Украинская правда

7 типичных для Украины мифов об электромобилях

7 типичных для Украины мифов об электромобилях
cleantechnica.com

Представления украинцев об электрокарах преимущественно оторваны от реальности и основываются на мифах. Какие из заблуждений самые популярные?

Поскольку Украина занимает место на периферии мирового комьюнити технологически развитых стран, она не успела вовремя запрыгнуть в уходящий поезд электромобильного тренда.

Даже сейчас, когда тренд стал очевиден, президент, парламент и правительство продолжают его игнорировать. Хотя именно на них лежит ответственность за формирование современной повестки дня страны с прицелом на будущее.

В свою очередь, широкие слои населения получают информацию об отрасли электромобилей фрагментарно, не системно. Представления об электрокарах у большинства людей оторваны от реальности и основываются на мифах.

"Экономическая правда" сделала обзор семи самых популярных в Украине мифов об электромобилях.

МИФ 1. "Украина — один из лидеров в Европе по продажам электрокаров"

В течение 2016 года в стране на учет было поставлено 1 308 электромобилей. В 2015 году — 353. По европейским странам данных за 2016 год еще нет, но если сравнивать по итогам 2015 года, Украина — один из европейских аутсайдеров по количеству зарегистрированных электрокаров.

Количество зарегистрированных электромобилей, тыс шт

201320142015
Канада2,525,3410,03
Китай30,0979,00225,72
Франция17,3427,9045,17
Германия10,0918,4730,56
Индия2,953,354,35
Италия2,13,184,58
Япония44,3560,4670,93
Корея1,451,524,06
Нидерланды4,166,839,37
Норвегия14,7532,8660,65
Португалия0,450,651,28
Испания2,013,044,46
Швеция1,012,174,77
Великобритания5,3312,0121,42
Соединенные Штаты75,86139,28210,33
Другие*7,0214,9931,98
Всего221,48411,05739,66
Украина0,050,040,40
* - Австрия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Швейцария, Турция
Источник: Международное энергетическое агентство, таблица 7

Конечно, рост 370% с 2015 года по 2016 год впечатляет. Однако нужно учесть, что точка старта была очень низкой, а абсолютный показатель может впечатлить разве что Польшу.

Доля электромобилей, в том числе гибридных, в 2015 году в Украине была крайне низкой.

Доля электромобилей, включая гибридные, среди зарегистрированных в стране легковых автомобилей, %

201320142015
Канада0,20,30,4
Китай0,10,41,0
Франция0,50,71,2
Германия0,20,40,7
Индия0,00,00,1
Италия0,10,10,1
Япония0,60,70,6
Корея0,10,10,2
Нидерланды2,53,99,7
Норвегия5,813,723,3
Португалия0,20,20,7
Испания0,10,20,2
Швеция0,51,42,4
Великобритания0,20,61,0
Соединенные Штаты0,60,70,7
Другие*0,10,30,7
Всего0,30,50,9
Украина0,00,00,01
* - Австрия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Швейцария, Турция
Источник: Международное энергетическое агентство, таблица 11

МИФ 2. "Электромобили у нас все равно будут через розетку питаться ископаемым топливом"

Безусловно, электроэнергия вырабатывается в том числе из ископаемого топлива, однако доля такой выработки отличается от страны к стране. Развитые государства делают ставку на производство возобновляемой энергии.

Сравнение Норвегии и Украины в контексте перевода автопарка страны на электромобили

НорвегияУкраина
1. Основные показатели стран
Население, млн человек, 2016 год5,242,5
Номинальный ВВП, млрд долл, 2015 год, МВФ38990
Номинальный ВВП на душу населения, долл, 2015 год, МВФ74 8222 125
Добыча газа, млрд куб м, 2014 год, ОПЕК111,019,8
Добыча нефти, тыс барр в день, 2015 год, ОПЕК1 567,436,2
2. Струкутра производства электроэнергии, 2015, ГВт-ч
Производство электроэнергии, 2015 год, ГВт-ч144 511Доля, %157 665Доля, %
Производство гидроэлектроэнергии138 45095,86 808,54,3
Производство тепловой энергии3 5462,555 461,735,2
Производство альтернативной энергии — ВЭС, СЭС, биомасса2 5151,71 591,11,0
Производство атомной энергии0087 627,555,6
Производство другими источниками006 176,43,9
3. Особенности автопарка страны
Количество легковых автомобилей, млн шт, 2016 год2,69
Количество автомобилей на 1 тыс чел584; 2014202; 2016
Количество электромобилей, тыс шт, 2016 год100,01,7
Доля электромобилей в легковом автопарке, 2016 год, %3,8400,019
Доля электромобилей среди всех проданных авто, 2016 год, %29,102,18

МИФ 3. "Распространение в Украине электромобилей не снизит зависимость от импорта энергоносителей"

Зависимость уже снижается, хоть и мизерными темпами. В Украине самым популярным электрокаром является Nissan Leaf.

