Транш "в блокаде", или Почему МВФ взял тайм-аут
Таких прецедентов в истории сотрудничества Украины с МВФ еще не было: украинский вопрос исчез из повестки дня в последний момент. ЭП разбиралась, почему так произошло, и какие расчеты для фонда приготовили в Кабмине.
МВФ неожиданно отложил решение о выделении Украине транша в размере 1 млрд долл.
Буквально в канун заседания совета директоров МВФ украинский вопрос исчез с повестки дня кредитора. Его рассмотрение было запланировано на 20 марта.
Как правило, информация о дате заседании держится в строгом секрете. Когда МВФ официально оглашает дату и ставит страну в график, это означает только одно: все решено и кредитор настроен на положительное решение.
Официальная версия от Минфина: фонд перенес рассмотрение украинского вопроса из-за решения СНБО о транспортной блокаде с оккупированными территориями.
Блокада скажется на макропрогнозе, а по словам министра финансов Александра Данылюка, уточнение расчетов важно "для максимальной эффективности программы".
Представитель Украины в МВФ Владислав Рашкован рассчитывает, что НБУ с Минфином смогут в течение нескольких дней предоставить необходимые макрорасчеты, и уже вскоре фонд вернется к рассмотрению вопроса.
Впрочем, блокада может оказаться не единственной причиной такого поведения МВФ. Собеседники ЭП в Кабмине допускают, что фонд решил взять тайм-аут в ожидании очередного витка политической турбулентности.
Блокадная смута
Транспортная блокада железнодорожных путей с зоной АТО началась в декабре 2016 года. В связи с этим правительство ввело чрезвычайные меры в энергетике, но все это время воздерживалось от оценок влияния блокады на экономику.
В конце февраля Нацбанк заявил, что Украина потеряет 2 млрд долл валютной выручки.
В начале марта премьер-министр Владимир Гройсман озвучил более устрашающую цифру.
"Убытки украинского горно-металлургического комплекса в результате блокады составят около 3,5 млрд долл, что приведет к сокращению до 75 тыс рабочих мест в отрасли", — заявил премьер в эфире телеканала "Интер".
Еще позже, 15 марта, после заявлений главарей боевиков в ОРДЛО о "национализации" украинских предприятий, СНБО запретил перемещение грузов автомобильным и железнодорожным транспортом в оккупированные территории и обратно. С этого момента блокада стала позицией государства.
Несмотря на это, в последующих заявлениях первых лиц страны не было единства.
Президент Петр Порошенко поддержал блокаду, а премьер Владимир Гройсман продолжал настаивать, что блокада сдерживает экономический рост страны и наносит экономике огромные убытки.
Министерство экономики от какой-либо конкретики все эти дни воздерживалось.
Министр финансов Александр Данылюк сказал, что правительство рассчитывает два макроэкономических сценария в связи с блокадой: оптимистический и пессимистический.
По информации источников ЭП, оптимистический сценарий предполагает, что темпы развития экономики в 2017 году замедлятся на 1,2%, номинальный ВВП сократится на 25,8 млрд грн, а инфляция ускорится на 1,8 п. п.
К тому же блокада окажет давление на гривню. К концу 2017 года нацвалюта может ослабеть еще на 3 грн по отношению к доллару.
Согласно пессимистическому сценарию, ВВП упадет на 2,5%. Влияние на номинальный ВВП составит минус 39 млрд грн. Инфляция прибавит 8,5 п. п. В таком случае гривня к концу 2017 года потеряет 5,6 грн за долл.
Эффект блокады | Минимальные потери | Максимальные потери |
ВВП номинальный | -25,8 млрд грн | -39,0 млрд.грн. |
ВВП реальный | -1,2п.п. | -2,5 п.п. |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю) | +1,8 п.п. | +8,5 п.п. |
Прибыль прибыльных предприятий | -5,96 млрд грн | - 9,9 млрд грн |
Экспорт товаров и услуг | -1,2 млрд. долл | -1,79 млрд долл. |
Импорт товаров и услуг | -0,63 млрд. долл | -0,95 млрд долл |
Курс гривны (на конец года) | +3 грн/долл | +5,6 грн/долл |
Курс гривны (средневзвешенный) | +1 грн/долл | +1,4 грн долл |
Влияние блокады на доходы бюджета, млрд грн | Минимальные потери | Максимальные потери |
Единый социальный взнос | -1,38 | -2 |
НДФЛ | -1,23 | -1,78 |
Налог на прибыль | -0,7 | -1,19 |
Акциз с произведенных в Украине товаров (за счет курсовых колебаний) | 0,44 | 0,618 |
Акциз с импортных товаров | 1,57 | 2,2 |
НДС с произведенных в Украине товаров | -0,72 | -1,09 |
НДС с импортных товаров | 5,32 | 7,19 |
- за счет повышения курса | 7,71 | 10,8 |
- за счет сокращения импорта | -2,4 | -3,62 |
Ввозная пошлина | 0,57 | 0,76 |
- за счет повышения курса | 0,83 | 1,15 |
- за счет сокращения импорта | -0,26 | -0,4 |
Влияние блокады на расходы бюджета, млрд грн, по курсу на конец года | ||
Погашение госдолга | +7,8-14,6 | |
Обслуживание госдолга | +4,9 - 9,5 | |
Деятельность дипломатических ведомств | +0,11-0,15 | |
Развитие физкультуры и спорта | +0,03-0,05 |
Национальный банк, в свою очередь, также планирует обновить макроэкономические прогнозы с учетом эффекта торговой блокады ОРДЛО. Заседание центробанка состоится в понедельник.
