Почти коммунизм. Как Финляндия тестирует безусловный базовый доход
В Финляндии проводят эксперимент о влиянии на безработных новой формы социального обеспечения.
Юха Ярвинен, безработный молодой отец, живет в деревне недалеко от Юрвы, в западной Финляндии. Несколько лет назад его старый бизнес — производство декоративных оконных рам — обанкротился.
Ярвинен говорит, что в течение шести лет он хотел начать новый бизнес, но это казалось нерациональным шагом. Доход семьи состоял из зарплаты жены (медсестра), пособия по безработице и пособия на детей.
У Ярвинена было несколько предложений о работе в основных местных отраслях: лесном хозяйстве, производстве мебели и металлообработке.
Однако соглашаться на временную и низкооплачиваемую работу было бессмысленно — это поставило бы под угрозу щедрые соцвыплаты. Повторная регистрация на учет для получения пособия — мучительно долгая процедура. "Это безумие, поэтому никто не берется за такую работу", — говорит он.
Удача Ярвинену улыбнулась в январе 2017 года. Случайным образом он был выбран из числа финских безработных, которые составляют 10% от трудоспособного населения, для участия в двухлетнем исследовании "Как получение безусловного основного дохода влияет на стимулы на рынке труда".
Он получает 560 евро в месяц в безусловном порядке, поэтому волен самостоятельно искать себе "дело жизни", не боясь потерять пособие. Ярвинен доволен, потому что базовый доход открывает для него новые возможности.
Он не только активно ищет работу и пытается создать бизнес, но и говорит, что перестал испытывать напряжение в связи с отпавшей необходимостью "дурацкого" заполнения бумаг или длительных бесед с представителями социальных служб о том, какие усилия он прилагает для поиска работы.
Kela, институт социального страхования Финляндии и организатор проекта, не будет контактировать с участниками эксперимента до 2019 года, чтобы не повлиять на его результаты. Он контролирует ситуацию удаленно, используя реестры семейных доходов, уплаченные налоги, покупки в госаптеках.
Эти анонимные данные будут доступны исследователям. К примеру, они могут спросить, меняется ли среди участников потребление антидепрессантов.
Запустить такой эксперимент было сложно. Олли Кангас, скептик идеи безусловного дохода, помог разработать исследование и теперь его курирует. Ученый жалуется на нерешительных и непоследовательных политиков, настаивающих, что исследование нужно завершить до выборов в 2019 году.
Финская политика запутанная: центристская партия, "зеленые", "левые" и либертарианское крыло консерваторов лоббируют идею безусловного дохода. Последние надеются упростить социально-ориентированное государство. Среди скептиков — консерваторы, социал-демократы и крупные профсоюзы.
Такие профсоюзы в основном состоят из работников сферы тяжелой промышленности. Они управляют фондами обязательного социального страхования на случай безработицы и не хотят терять контроль над активами.
Наоборот, идея близка работающим неполный день. Опросы показывают колеблющуюся общественную нерешительность: 70% опрошенных нравится идея гранта в теории, но этот показатель падает до 35%, когда респондентам говорят, что для реализации идеи им придется платить больше налогов.
Бюджет 20 млн евро ограничил число получателей экспериментального дохода до 2 тыс человек. Кангас беспокоится, что такое количество может оказаться статистически ненадежным при дальнейшем анализе результатов.
Более крупный бюджет поможет ответить на большее количество вопросов, чем вопрос о том, хотят ли получатели безусловного дохода работать. Кангас хотел бы выплачивать аналогичные гранты работающим с низким уровнем дохода, чтобы выяснить, предпочтут ли такие получатели работать меньше.
Было бы также информативно, но слишком дорого и политически сложно, предоставить гранты жителям всех муниципалитетов, чтобы посмотреть, какой эффект произведет эксперимент на местные экономики.
Поклонники идеи видят другие ограничения. Депутат парламента и глава либерального аналитического центра Libera Элина Лепомаки утверждает, что более доступный и, следовательно, реалистичный подход даст получателям возможность сэкономить основной доход для последующего использования.
Кейт Макфарланд из Basic Income Earth Network, инициатор идеи безусловного дохода с 1980-х годов, говорит, что двухлетнее исследование слишком короткое и не позволяет узнать, как меняется психология получателей.
Несмотря на все несовершенство пилотного проекта, это хороший пример финской любви к социальным экспериментам. Десять лет участники будут следить за долгосрочными последствиями. Миру эта тема интересна: пресса из Южной Кореи и Швеции стояла в очереди, чтобы пообщаться с Кангасом.
Он регулярно читает лекции за рубежом и консультирует коллег. Кангас считает пилотный эксперимент "периодом испытаний и ошибок", но, по его мнению, они открывают двери для дальнейших экспериментов.
Перевод: Александр Колесниченко
Оригинал публикации: Finland tests a new form of welfare