Украинская правда

Продать, сдать и ликвидировать. Кабмин предрешил судьбу госкомпаний

Продать, сдать и ликвидировать. Кабмин предрешил судьбу госкомпаний
УНИАН

В Кабмине провели ревизию и решили, что делать с 3,5 тыс. госпредприятий.

Новый меморандум МВФ содержит девять главных "маяков" для Украины.

Один из них — это утверждение и обнародование классификации подлежащих и неподлежащих приватизации госпредприятий. Срок выполнения — до конца октября 2016 года.

Подобная классификация должна четко определить, какие из госкомпаний будут проданы, ликвидированы, останутся в госсобственности, или будут переданы инвесторам на условиях концессии.

Наличие такого списка — необходимый этап для реализации годами обещаемой "массовой приватизации".

Раньше правительство неоднократно заявляло о необходимости провести ревизию госактивов, но все планы оставались на словах. Причины очевидны — чем меньше внимания привлекает госпредприятие, тем проще "выкачивать" из него деньги.

ЭП узнала, как Украина выполняет соответствующий "маяк" МВФ, и как выглядят предварительные редакции новых списков.

В поисках причин сказать "нет"

Согласно меморандуму, утвердить классификацию правительство должно было до конца октября. Сделать в срок уже не получилось.

По словам собеседников в правительстве, ведомства всячески "тормозят" работу, не желая расставаться с активами.

Самый популярный аргумент, по словам советника министра экономического развития и торговли Сергея Гайды, это якобы отсутствие полного пакета документов.

"Когда нужно принимать решение, оказывается, что нет какой-нибудь справки, контракта, а на их оформление нет денег, или же директор оказывается в отпуске, или же у него отсутствует рабочий контакт. В основном используются формальные проволочки. А неформально в этой компании может происходить все, что угодно", говорит он.

Одно из самых несговорчивых ведомств Минобороны. "Могут написать, например, что отель "Козацкий" это стратегический для оборонной отрасли актив", - рассказывает собеседник ЭП в правительстве.

Еще один пример непокладистости, по его словам, это МОЗ.

"У них есть предприятие, которое занимается поставками и развозкой вакцин, а также отдельных лекарств. Зачем нам ГП для выполнения функции логистики, развозки лекарств и вакцин по больницам, или растаможивания? Неужели у нас нет брокеров? Неужели у нас нет частных логистов, которые могут это делать. И делать, наверняка, эффективнее", — удивляется собеседник.

Спорная тысяча

Министерство экономического развития и торговли рассортировало предприятия по спискам. "Основная работа уже сделана, окончательное решение сейчас за причастными министрами", сообщил ЭП собеседник из МЭРТ.

В ближайшее время перечни могут быть вынесены на рассмотрение правительственного комитета по вопросам экономической политики.

ЭП удалось ознакомиться с предварительными редакциями списков.

Всего в собственности у государства 3 571 госпредприятие.

МЭРТ рассортировало активы на шесть групп. Первая компании с "важной функцией" компании-госмонополии, компании, которые выполняют функцию государства. Вторая и третья предприятия в АТО и Крыму. Четвертая активы, которые подлежат ликвидации. Пятая подлежат приватизации. Шестая будут переданы в концессию.

Фінансові дані: Аналітична платформа YouControl

В собственности государства точно останутся такие госкомпания как "Укрзалізниця", "Энергоатом", "Укрэнерго", "Нефтегаз", "Укрпочта", "Укргидроэнерго", КБ "Южное", "Антонов", Администрация морских портов.

По информации издания, из 3500 объектов 1076 "спорные". То есть, судьба этих госпредприятий не решена. ЭП сосредоточилась именно на их анализе.

Спорные они потому, что в правительстве не единого мнения относительно того, что с ними делать. Есть и такие, с которым что-то делать невозможно.

К последним относятся две группы предприятий, расположенных в зоне АТО и Крыму. Так, в зоне АТО находится 61 госкомпания, в оккупированном Россией Крыму 84. Все эти предприятия находятся в подвешенном состоянии.

В списке "спорных с важной функцией" 232 госкомпании. В основном к этой категории относятся предприятия "Укроборонпрома" и Государственной пенитенциарной службы. В списке также ГП "Антонов", "Завод 410 ЦА" и "Харьковский авиазавод".

В списке подлежащих ликвидации 70 спорных объектов.

В частности, среди них фигурируют подконтрольные Минэнерго концерн "Укрторф", "Укринтерэнерго", "Региональные электрические сети", 7 угольных шахт и "Обогатительная фабрика Сердитянская".

Планы по ликвидации есть и в отношении "Украинской железнодорожной скоростной компании", в управлении которой сейчас находятся все скоростные поезда. В начале октября "Укрзализныця" передала на баланс этого филиала и двухэтажные электропоезда Skoda.

Из подконтрольных "Укроборонпрому" предприятий могут быть ликвидированы "дочки" "Укрспецэкспорта" фирмы "Прогресс" и "Таско-экспорт", "Южавиапромналадка", "Украинский радиотехнический институт" и "Конструкторское бюро лазерной техники".

"Ликвидация – это не один день. Чтобы физически закрыть предприятие, нужны немалые деньги, полгода и как минимум двое "зубастых" юристов. У многих предприятий есть долги, налоговые в том числе. Нужно решать, что с ними делать. Это тоже время", — объясняет ЭП первый замминистра экономического развития и торговли Юлия Ковалив.

