"Полная туфта". Почему украинцы не гордятся успехами соотечественников
Продукты украинских IT-компаний используют сотни миллионов людей во всех уголках земного шара.
В Украине создан медиа-холдинг Genesis с аудиторией 100 млн человек, лучший в мире сервис для проверки английского правописания Grammarly, стартап Looksery стоимостью 150 млн долл.
Эти компании и их руководители — отличный пример "новой украинской мечты". Однако на родине продукты украинцев часто подвергаются нещадной критике, обвинениям в плагиате и недальновидности основателей.
Looskery — "посредственная хрень"
Как тут не вспомнить обсуждение самого дорогого в истории уанета стартапа Looksery?
Одесская компания под руководством экс-вице президента Opera Виктора Шабурова создала приложение для селфи, с помощью которого можно в реальном времени изменять собственное лицо, устранять дефекты кожи и накладывать мультяшную анимацию.
Пока Looskery не купил SnapChat за 150 млн долл, компанию в Украине не жаловали. "На юго-востоке страны бардак, люди гибнут, а они на всякую шляпу деньги собирают. Совсем люди совесть потеряли. Экс-европейцы хреновы", — так некий Александр Морозов комментировал успех одесситов на Kickstarter.
Реакция Facebook-экспертов была еще жестче. "Читаю тебя, Андрей, время от времени. Ты вроде весь такой инновационный, а удивляешься, что весьма посредственная хрень заработала мало", — писал в комментариях на Facebook-странице Андрея Хорсева сотрудник lifecell Александр Швец в 2014 году.
"Технология, может, и крутая, но вот фантазии у ребят нет. Поэтому и такой результат. Сделали первую аналогию из возможных", — соглашался с критикой известный украинский IT-предприниматель Алексей Мась.
Досталось на орехи и другому известному украинскому стартапу по доставке продуктов Zakaz.ua. Его основал предприниматель Егор Анчишкин. До этого Егор руководил Viewdle, который Google купил за 30-45 млн долл.
"Подобный сервис есть уже больше года не только в Киеве, но и по другим миллионникам", "Fake startup. Онлайн-заказ у furshet.ua давно работает", "Егор, мне Вас жаль. Сервис умрет через 6-12 месяцев или когда закончатся инвестиции", — писали скептики.
Пока прогнозы критиков не сбываются. Хотя Zakaz.ua не раскрывает финансовые показатели, сервис лидирует в своем сегменте в Украине, вышел на рынок США под брендом CartFresh и получил 2,5 млн долл инвестиций.
Petcube — "полная туфта"
"Зачем кому-то эта вспышка? Неужели мало фотоаппарата?"— говорили на рынке про iBlazr. "Зачем котам играться лазером?" — недоумевали при запуске PetCube.
"Кому надо заказывать столик через приложение?" — спрашивали Settle.
Petcube не удалось убедить скептиков даже сообщением о продажах гаджетов на 2,5 млн долл за год и получением 2,6 млн долл инвестиций.
"Их несет в "срубить бабла". Как собаковод со стажем скажу, что продукт — откровенная туфта". "Хватит преподносить спаренную лазерную указку с камерой как инновационный продукт. Есть сотни более инновационных и технологичных проектов, чем этот пузырь", — рассуждали комментаторы.
Запуск приложения Allset в 12 ресторанах США и привлечение 1,5 млн долл инвестиций в Украине встретили скептическими комментариями.
"Очередное закапывание денег в песок. Adwice Wallet накрылся, Settle тоже накроется". "Идея вторична, да и потребностей, которые покрывает этот стартап, нет". "С чем тут поздравлять? О стартапах братьев Матвиенко я слышу уже четыре года. Где доходы? Где успехи? Я вижу только потраченные деньги инвесторов. Все это похоже на отмывание "бабла", — писали комментаторы.
"Нужно делать стартап на свои деньги либо в супер-нише, где можно сразу зарабатывать чистую прибыль", — советовали критики.
Однако зарубежные инвесторы не поверили украинским комментаторам: в сентябре 2016 года стартап получил 3,35 млн долл от Andreessen Horowitz и других инвесторов и запустился еще и в Чикаго.
Еще один пример — Jeapie, один из немногих украинских стартапов, который сделал екзит. В конце 2015 года его за семизначную сумму купила канадская Mobify. "В топку все, поки в лінуксі не буде працювати". "Этот ваш пуш — прошлый век", — писали "знатоки" рынка, когда Jeapie только начинал строить продукт.
Скептики — это к успеху
Впрочем, ошибаться свойственно не только украинцам. "640 килобайт памяти должно быть достаточно для каждого", — говорил Билл Гейтс в 1981 году. А годом позже в IBM решили, что 100 млн долл — слишком большая цена за Microsoft.
Управляющий партнер GrowthUP Group Денис Довгополый объясняет это тем, что в зоне неопределенности взлетают только стартапы с высокими рисками.
"Если по отношению к стартапу нет скептиков, это первый признак, что в него входить нельзя. А это значит, что подавляющему количеству прекрасных историй все говорят, что они недостаточно хороши", — уверен Денис.