Украинская правда

А если по-честному? Семь кругов ада легального бизнеса по-украински

А если по-честному? Семь кругов ада легального бизнеса по-украински
Getty Images

Почему в Украине сложно, а иногда невозможно открыть бизнес, и почему бизнес не хочет играть по правилам государства?

53 документа должен собрать украинец, чтобы открыть, например, киоск по продаже кофе. Для этого предпринимателю надо пройти 20 процедур.

На самом деле, это даже неполный список. Таким он может быть только при условии самостоятельного оформления аренды земельного участка и установки кассового аппарата.

По словам руководителя BRDO Алексея Гончарука, легально открыть бизнес в Украине сложно. Иногда на это уходят годы, а в некоторых случаях открыть бизнес невозможно.

"Значительная часть предпринимателей не выполняет правила государства, потому что эти правила никому не понятны. Государство попросту забыло, ради кого существует, забыло, что его функция — предоставлять людям качественный сервис", — подчеркивает Гончарук.

Чтобы понять, насколько сложно легально открыть и вести бизнес, "Экономическая правда" предлагает рассмотреть несколько примеров.

В Украине в основном "несвободная" экономика

В рейтинге Doing Business Украина занимает 76 место. "Это заслуженно низкое место, — считает Гончарук. — Для европейской страны это плохо".

Украину в этом рейтинге обгоняют Беларусь, Молдова, Грузия, Казахстан, Россия, Польша, Эстония. С 2012 года Украина сумела значительно улучшить свой результат, однако динамика последних трех лет очень слабая.

В рейтинге Индекса экономической свободы (Index of Economic Freedom) позиции Киева куда хуже. 150 место в 2018 году — между Камеруном и Сьерра-Леоне. Украина в числе стран, где в основном несвободная экономика. Позитивный прогресс мизерный.

Что думает малый бизнес об условиях предпринимательства

Совладелец киевской кондитерской ART Éclair Евгений Елизарьев: "Налоговая — это наше все".

В общей сложности на бумажное оформление бизнеса Елизарьев потратил три-четыре месяца. Большую часть документов он оформлял в процессе ведения бизнеса. В целом все бумажные процедуры растянулись на год.

Часть процедур совладелец бизнеса проходил лично, а часть отдал на откуп специальной аутсорсинговой компании. Ее услуги стоили 4-5 тыс грн.

"Человеку, который хочет вести бизнес, лучше отдать эту работу профессионалам, чтобы не терять время и запал. Собственнику нужно думать о расширении бизнеса, а не о бюрократических бумажках", — рассказывает Елизарьев.

Главное, говорит он, — зарегистрироваться в налоговой. Все остальное можно делать в процессе, потому что проверки бизнеса сейчас запрещены.

"Откровенно говоря, сейчас для открытия малого бизнеса в Украине наиболее благоприятные условия с того момента, как я себя помню. Проблем зарегистрироваться нет", — говорит предприниматель.

"Больше всего трудностей возникает с налоговой. Они требуют много бумажек, каких-то устаревших форм ведения отчетностей, того, что малому бизнесу вообще не надо. На втором месте по сложности взаимодействия — соцстрах. С ним сталкиваешься, когда берешь людей на работу. Однако налоговая — это наше все", — добавляет он.

Регистрация кассового аппарата в Украине. Восемь кругов бюрократии

Совладелец частного детского сада: "Чиновники должны понять, какие услуги они оказывают".

"Я вам расскажу анекдотичный случай, — рассказывает предприниматель на условиях анонимности. — Сегодня, если вы посмотрите на "Порядок получения лицензии для открытия частного детского сада", там есть Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, Главное управление МЧС и Госслужба по вопросам труда.

Мы звоним в Гоструда и спрашиваем: "Вы выдаете такой документ?". Они отвечают: "Мы не знаем". Вы можете обзвонить 60% их номеров телефонов, и никто не знает, что они должны выдать такой документ.

На сайте гоструда написано, что они выдают документы, связанные с опасными видами труда, например, подземные, взрывные, высотные работы. Там это актуально, но что Гоструда должна дать детскому саду, я не понимаю.

У меня был с ними разговор. Они говорят: "Вы разберитесь и скажите, что мы ничего не даем". Я говорю: "Ну как это? Есть вроде бы такие документы". То есть сами сотрудники должны понять, какие услуги они оказывают.

Если мы хотим развивать бизнес, вся нормативная база должна быть актуализирована, пересмотрена и упрощена. Думаю, чиновники должны ставить перед собой задачу, сколько ненужных требований они уберут в текущем году".

Степан, владелец кофейни в центре Киева: "Бизнес работает, жаловаться на власть не за что".

 
Кофейня Степана

"Свою первую кофейню я открывал в доме, брал помещение в аренду, трудоустроил сотрудника. Для этого я оформил примерно десять бумажек. Потом, когда открывал мобильную кофейню, это был не бизнес, а ужас.

Во-первых, несусветные суммы за аренду. Если ты хочешь официально через торги купить место на "Золотых воротах", то цена — 260 тыс грн в год. Платить такие деньги, чтобы там на 3 кв м земли работал один человек — это безумие.

Во-вторых, в тех местах, где люди хотят пить кофе, стоять не позволяют. Купить эти места нельзя, городские власти называют их рекреационной зоной.

Места продает КП "Міський магазин". Не купив у них место, в городе стоять нельзя. Иначе приезжают эвакуаторы. Эти эвакуаторы — настоящие рейдеры.

У меня была ситуация: приезжают десять человек в масках, бьют продавца, заталкивают его в машину. Твою машину, твою частную собственность, без решения суда ставят на эвакуатор и увозят.

Благодаря знакомому мне удалось вернуть автомобиль со штраф-площадки. Обычно если забирают, то уже не отдают.

