"Тесла" для депутатов. Как Украина аутсайдеров мировой отрасли электрокаров
Мир переживает бум электромобилей. Подстегивают рынок власти ведущих стран, предлагая своим покупателям гранты. В Украине все иначе. Депутаты лишь слегка удешевили стоимость авто, а о стимулах речь не идет вообще.
Забота народных депутатов о несуществующих украинских производителях электромобилей и бюрократическая система сертификации импортируемых авто сделала из Украины аутсайдера мирового электромобильного мейнстрима.
Правительства большинства развитых стран мира дают своим гражданам для покупки электрокаров гранты на тысячи долларов.
В Украине народные депутаты смогли лишь отменить импортную пошлину для таких транспортных средств.
Покупатель электромобиля в Украине по-прежнему должен заплатить 20% НДС, акциз 109 евро и налог в Пенсионный фонд 5%.
Действующее налогообложение экологически чистого инновационного транспорта заставляет украинцев снова и снова выбирать традиционные авто. Им остается только с завистью наблюдать за европейцами, которые стремительно пересаживаются на электрокары.
Ситуацию усугубляет и то, что в Украине невозможно сертифицировать электромобили, привезенные из США. Они на 2-2,5 тыс дешевле, чем из Европы, но из-за бюрократии американские авто остаются в Украине вне закона.
2025 — год массовой миграции на электрокары
Неспешный рост мировой отрасли электрокаров до 2014 года в 2015 году сменился почти двукратной динамикой. В ведущих экономиках мира правительственные программы поддержки электрических автомобилей показали впечатляющий результат. Об этом говорит данные Аргоннской национальной лаборатории при Министерстве энергетики США за февраль 2016 года.
Это только начало мирового тренда популяризации электрокаров. Ряд стран Западной Европы уже назвали год, когда откажутся от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Парламенты Нидерландов и Норвегии запретили продавать авто с ДВС, начиная с 2025 года.
Федеральный совет Германии проголосовал за внедрение аналогичного ограничения с 2030 года. Немецкие земли высказались за то, чтобы к 2050 году уровень выбросов всего дорожного движения свести к нулю.
Власти большинства развитых стран выделяют покупателям электромобилей многотысячные гранты, предоставляют налоговые кредиты и льготы.
Формы государственно стимулирования электромобильной отрасли в странах мира | |
Норвегия | Освобождение от всех налогов и сборов, в том числе 25% НДС. Цель — 50 тыс. электромобилей к 2018 году. |
Нидерланды | Освобождение от всех регистрационных и дорожных налогов. За 4 года владелец электромобиля сэкономил $5750. |
Исландия | Электромобили стоимостью до $52600 освобождаются от уплаты НДС. НДС платится с превышения суммы. 90 минут бесплатной парковки в центре города. |
Швеция | Правительственный грант до $4500. |
Франция | Правительственный грант $6500. |
Великобритания | Правительственный грант до $6000. |
Китай | Правительственный грант до $9300. |
США | Подоходная федеральная налоговая скидка $7500. Плюс стимуляционные программы от некоторых штатов. |
Бельгия | Подоходная налоговая скидка 30% от стоимости электромобиля с учетом НДС. Максимальный размер скидки до $10000. |
Эстония | C 2011 по 2014 правительство выдавало грант на покупку электромобиля в среднем $17800. Было потрачено 9 млн евро. |
Германия | Правительственный грант $5400. |
Ирландия | Правительственный кредит до $6500, освобождение от регистрационного налога (до $6500). |
Португалия | Правительственный грант $5400. Освобождение от регистрационного сбора. |
Румыния | Правительственный грант $7235. |
Испания | Правительственный грант до $8600. |
Источник: | https://en.wikipedia.org/wiki/Government_incentives_for_plug-in_electric_vehicles |
С 2008 года по июнь 2016 года в мире было продано 536 тыс электромобилей. Из них 228 тыс — Nissan Leaf и 129 тыс — Tesla Model S.
Фантомные страхи народных депутатов
В Украине госпрограммы стимулирования рынка электрокаров не существует. Появление такой программы даже не стоит на повестке дня.
При этом страна занимает первое место в мире по количеству смертей от загрязнения воздуха и продолжает тратить миллиарды долларов на покупку нефтепродуктов, произведенных из российской нефти.
Попытка либерализации импорта экологически чистого транспорта была предпринята в ноябре 2015 года. Тогда парламент провалил голосование законопроекта №1912. Он должен был отменить НДС на электромобили.
