Украинская правда

Бюджет довел до суда. Города судятся с Кабмином за деньги на льготы

Предыдущее правительство не заложило в госбюджет деньги на льготный проезд, и теперь города грозят Кабмину судом. В текущем году регионы, похоже, останутся на сухом пайке. Вся надежда — на 2017-й.

Ошибки бюджетного процесса, допущенные правительством Арсения Яценюка в 2015 году, настигли нынешний Кабмин.

Правительству Владимира Гройсмана грозят судебные разбирательства с городами. Первый иск уже подан.

В июне 2016 года Славутский горсовет Хмельницкой области подал в суд на Кабинет министров.

Повод следующий: закон разрешает городам получать финансирование льгот на пассажирские перевозки, Кабмин же в госбюджете деньги на это не предусмотрел. Весь год средства не выделялись. Одни города частично финансировали эти расходы самостоятельно, другие — нет.

22 cентября Окружной административный суд Киева должен вынести вердикт. Если деятельность правительства будет призвана неправомерной, это решение станет прецедентным и может запустить цепочку исков против Кабинета министров.

Давняя история

Причина иска кроется в бюджетном процессе 2015 года. Минфин подготовил поправки в Бюджетный кодекс, которыми планировал переложить ряд расходов на местные бюджеты. Финансирование льгот на пассажирские перевозки были в числе этих трат.

В ходе согласования проекта сметы на 2016 год эти правки не были приняты. Депутаты, в частности парламентский комитет по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Людмилы Денисовой, их отклонили. Получилась юридическая коллизия.

Законодательство говорит о том, что правительство должно выделить ресурс, но в бюджете средства на финансирование льгот не предусмотрены. Так, согласно 102 статье Бюджетного кодекса деньги на эти льготы должны выделяться в рамках субвенции из госбюджета.

Подспорьем в аргументации позиции для Славутского горсовета служит и Конституция.

В статье 143 Основного закона говорится: органам местного самоуправления могут предоставляться законом отдельные полномочия исполнительной власти. Государство финансирует их за счет госбюджета в полном объеме или путем отнесения к местным бюджетам отдельных общегосударственных налогов.

Принцип "передача полномочий только с передачей дополнительного ресурса" заложен и в других законах: "О местном самоуправлении", "О Кабинете министров".

"Покуда с 2016 года в бюджете города дополнительные источники доходов не появились, а нормативы отчислений по отдельным налогам и сборам не увеличивались, то и оснований для финансирования таких расходов нет", — аргументирует Славута свою позицию.

Попытка номер N

Почему Кабмин в судебном порядке обвиняется в неправомерной деятельности? Потому что проблема с финансированием льгот обнаружилась не сейчас и даже не несколько месяцев тому назад. О ней стало известно сразу же после принятия бюджета.

Города обращали внимание правительства на эту проблему. Так, в феврале 2016 года в Кабмин обратился Житомир. В этом населенном пункте на льготы вправе претендовать около 80 тыс жителей.

"Объем средств, необходимый на компенсацию стоимости перевозок, составляет около 60 млн грн в год, и городской бюджет не в состоянии профинансировать эти расходы", — говорится в письме.

В том же месяце на имя депутатов, тогдашних премьера Яценюка и министра финансов Натальи Яресько аналогичное письмо направил исполнительный комитет Ивано-Франковского горсовета.

"Предприятия продолжают предоставлять услуги по льготным перевозкам. Остановка предоставления субвенции ставит под угрозу функционирование электроавтотранспорта и железнодорожного транспорта, поскольку за счет этой субвенции выплачивалась зарплата сотрудникам предприятий", — говорится в обращении города.

Общая потребность в средствах — 1,9 млрд грн. По данным Ассоциации городов Украины, деньги в своих бюджетах предусмотрели не все города, а если предусмотрели, то не в полном объеме.

Например, Львов заложил на эти цели 8,1 млн грн при необходимых 120 млн грн, Ивано-Франковск — 21,9 млн грн при необходимых 120 млн грн, Житомир — 2,7 млн грн из 67 млн грн. Это означает, считают в ассоциации, что предоставление льгот в стране будет неравномерным.

Попытка решить вопрос через парламент также не увенчалась успехом. 28 депутатов из разных фракций зарегистрировали проект закона, которым предложили уменьшить на 1,9 млрд грн субвенцию на энергоносители и направить эти средства на финансирование льгот.

Депутаты приняли закон, однако президент его ветировал. Гарант счел такое финансирование льгот недопустимым из-за ожиданий, что количество получателей коммунальных субсидий возрастет, и будет недофинансирование по этой строке расходов.

По мнению президента, этот шаг мог бы разбалансировать бюджет.

Таким образом, проблема осталась нерешенной. Именно отказ правительства закладывать средства в бюджете и бездействие на протяжении восьми месяцев в решении этой проблемы может быть признано судом той самой "неправомерной деятельностью".

Цепная реакция

Собеседники ЭП в правительстве говорят, что если иск Славутского городского совета будет удовлетворен, он станет прецедентом и запустит цепочку таких же исков от других городов. В данном случае возможно несколько вариантов развития событий.

Первый — Кабмин выполнит решение суда и профинансирует льготы.

Второй — Кабмин скажет, что выполнит решение суда "исходя из наличия средств в бюджете".

Третий — начнутся встречные обжалования. Решение попытаются "утопить" в судебных разбирательствах и бюрократических процедурах.

Первый вариант маловероятен. Второй и третий — возможны. Все потому, что Минфин испытывает жесткий дефицит средств.

Причины — длительное отсутствие транша МВФ и связанного с ним финансирования от внешних кредиторов, а также отсутствие запланированных поступлений от Национального банка.

К тому же, у министерства есть вопросы касательно получателей льгот. "Мы не можем проконтролировать количество льготных перевозок и кому они предоставляются", — говорит собеседник ЭП из министерства.

Минфин готовится не допустить переноса проблемы на 2017 год.

"Чтобы не допустить повторения этой ситуации, Минфин готовит поправки в Бюджетный кодекс. Полномочия по финансированию этих льгот будут закреплены за местными бюджетами.

Чтобы местные органы смогли обеспечивать эти расходы, мы обсуждаем разные варианты предоставления им дополнительного ресурса. В том числе — за счет перераспределения налога на доходы физлиц", — объяснил в комментарии ЭП замминистра финансов Евгений Капинус.

местные бюджеты Минфин госбюджет льготы