Энергосистема моделей до 2016 года была ориентирована, прежде всего, на ночную зарядку от розетки. Эта особенность прекрасно вписывается в трехзонный тариф на электричество и характерную в стране суточную динамику потребления электроэнергии.

Конечно, снижение зависимости от импортных энергоносителей — дело далеко не одного года, но рано или поздно этот путь придется пройти, и лучше ступить на него как можно раньше. Главное — видеть фронт работ.

Энергетический баланс Украины в контексте потребления энергоресурса автомобильным транспортом, тыс тонн нефтяного эквивалента, 2015 год

Уголь и торфСырая нефтьНефте-продуктыПриродный газАЭСГЭСВЭС, СЭС
Поставка ресурса
Собственное производство17 4232 618-14 81422 985464134
Импорт9 9402387 88713 288---
Потребление ресурса
Автомобильный транспорт6 36425
Источник: Госстат

МИФ 4. "Электромобили игрушка для богатых"

В одних из самых богатых стран Европы и мира Tesla Model S — далеко не самый популярный электрокар. Например, в Германии львиную долю рынка занимают вовсе не Tesla Model S, а такие электромобили как Smart electric drive, BMW i3, Nissan Leaf, Renault Zoe. В Японии ожидаемо абсолютный лидер — Nissan Leaf.

Норвежцы, одни из самых богатых людей на земле по ВВП на душу населения, тоже предпочитают дешевые электрокары. В Норвегии Nissan Leaf и Volkswagen e-Golf занимают 38% рынка, Tesla Model S — всего 12%. При этом в Норвегии Nissan Leaf стоит лишь 23,9 тыс долл.

Стоит отметить, что в развитых странах правительства предоставляют налоговые скидки или гранты на покупку электрокаров. Их размер составляет в среднем 7 тыс долл, а в некоторых странах достигает 10 тыс долл.

МИФ 5. "Производство аккумуляторов вредит природе"

Литий-ионная батарея — это новейшая технология в аккумуляторах электромобилей. Такая батарея мало весит, долго держит заряд. Литий в основном встречается в солевых подземных озерах по всему миру.

Добыча лития не требует изъятия руды или срезания горных вершин, как в случае добычи других ресурсов. Вода откачивается из озера, а добытый литий и высушивают на солнце. Воздействие на окружающую среду минимально. После высушивания литий собирают в батарею на заводе и устанавливают в электромобиль. Это также требует немного ископаемого топлива.

Ископаемые энергоносители тратятся только для транспортировки лития, когда используются корабли, поезда, самолеты, автомобили. Кроме того, в батареях применяют медь и алюминий, при производстве которых также необходимы ископаемые энергоносители.

Зато как только батарея помещена в электромобиль, количество вредных выбросов становится равным нулю.

И даже после того, как жизнь литий-ионной батареи закончилась, ее можно разделить и использовать повторно. Tesla последовательно перерабатывает батареи, применяя охлаждающую жидкость, провода и электронику.

МИФ 6. "Аккумуляторы электрокаров не могут быть переработаны"

По данным Агентства по охране окружающей среды США, 99% аккумуляторов в обычных автомобилях перерабатываются. Металлы в новых батареях более ценны, и для них уже существуют программы утилизации.

МИФ 7. "Рынок электромобилей сможет быстро развиваться без поддержки правительства"

Власти большинства развитых стран выделяют покупателям электромобилей многотысячные гранты, предоставляют налоговые кредиты и льготы. Эти меры в перспективе двух-трех лет значительно стимулируют спрос на электрокары. Во Франции, Германии, Норвегии ежегодные продажи исчисляются десятками тысяч.

В Украине нет программы стимулирования отрасли электромобилей. Покупатели не только не получают гранты на покупку электрокара или хотя бы налоговую скидку, они платят 20% НДС, налог в ПФ до 5% и акциз 109 евро. Для бизнеса также не предусмотрена налоговая скидка за эксплуатацию экологически чистого транспорта.

В результате Украина остается одним из ведущих аутсайдеров Европы по количеству зарегистрированных электромобилей.

электромобиль энергетика экология