Курс — главное неизвестное
Блокада скажется и на доходах, и на расходах бюджета. Точное влияние просчитать сложно, так как это будет зависеть от курса гривни.
Если говорить о налоговых поступлениях, то ЕСВ может уменьшиться на 1,4-2 млрд грн, налог на прибыль — на 0,7-1,2 млрд грн, налог на добавленную стоимость с произведенных в Украине товаров — на 0,7-1,1 млрд грн.
Сокращение импорта товаров и услуг ожидается в диапазоне 0,63-0,95 млрд долл и повлечет за собой сокращение поступлений от импортного НДС на 2,4-3,6 млрд грн. Однако сыграет роль и другой фактор.
Импортный НДС — один из максимально чувствительных к девальвации налогов. Блокада может оказать давление на курс гривни, в результате чего поступления от импортного НДС перекроют ожидаемый недобор налога от сокращения импорта. Аналогичная метаморфоза может произойти и с ввозной пошлиной.
Ожидается, что падение гривни будет основным бюджетным компенсатором.
[L]
Без учета курсовых колебаний бюджет потеряет около 10 млрд грн, но если гривня упадет, согласно расчетам правительства, то казна соберет около 14,8 млрд грн. В итоге бюджет по доходам окажется в плюсе на 3,9-4,7 млрд грн.
Каждый виток девальвации также влечет за собой увеличение расходов. В первую очередь, растут затраты государства на обслуживание и погашение госдолга. Увеличиваются также расходы на содержание дипломатических ведомств.
В целом разрыв баланса казны в зависимости от курса гривни может составить 0,4-21 млрд грн.
Что дальше
Дальше возможны два сценария.
Первый — сотрудничество Украины с МВФ будет зависеть исключительно от пересчета макропрогноза и бюджета в привязке к фактору блокады.
В этом случае есть шанс, что фонд рассмотрит украинский вопрос достаточно быстро. При этом НБУ и Минфин оперативно передадут расчеты в МВФ.
"Приезд миссии МВФ не планируется. Все хотим согласовать в телефонно-электронном режиме", — сообщил ЭП источник в правительстве.
По его словам, фонд не может не считаться с блокадой как с государственной позицией.
"МВФ должен посмотреть расчеты и сказать, что они или не влияют на макропрогноз, или влияют, и если это влияние выходит за рамки программы, то как его компенсировать", — отмечает собеседник.
Второй вариант — МВФ воспользовался блокадой как поводом для приостановки сотрудничества с Украиной, чтобы посмотреть, как дальше будут развиваться политические события и выполняться требования программы.
Фонд всегда уделял особое внимание тому, как Украина выполняет антикоррупционные пункты. Сейчас же один из них под угрозой: парламент не может определиться с кандидатурой независимого аудитора НАБУ, как того требует закон.
Так, в четверг, 16 марта, часть членов комитета по вопросам противодействия и предотвращения коррупции от БПП, НФ и "Возрождения" рекомендовали на рассмотрение парламента две кандидатуры на должность аудитора НАБУ: Найджела Брауна, которого считают человеком президента, и Роберта Сторча.
"А кто сказал, что МВФ перенес рассмотрение украинского вопроса через Донбасс? Возможно, это из-за ситуации вокруг НАБУ? У нас сейчас нет проблем с бюджетом. А вот если НАБУ "вжух" — и уже не НАБУ, то это уже угроза одному из ключевых требований по антикоррупции", — считает исполнительный директор "CASE-Украина" Дмитрий Боярчук.
Есть еще один фактор. 14 апреля исполнится год правительству Владимира Гройсмана. Чем ближе к этой дате, тем больше разговоров на уровне политических фракций о возможных кадровых перестановках в Кабмине.
К тому же, один из подписантов меморандума — глава НБУ Валерия Гонтарева — в краткосрочной перспективе также может покинуть свой пост.
"МВФ не может не учитывать все эти факторы. Для фонда важно понимать, с кем ему предстоит иметь дело в будущем", — говорит собеседник ЭП в правительстве.