 
КП "Міський магазин" на своей странице в Facebook регулярно отчитывается о том, как по ночам конфискует самовольно размещенные средства передвижной торговли

Если звонишь в полицию, там спрашивают, это обычная машина или машина-кофейня. Если машина-кофейня, они бросают трубку. Сейчас я арендую МАФ и не скажу, что у меня есть проблемы. Бизнес работает, жаловаться на власть не за что".

Почему в Украине тяжело вести бизнес легально

Если украинские предприниматели видят государственные препятствия для бизнеса фрагментарно, то руководитель BRDO Алексей Гончарук видит всю картину целиком.

По его словам, открыть бизнес в Украине сложно не только из-за постоянно меняющегося курса валют и войны, а еще и потому, что государство до сих пор является носителем постсоветской идеологии. В стране много архаичных процедур.

BRDO. Офис эффективного регулирования (BRDO — Better Regulation Delivery Office. — ЭП) — неправительственная организация, созданная по инициативе Министерства экономического развития и торговли на деньги западных институтов. Цель BRDO — повысить эффективность законодательного регулирования в Украине.

ЭП поговорила с руководителем BRDO и выделила десять самых важных тезисов.

 
Руководитель BRDO Алексей Гончарук

1. Значительная часть бизнеса не выполняет правила государства.

Большая часть бизнеса не выполняет правила, которые пишет государство. Например, из всех частных детских садов, действующих в Украине, с BRDO согласились поговорить на условиях конфиденциальности только два.

Они поделились своим опытом прохождения "Семи кругов ада" по открытию бизнеса "Частный детский сад".

Справедливо предположение, что бизнес мимикрирует, притворяется, договаривается с чиновниками на местах и делает все, чтобы не участвовать во всех этих кругах ада.

2. Правила государства никому не понятны.

Бизнес договаривается с чиновниками, потому что правила государства по ведению бизнеса никому не понятны. Это главная причина, почему бизнес отказывается публично рассказывать о том, как он был открыт и как работает.

3. Сократить количество бумаг — прямая задача Минэкономики.

Сокращать количество документов для ведения бизнеса — это их прямая задача. Работа Минэкономики заключается в том, чтобы создать для бизнеса комфортные условия. Комфортно ли бизнесу сейчас, вопрос риторический.

4. "Выжечь" бумажки "напалмом" не получится.

Мы регулярно участвуем в специальных дерегуляционных заседаниях Кабинета министров. За последние два года было отменено примерно 800 документов. Процесс идет, но он требует времени.

Проще всего сказать: давайте выжжем все напалмом. Это не работает. Государство должно иметь механизм, который защитит вас, например, от отравления в ресторане испорченными продуктами.

Второе направление работы — настройка автоматического обмена данными между электронными реестрами госструктур. Сейчас Госагентство по вопросам электронного управления решает эту проблему.

5. Государство забыло, ради кого работает.

Мой главный месседж — в государстве нет идеологии клиентоориентированного подхода. Государство забыло, ради кого работает. Это надо исправить.

Архитектуру взаимоотношений государства и бизнеса, государства и человека надо строить от потребностей бизнеса, от потребности человека.

Бизнесу и людям должно быть комфортно, тогда они с радостью будут соблюдать правила и начнут этим даже гордиться. Потому что 21 век — это век репутационный экономики.

Сегодня выгодно в публичной плоскости быть красивой "белой" компанией. На Западе это уже давно вопрос выживания. Там "черные" и "серые" компании никогда не получат кредит, с ними никогда не будут заключать договора системные игроки.

Чтобы в Украине репутация стала ценностью, государство должно превратиться в дружественную сервисную организацию.

6. Многие процедуры нельзя упростить, не поменяв законы.

Многие вещи сложно поменять без изменений в законах, а парламент пройти — сложная задача. Там лежат, как минимум, несколько десятков правильных законопроектов, которые значительно упростили бы бизнес-регулирование.

 
УНИАН

7. Каждый третий подзаконный документ незаконен.

По нашим предварительным оценкам, каждый третий подзаконный документ в Украине незаконен.

8. Украине надо развивать предпринимательскую культуру.

По моим оценкам, легально открыть бизнес сложно. Открыть частное предпринимательство или зарегистрировать юридическое лицо — не проблема, но когда идешь собирать бумажки, это уже существенное препятствие.

Знаю не один десяток людей, которые, только ступив на путь собирания бумажек, бросили это дело. Одни начали работать в "тени", другие пошли работать на кого-то.

Это плохо, потому что предпринимательскую культуру надо развивать, развитие бизнеса надо стимулировать. Сейчас мы далеки от этого идеала.

9. Иногда на собирание "бумажек" уходят годы.

В зависимости от вида бизнеса на собирание некоторых "бумажек" уходят годы. Иногда легально собрать все "бумажки" даже невозможно.

В Евросоюзе, на который мы равняемся, есть простой принцип: создавая правила, надо думать, насколько легко их будет выполнять малому и среднему бизнесу. Крупный бизнес найдет юристов и справится, а малый и средний откажется от ведения бизнеса.

10. Из позитивного.

76 место в рейтинге Doing Business за 2018 год — это плохо.

Весной 2017 года мы с Минэкономики разработали законопроект №6540. Он зарегистрирован в парламенте. Если его примут, много точечных изменений сделают жизнь бизнеса проще. Украина вполне может выйти на 25 или 40 место.

В 2018 году наш приоритет — реформа инспекционных органов. Более 50 инспекционных органов мы собрали в одну информационную систему и скоро создадим исчерпывающий перечень требований инспекторов к каждому виду бизнеса.

ГФС налоги Минэкономразвития Doing Business