В списке "спорных на продажу" 264 объекта. Среди них системно-важные госбанки "Ощадбанк" и "Укрэксимбанк".

Как и когда продавать госбанки вопрос, ответить на который правительство пытается тоже не первый год.

Сроки продажи госбанков и доли, которые планируется выставить на продажу, были, пожалуй, самыми часто меняемыми параметрами меморандума. В каждой новой редакции документа они пересматривались.

Минфин Натальи Яресько много месяцев корпел над стратегией продажи госбанков. В итоге она была разработана, но так и не принята на Кабмине. В начале марта этого года Яресько сообщала о планах продать 20% акций "Ощадбанка" и "Укрэксимбанка" до середины 2018 года.

Ожидалось, что в капитал госбанков на правах миноритариев войдут Европейский банк реконструкции и развития или Международная финансовая корпорация.

После смены правительства тема приватизации госбанков уже не на слуху.

В списке на приватизацию также единственный в Украине и Европе производитель металлического губчатого титана "Запорожский титано-магниевый комбинат". 51% акций предприятия находится у государства, а 49% - у кипрской компании Tolexis Trading Ltd, которая входит в Group DF бизнесмена Дмитрия Фирташа.

Кроме того правительство готово продать и два отеля, расположенных в самом центре столицы "Украина" и "Днипро".

Еще претенденты на продажу "Уголь Украины", завод "Арсенал", "Укрспецторг", Государственное ипотечное учреждение, "Технобуд", "Госинвестконсалтинг", "Украгролизинг", "Киевприбор", "Укринвестбуд", "Житомирский ликеро-водочный завод" и другие.

"Это не означает, что если предприятие предстоит приватизировать, то это уже завтра произойдет. Оно может быть продано через пять лет. Но мы должны понимать, куда мы двигаемся", — отмечает Ковалив.

В концессии МЭРТ видит 362 компании, в том числе два крупнейших аэропорта страны "Борисполь" и "Львов".

Идея с привлечением частного инвестора на условиях концессии на эти объекты также не нова. Она активно обсуждалась в правительстве Николая Азарова. Правительство Арсения Яценюка с концессией решило повременить.

"Что касается концессии терминала аэропорта "Борисполь" вопрос очень дискуссионный, на данном этапе мы это даже не рассматриваем", заявлял в марте этого года уже бывший министр инфраструктуры Андрей Пивоварский. Концессию аэропорта "Львов" им. Даниила Галицкого министр допускал при условии появления "достойного претендента".

Передать в концессию планируется также "Службы автомобильных дорог" всех 24 областей.

Львиную долю претендентов на концессию занимают лесхозы. В списке их больше 300. Для инвесторов лесхозы привлекательны правом распоряжаться лесами. В свою очередь закон предусматривает ряд ограничений на передачу лесного фонда в частную собственность.

Правительство Яценюка обсуждало возможность приватизации лесхозов, но в какой-либо предметный сценарий эта идея так и не была оформлена.

"Государство не может быть эффективным собственником 360 таких хозяйств. Забудьте о том, что мы можем их контролировать в таком количестве. Увидеть раз в год директора уже победа. На базе лесхозов нужно создавать или один холдинг, или один концерн. Нужно объединить их в юрлицо, которое реально можно будет контролировать. Нужно централизировать систему их закупок, ведения учета", объясняет возможные трансформации с лесхозами собеседник ЭП в правительстве.

Сложная перспектива

Сортировка предприятий, концессия дорог и лесхозов, ускорение приватизации госбанков, корпоратизация хороших госкомпаний все эти планы неоднократно озвучивались в качестве приоритетных не одним правительством. Но терпели фиаско.

Причины коррупционные интересы и лоббизм. Парламент блокировал прохождение правительственных инициатив.

Так, проект закона №1567 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации", который расширял список активов, подлежащих продаже, девять раз был в повестке дня парламента, но так и не был принят.

Нынешняя ситуация отличается от предыдущей тем, что требование о ревизии госпредприятий исходит от МВФ.

Кроме того, нынешнюю классификацию не нужно проводить через Верховную Раду, ее достаточно утвердить постановлением Кабинета министров, что, в какой-то мере облегчает задачу МЭРТ.

Но только на начальном этапе.

Для того, чтобы класификация заработала на практике и ведомства начали передавать предприятия на баланс ФГИУ и согласились на ликвидацию части активов, необходимо провести тотальное обновление законодательства о приватизации и концессии.

Также надо выполнить еще один пункт меморандума с МВФ создать при ФГИУ подразделение, которое будет заниматься ликвидацией госактивов.

Это те этапы, которые в зависимости от интенсивности политического сопротивления и по другим причинам (бюрократия, нехватка денег на реализацию) могут растянуться во времени на неопределенный срок.

Новое законодательство о концессии правительство готовит вместе с ЕБРР. И процесс этот длится уже год, глава ФГИУ Игорь Билоус заявлял о старте его подготовки еще осенью 2015.

С созданиeм спецподразделения по ликвидации также все сложно. "Фонду нужны средства на создание этого отдела. Позиция такая: давайте продадим ОПЗ, а потом займемся всем остальным", подытожил источник ЭП.

приватизация МЭРТ