На связи: почему чиновники выдают лицензии даже после отмены лицензирования
Закон о лицензировании видов хозяйственной деятельности отменил лицензии для тысяч интернет-провайдеров и мобильных операторов 1 января 2018 года.
Однако несмотря на закон и единую с участниками рынка позицию, Национальная комиссия регулирования связи — НКРСИ — продолжает лицензировать бизнес в сфере телекоммуникаций. Бизнес вынужден проходить прежние бюрократические процедуры и платить деньги за лицензии.
"Экономическая правда" выяснила, почему сложилась столь парадоксальная ситуация, какие риски она несет и можно ли ее исправить.
Просто бюрократия
На абсурдность ситуации в сфере лицензирования обратил внимание Офис эффективного регулирования при Минэкономразвития — BRDO.
Там напоминают, что закон о лицензировании видов хозяйственной деятельности вступил в силу в 2015 году и ввел принцип единой государственной системы лицензирования. Он заключается в том, что лицензируется только та деятельность, которая прописана в данном законе.
Закон также предусматривает, что лицензирование в сфере телекоммуникаций теряет силу с 1 января 2018 года. Вопреки этому, НКРСИ в 2018 году продолжила лицензировать деятельность в этой отрасли.
В BRDO такое поведение комиссии объясняют двумя причинами. Первая — юридическая: закон о телекоммуникациях не приведен в соответствие с законом о лицензировании. Вторая — экономическая: плата за лицензии обеспечивает поступления в государственный бюджет.
Эксперты офиса называют аргументы НКРСИ сомнительными. Там ссылаются на экспертно-апелляционный совет по вопросам лицензирования при Государственной регуляторной службе. Он подтвердил, что лицензирование деятельности в сфере телекоммуникаций утрачивает силу 1 января 2018 года.
К тому же, поступления в бюджет от платы за лицензии в 2016-2017 годах составляли лишь 0,07-0,08% от общего объема сборов в сфере связи. Большинство средств телеком-бизнес платит за лицензии на радиочастоты, разрешения на номерной ресурс и рентную плату за радиочастоты.
Количество выданных лицензий в сфере телекоммуникаций
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 6 мес 2018 | |
Количество выданных лицензий | 198 | 210 | 188 | 186 | 86 |
Количество отказов в выдаче лицензий | 15 | 8 | 3 | 1 | 0 |
Количество средств, перечисленных в бюджет за выдачу и переоформление лицензий, млн грн | 9,89 | 42,54 | 8,01 | 3,85 | 8,57 |
Источник: НКРСИ
В BRDO подчеркивают, что лицензирование касается более 1 тыс компаний. Они предоставляют услуги мобильной и фиксированной связи, интернет-доступа, теле- и радиовещания. Стоят лицензии от 340 грн для проводного радиовещания до 9 млн грн для международной фиксированной связи.
Кроме того, лицензирование предполагает необходимость прохождения ряда бюрократических процедур. Оно стало существенным барьером в деятельности операторов телекоммуникаций, особенно субъектов малого и среднего бизнеса, которые составляют большинство лицензиатов.
"Манипуляции с предоставлением лицензий позволяют или не допускать к деятельности операторов телекоммуникаций, или стимулировать их обращаться "за консультацией" для правильного оформления документов и своевременного получения лицензий", — говорят в BRDO.
Функция лицензий себя исчерпала
Участники рынка крайне неохотно комментируют деятельность НКРСИ по лицензированию телеком-бизнеса вопреки закону. В компании "Датагруп" отметили, что они осознают высокую ответственность НКРСИ, но все-таки считают, что функция лицензирования не является прогрессивным методом регулирования рынка телекоммуникаций.
Директор департамента регуляторной политики "Датагруп" Анна Некраха сказала, что компания не сталкивалась с ситуацией, когда регулятор отказывал в выдаче или переоформлении лицензий на виды деятельности.
"Очевидно, что регулятор стоит на защите интересов государства, соблюдая нормы профильного законодательства. Поэтому не в интересах регулятора искать повод отказать в выдаче лицензий", — говорит она.
Однако, добавляет Некраха, первоначальная функция лицензий как ограничителя конкуренции и дополнительной преграды для доступа на рынок себя исчерпала: "Доступ к предоставлению услуг фиксированной или мобильной телефонии давно не регулируется с помощью лицензий на хозяйственную деятельность в странах ЕС".
По словам исполнительного директора Интернет-ассоциации Украины Владимира Куковского, ситуация с лицензированием стала следствием коллизии двух законов: о лицензировании видов хозяйственной деятельности и о телекоммуникациях.
По действующим нормам, закон, который принят позже, имеет приоритет. В данном случае это закон о лицензировании.
Одновременно существует и другая законодательная норма: в случае противоречия законов приоритет имеет профильный закон. Для рынка телекоммуникаций таким законом является закон о телекоммуникациях. Руководство НКРСИ решило руководствоваться логикой профильного закона.
Куковский предоставил ЭП хронологию и содержание переписки ИнАУ со всеми госструктурами, прямо и косвенно причастными к законодательной коллизии. Это НКРСИ, Государственная регуляторная служба, Минюст, Минэкономразвития, Администрация президента.
Ни один орган четко не ответил на вопрос, необходимо ли после 1 января 2018 года лицензировать деятельность в сфере телекоммуникаций.
Нужна комплексная реформа госрегулирования
В комментарии ЭП член НКРСИ Сергей Дзюба пишет, что Нацкомиссия последовательно борется за отмену лицензирования в отрасли.
В частности, с декабря 2015 года поддерживает необходимость абсолютной отмены лицензирования видов деятельности в сфере телекоммуникаций и введения уведомительного принципа регистрации субъектов хозяйствования.
Вместе с тем, Дзюба считает, что нужно обеспечить баланс интересов государства, бизнеса и потребителей. Это, по его мнению, возможно лишь при условии комплексного реформирования государственного регулирования, лицензирования, контроля и надзора в сфере телекоммуникаций в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС.
"Сейчас лицензирование в сфере телекоммуникаций (выдача, переоформление, продление срока действия, признание недействительными, аннулирование лицензий, выдача копий и дубликатов лицензий) осуществляется в полном соответствии с требованиями закона "О телекоммуникациях", — подтверждает Дзюба.
По его словам, решить проблему можно путем согласования двух законов: о лицензировании видов хозяйственной деятельности и о телекоммуникациях.