раздумий вы определяетесь. Дальше — главный вопрос: где взять инвестиции для запуска? Многие из вас прочитают уйму умных статей и книг по поиску инвесторов. К сожалению, большинство из них рассчитаны на развитые рынки США и Европы и не всегда эти методы работают в Украине.
Однако основные законы привлечения капитала одинаковы везде. Тут наступает время подготовки презентационных материалов для потенциальных инвесторов. В этой сфере давно сформированы свои законы и целое стартап-сообщество.
Базовым является наличие презентации на десять слайдов и резюме на одну-две страницы. Если ваш проект связан с запуском нового продукта, то в идеале нужно иметь прототип или образец. Также очень важно наличие финансовой модели проекта. Даже если вы не дипломированный финансист, это не проблема.
Можно найти на фрилансе или по рекомендациям человека, который обличит ваш проект в цифры и показатели. Это повысит ваш уровень в глазах инвесторов, поскольку они в первую очередь смотрят на цифры.
После подготовки материалов покажите их нескольким знакомым, которых вы считаете экспертами. Получите от них обратную связь и сделайте корректировки. Также есть много шаблонов и моделей для оформления бизнес-предложений.
Теперь вы вооружены материалами и можете уверенно проводить встречи и презентации. На этой стадии или еще раньше рекомендую найти наставника или ментора. Это должен быть человек с опытом в бизнесе, который согласится вас консультировать и поддерживать. Найти такого человека тяжело, но возможно.
Ваша задача — достучаться до максимального количества потенциальных инвесторов. Тут стоит разобраться, кто такие инвесторы и где их искать. По личному опыту готов сказать, что у нас в стране не каждый человек с деньгами, называющий себя инвестором, является таковым.
Очень много частных лиц с капиталом — бизнес-ангелы — являются кредиторами, поскольку одним из условий инвестирования ставят гарантированный возврат инвестиции и даже требуют залог. Это довольно часто можно услышать при общении. Такие "инвесторы" — не наш выбор.
Для успеха проекта важно найти инвестора-партнера, который разделяет ценности вашего бизнеса и понимает риски. На раннем этапе инвесторами будут, скорее всего, ваши друзья и родственники — люди, готовые рисковать. В дальнейшем уже подключаются венчурные инвесторы, фонды и банки.
На старте вы столкнетесь с тотальной нехваткой ресурсов, и это не всегда могут быть деньги. Для запуска проекта в начале особо много денег не надо, если вы, конечно, не строите очередной андронный коллайдер.
Основной ресурс — это команда и люди с компетенциями, поэтому вашими инвесторами могут быть и просто сотрудники команды, которые вкладывают свое время в проект. За это они получают долю в бизнесе.
Известна история компании Microsoft, в которой секретарши, пришедшие на работу на старте компании, имели пакеты акций на миллионы долларов. Так что на старте важно "продать" ваш проект не только инвесторам с деньгами, но и вашей команде, которая будет его реализовывать.
Многие инвесторы при выборе проекта обращают внимание не столько на идею, сколько на команду — ее компетенции и способность запустить стартап.
Важный этап на старте бизнеса — привлечение безвозмездного финансирования в виде всевозможных грантов. Это финансирование, даже если оно покрывает небольшую долю затрат на запуск, сильно влияет на положительную оценку проекта в дальнейшем. Инвесторы склонны прислушиваться к другим экспертам.
Сейчас проводится много конкурсов и мероприятий для стартапов, где можно получить грант, презентовать проект перед реальными инвесторами, найти менторов и сотрудников. Сейчас это лучший способ запустить проект и найти партнеров. Примером таких площадок может служить платформа Startup.network.
Очень важно привлечь в проект не одного ключевого инвестора, а минимум двух. В любом случае решение о финансировании принимает конкретный человек и ему будет спокойнее разделить риск с минимум еще одним ключевым партнером.
В этой статье мы не будем углубляться в процесс структурирования сделки между партнерами. Отмечу лишь, что это важнейший этап запуска бизнеса. От того, как вы договоритесь с инвесторами "на берегу", зависит успех проекта.
Вполне нормально продолжать свою текущую рабочую деятельность — вам надо оплачивать счета и обеспечивать семью. Однако вы должны понимать, что только на 100% отдавшись проекту, а еще лучше — на 110%, вы сможете взлететь.
Тут стоит взять пример из авиации. Пилот не пробует чуток дать усилие при взлете, а врубает двигатели на максимум. Точку разрыва и выхода в свободное плаванье вы определяете сами, это зависит от вашего проекта.[L]
Если структурировать сказанное выше, то получится такой алгоритм действий.
1. Определите свои компетенции и сильные стороны.
2. Выберите нишу, исходя из того, чем хотите заниматься и есть ли там рынок.
3. Изложите свой бизнес-план в цифрах и презентации доступно и просто.
4. Выступайте и презентуйте свой проект на мероприятиях.
5. Найдите ментора или наставника.
6. Подключайте креативное финансирование и гранты.
7. Создайте команду единомышленников для реализации проекта.
8. Выбирайте инвесторов-партнеров, которые вам подходят.
9. Тестируйте свой продукт или услугу, корректируйте их по результатам обратной связи с клиентами.
10. Развивайтесь и обучайтесь.
Давайте подытожим. Запуск собственного бизнеса с нуля — это не утопия. Бесчисленное число предпринимателей сделало это и этими "историями успеха" пестрят просторы интернета. Однако давайте будем реалистами. За этими историями взлетов лежит бесчисленное количество разбитых проектов и планов.
По статистике, только 5% компаний преодолевают пятилетний рубеж. СМИ и YouTube не любят неудачников и не будут рассказывать о факапах, хотя в последнее время в этом плане есть просвет. Многие начинают делиться историями "неуспеха", чтобы другие не совершали похожие ошибки.
Если у вас есть предпринимательский дух и вы не боитесь трансформировать негативный опыт в успех, то смело стартуйте и запускайте классные проекты.
Олег Маслов, основатель компании-импортера электромобилей "Грин вилс"