Шантаж чиновников в прошлом. Как Украина избавляется от справок и выписок
26 лет госорганы для оказания госуслуг требуют от украинцев тонны справок, выписок, форм и ксерокопий документов.
Вместо того, чтобы настроить обмен данными между своими электронными госреестрами, сотни тысяч чиновников предпочитают продолжать вымогать у украинцев тонны бумажек в обмен на оказание госуслуг.
Миллионы украинцев из года в год вынуждены месяцами оббивать пороги различных госструктур, чтобы собрать нужные бумажки и получить от государства услугу. При этом зачастую услуги и бумажки стоят немалых денег.
Правительства развитых стран устранили этот архаизм много лет назад. Там госорганы в режиме реального времени обмениваются данными своих электронных госреестров. Поэтому госуслугу гражданин получает в течение считанных минут, дома, сидя на диване с планшетом в руках или в крайнем случае — сидя перед госслужащим.
В Госагентстве по вопросам электронного правительства обнадеживают, что Украина — на полпути к миру без справок.
Так, через две недели страна получит платформу X-Road, которая стала основой для создания в Эстонии эталонного по мировым стандартам электронного правительства.
Е-government неизбежен
Госагентство по вопросам электронного правительства было создано в июне 2014 года как раз с целью избавить украинцев от необходимости собирать справки и выписки в обмен на госуслуги, иными словами — с целью запуска электронного правительства.
Однако первый ощутимый результат госструктура показала только через три года. Причем достигнуть этого результата госагентство смогло исключительно благодаря прямой политической поддержке премьер-министра Владимира Гройсмана и финансовой поддержке США и Великобритании в рамках проекта TAPAS.
Отсутствие реальных результатов деятельности госагетнства в национальных масштабах, 15 сотрудников вместо штата 30 человек, низкие объемы финансирования, ограниченные полномочия, отсутствие политической поддержки на высшем уровне привели к тому, что за три года Украина не продвинулась по пути к внедрению е-government.
Собеседники ЭП в Кабмине отмечают, что идея создания госагентства на политическом уровне была дискредитирована с самого начала и нужна была преимущественно для пиара некоторых чиновников.
Хотя политическое руководство Украины напрасно формально относится к концепции е-government.
Во-первых, е-government — это неизбежный этап эволюции каждой страны. Очевидно, что его рано или поздно пройдут правительства всех стран, хотят они того или нет.
Во-вторых, игнорировать е-government означает игнорировать вопиющий хаос, существующий в системе электронных госреестров Украины.
Контролируемый хаос
Согласно проведенному госагентством аудиту, в Украине существует более 135 госреестров. При этом точное их количество установить невозможно, отмечают авторы исследования.
Денежное содержание одного из 23 проанализированных госреестров стоит госбюджету в среднем 21 млн грн в год. На обслуживание 23 реестров госбюджет тратит почти 500 млн грн в год. Сколько средств налогоплательщиков уходит на содержание еще более 112 госреестров, авторы исследования установить не смогли.
86% затрат по каждому госреестру приходится на покупку аппаратных средств и техническое обслуживание.
Госреестры построены на разных системах управления базами данных.
Только 60% госреестров имеют аттестованные комплексные системы защиты информации. Это создает колоссальные риски в области защиты персональных данных граждан, которые хранят электронные госреестры.
Перманентное отсутствие электронного взаимодействия между госреестрами привело к тому, что большинство госреестров различных госорганов дублируют информацию о гражданах. Например, во время сравнения данных "Единого государственного демографического реестра" и "Государственного реестра актов гражданского состояния граждан" было выявлено более 80% одинаковых нетехнологических полей: ФИО, дата рождения, место рождения.
Из-за дублирования госорганы существенно повышают трудоемкость и себестоимость обслуживания госреестров. Это также повышает вероятность внесения в реестры недостоверной информации в результате влияния человеческого фактора.
Наполняемость госреестров информацией часто фрагментарная, когда заполняются не все предусмотренные реестрами поля.
Отсутствие в Украине уникального цифрового идентификатора человека, как, например, номер социального страхования в США, не позволяет реализовать модель взаимодействия, когда государство получает данные о человеке самостоятельно.
Большинство исследованных приоритетных госреестров не в полной мере используют существующие государственные классификаторы и справочники. Это приводит к искажению данных во время их введения в реестры. В результате возникают проблемы как во время локального поиска данных, так и при обмене информацией с внешними ресурсами.
Это малая часть проблем, поднятых в публичной части аналитического отчета. По словам заместителя председателя госагентства Алексея Выскуба, в полной версии отчета есть такие сведения о состоянии электронных госреестров, которые публиковать нельзя.
Узурпация госинформации
За созданием рукотворного хаоса в сфере госреестров стоит не только и не столько безответственность и недальновидность украинских чиновников, сколько коррупция и злоупотребление властными полномочиями.
Эксклюзивные персональные данные граждан в госреестре того или иного органа давно стали высоколиквидным товаром. Неудивительно, что чиновники не хотят делиться этими данными.
"Отсутствие оперативного доступа одного органа власти к информации другого органа власти создает предпосылки для узурпации государственной информации, разрушает доверие к государственным институтам и создает риски для возникновения коррупции", — объясняют риски авторы исследования.
Неспроста это исследование, которое госагентство должно было сделать еще в первые полгода своей работы, появилось только сейчас. Выскуб говорит, что такая попытка с их стороны была предпринята в 2015 году, но она провалилась без поддержки на высшем политическом уровне.
Поводы для оптимизма
Теперь, когда грандиозные масштабы хаоса в системе электронных госреестров уже очевидны, авторы исследования призывают руководство Украины начать фундаментальные системные изменения в данной сфере.
"Внедрение системы электронного взаимодействия государственных реестров должно сопровождаться процессами реформирования всей системы государственных информационных ресурсов, — пишут авторы. — Важно понимать, что упорядочение государственных данных и предоставления доступа к ним оптимизирует работу не только самих органов власти, но и упрощает жизнь гражданам и предоставляет дополнительные инструменты для развития бизнеса, ведет к экономическому росту, прозрачности государственного управления и снижения уровня коррупции".
По словам Выскуба, госагентство недавно провело тендер на поставку "шины" взаимодействия электронных госреестров. В тендере победила эстонская компания Cybernetica. Она разработала знаменитую платформу X-Road, на которой построено взаимодействие госреестров в Эстонии.
"В течение ближайших двух недель мы должны подписать международный договор и затем получим в собственность эту систему, — рассказывает Выскуб. — Мы ее активно пилотируем. Ряд реестров в тестовом виде уже подключены".
В течение месяца после получения платформы госагентство планирует внедрять принцип интероперабельности (взаимодействия) электронных госреестров. До конца 2017 года к платформе планируют подключить 23 ключевых с точки зрения массовости админуслуг реестра.
Также подготовлен законопроект, который описывает принципы создания, работы и взаимодействия электронных госреестров. Законопроект будет представлен через неделю.
Более того, Выскуб утверждает, что Государственная служба специальной связи и защиты информации планирует в 2017 году сделать первый шаг к построению G-Cloud — защищенного "облака". На начальном этапе Госспецсвязи будет там хранить резервные копии госреестров, а затем начнет туда переводить госреестры для централизованного администрирования и поддержки.