Документ позволил бы снизить стоимость Nissan Leaf на 2-3 тыс долл до 11-12 тыс долл за машину, утверждают импортеры электромобилей.
Не хватило голосов четырех депутатов. Олег Березюк, Василий Гуляев, Игорь Мирошниченко и Петр Юрчишин поддержали законопроект в первом чтении, но воздержались от голосования за документ в целом.
По словам соавтора законопроекта №1912 Геннадия Кривошея, эти четыре народных депутата отказались голосовать за закон, потому что его действие не распространяется на украинских производителей электромобилей.
То, что несуществующие украинские производители электромобилей стали предметом дебатов народных депутатов, подтвердил Олег Назаренко, гендиректор всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров.
Он принимал участие в обсуждении законопроекта профильным парламентским комитетом по вопросам налоговой и таможенной политики.
Назаренко говорит, что в комитете мнения разделились. Одна группа выступила за отмену НДС на импорт электромобилей. Вторая группа посчитала, что проект не мотивирует инвестора прийти в Украину и построить завод по производству электромобилей. Третья группа просто боялась черного пиара. Народные избранники утверждали, что закон в народе назвали "Тесла для депутатов".
"Воскресить" проект №1912 уже не удастся. Сейчас все надежды идеологов электрокаров связаны с законопроектом Александра Опанасенко №4033а. Документ вносит в Налоговый кодекс норму о налоговой скидке в размере стоимости электромобиля и об отмене акциза 109 евро на импорт электрокара.
Эта норма временная, она будет действовать до 1 января 2020 года. Когда законопроект вынесут на голосование в парламент, пока неизвестно.
Суровые украинские стандарты
Еще одним существенным препятствием для роста продаж электрокаров в Украине является система сертификации транспортных средств. Она запрещает эксплуатацию в стране автомобилей, привезенных из США и не переоборудованных под украинские стандарты.
Машины, в том числе электрические, произведенные в мировой колыбели автопрома, по меркам украинских стандартов недостаточно безопасны.
Если бы такого барьера не было, импорт электрокаров из США стал бы сильным стимулом для украинского рынка. В США Nissan Leaf, на которые приходится 60% электромобилей в Украине, на 2-2,5 тыс долл дешевле, чем в Евросоюзе.
Вопрос сертификации авто находится в ведении Министерства инфраструктуры. Министр Владимир Омелян полностью поддерживает отмену ограничений на сертификацию автомобилей, импортированных из США.
"На мой взгляд, сертифицировать американские автомобили — бессмыслица. Нам необходимо найти компромисс между европейскими директивами (они в Украине являются основой национального порядка сертификации автомобилей. — ЭП) и отбросить лишнее", — говорит Омелян.
Министерство 21 октября провело совещание с представителями Минэкономразвития и ГФС по поводу поиска решения либерализации сертификации автомобилей из США.
В пресс-службе Мининфраструктуры также сообщили, что ведомство планирует сделать сравнительный анализ европейского законодательства и законодательства США по вопросам оценки соответствия транспортных средств.
В результате "будет рассмотрена возможность внесения соответствующих изменений в порядок утверждения конструкции транспортных средств".
Половинчатые реформы
В январе-феврале 2016 года в Украине было продано 125 электрокаров. В марте 2016 года в стране насчитывалось 693 электромобиля, 60% из них — Nissan Leaf. У украинцев есть спрос на такие авто. Об этом говорят рыночные данные и импортеры. Однако цены на экологически чистый транспорт по-прежнему высоки.
Отмена таможенной пошлины сыграла положительную роль, но в целом эта роль оказалась незначительна. Сейчас неновый электрокар в Украине продается за 16-19 тыс долл. За такие деньги можно купить бензиновое авто классом выше или любое другое более дешевое — с таким бюджетом выбор огромен.
Народных депутатов в 2015 году, как часто бывает, хватило на принятие половинчатой реформы. Формально они провели либерализацию импорта электромобилей, но на деле реформа не привела к ощутимому эффекту.
При этом в комитете по вопросам налоговой и таможенной политики наотрез отказались обсуждать создание правительственной программы по субсидированию покупки электромобилей. В итоге поклонникам электрокаров остается надеяться на законопроект Александра Опанасенко.
А вот рассчитывать на скорое снятие ограничений на сертификацию машин из США не стоит. Обсуждать эту тему в Мининфраструктуры только начали. Для внесения изменений в нормативные акты может понадобится год.