Украинская правда

"Чрезвычайно хороший". Горячая фаза бюджетного процесса стартовала

Депутаты начинают знакомиться с проектом финплана-2017. Впереди — наработка предложений и поправок. Экономисты считают бюджет реалистичным, но не благодаря заложенным в нем стимулам для экономического роста, а заниженным показателям по курсу доллара и инфляции.

Минфин опубликовал проект бюджета на 2017 год. В понедельник утром документ внесен на рассмотрение парламента.

В этот раз обошлось без традиционного маневра, который повторялся из года в год: Минфин внес бюджет в парламент и пока не отозвал его на доработку.

Появлению бюджета в парламенте предшествовала его презентация на заседании правительства, а также активная информационная кампания.

Депутаты только начинают знакомиться с проектом. Впереди — наработка предложений и поправок. Экономисты считают бюджет реалистичным, но не благодаря заложенным в нем стимулам для экономического роста, а заниженным показателям по курсу доллара и инфляции.

Доходы: риски на 25 млрд

Бюджет рассчитан исходя из того, что рост ВВП в 2017 году составит 3%, курс — 27,2 грн за долл, инфляция — 8,1%. Налоговые поступления ожидаются в объеме 588 млрд грн. В 2016 году план по ним составляет 501,3 млрд грн.

В 2017 году основной прирост доходов ожидается от НДС, (+49 млрд грн по сравнению с 2016 годом), акцизов (+27,7 млрд грн), ренты (+10,4 млрд грн), налога на прибыль (+9,2 млрд грн).

Ранее прогнозы Минфина и фискальной службы по доходной части расходились, министерство в своих оценках было более оптимистичным. Однако заложенные в бюджете цифры превышают даже то, что ранее планировал Минфин.

"Все цифры выглядят достаточно реалистичными, но у нас другие прогнозы по макропоказателям. Мы ожидаем, что в 2017 году рост ВВП составит 2,5%, курс — 29,4 грн за долл, инфляция будет выше — 10,7%", — отметил в комментарии ЭП исполнительный директор Case Ukraine Дмитрий Боярчук.

По его словам, именно в связи с более быстрыми темпами инфляции и более высоким курсом налоговые поступления с импортных операций (акцизы, НДС) могут оказаться выше, чем запланировал Минфин.

Как известно, в процессе подготовки проекта сметы Минфин не ограничился правками по администрированию налогов. Вопреки своим заявлениям, министерство инициировало повышение отдельных налоговых ставок.

Речь о повышении акцизов на табачные изделия и алкоголь, портовых сборов, ренты за транзит аммиака, ренты за пользование радиочастотным ресурсом. Последнюю предложено повысить для диапазона радиочастот 2300-2400 МГц и 2500-2690 МГц с 40,92 грн до 20 тыс грн за МГц.

В одной из обнародованных аналитических записок министерства говорится: "В случае непринятия указанных норм риск выполнения доходной части государственного сектора составит 25,2 млрд грн".

Впрочем, в зоне риска не только доходы от повышения акцизов. В 2015 году бюджет оказался нереалистичным из-за заложенных в нем завышенных показателей от ренты от добычи янтаря, ренты от нефти, приватизации.

Из-за непринятия Верховной Радой законопроекта о спецконфискации уже не получится взыскать в бюджет 7,7 млрд грн коррупционных "денег Януковича".

Проблемой в 2016 году оказалось также получение от Нацбанка 38 млрд грн. Официальная причина — отсутствие наблюдательного совета, который должен принять решение. Неофициальная — наблюдательный совет не формируется в том числе и потому, чтобы максимально оттянуть перечисление денег.

"Сначала мы были настроены, что НБУ в 2016 году будет перечислять средства поквартально. Теперь, понятно, эти планы не сбылись. От формирования наблюдательного совета многое зависит: утверждение отчета аудиторов, суммы по перечислению прибыли в бюджет на 2017 год. Сейчас настрой на то, что "вот-вот" он уже будет создан", — отмечает собеседник ЭП из Минфина.

В 2017 году НБУ должен перечислить 41 млрд грн. По информации источников издания, изначально Нацбанк настаивал на гораздо меньшей сумме.

"Это дискуссионный вопрос. Не исключено, что сумма может быть даже увеличена. Мы видим, что у НБУ есть зазор, в том числе по формированию резервов в части под рефинансирование. Это был один из наших основных аргументов в переговорах с регулятором", — говорит источник ЭП в министерстве.

В 2017 году ситуация с некоторыми другими доходами-пустышками рискует повториться. По информации источников издания, министр финансов Александр Данылюк был против того, чтобы закладывать в доходы бюджета-2017 поступления от специальной конфискации и миллиарды от приватизации.

Они рискованные и зависят от политики. Тем не менее, доходы из этих источников ожидаются в размере 10,5 млрд грн и 17,1 млрд грн соответственно.

Расходы: "зась" "хотелкам"

При анализе расходной части бюджета заметно, что требования по дополнительному финансированию ведомств не учтены.

Ведомства заявили о необходимости выделить в 2017 году всего 1,083 трлн грн. Минфин удовлетворил запросы приблизительно на 65%. "Хотелки" на 479,6 млрд грн не учтены. Без дополнительного ресурса остались Минсоцполитики (70,8 млрд грн), МВД (93,4 млрд грн) и Минобороны (57 млрд грн).

По сравнению с 2016 годом больше всего увеличатся расходы бюджета на Минсоцполитики (дополнительно получит 12,7 млрд грн), Минобороны (плюс 10,6 млрд грн), Минагрополитики (+4,3 млрд грн). Увеличение расходов на последнее связано с планами отменить льготный режим налогообложения НДС для аграриев и выделить 1,4 млрд грн на их поддержку.

Также существенно увеличиваются расходы на аппарат МВД. Он получит в 2017 году на 4,2 млрд грн больше, чем в 2016 году.

А вот перечень несогласованных расходов.

1. Функционирование фонда энергоэффективности. Минрегион требует 4,2 млрд грн, Минфин выделил 0,8 млрд грн. Пока расчет на то, что необходимую сумму получится привлечь от внешних доноров. Если не получится — фонд не запустят.

2. Компенсация разницы в тарифах на 9,5 млрд грн. Эта цифра не учтена в бюджете, поскольку долг не подтвержден расчетами в разрезе регионов.

3. Финансирование дорожного фонда. Его объем запланирован в размере 14,2 млрд грн — это даже на половину не покрывает сумму, которая по расчетам "Укравтодора" нужна на развитие дорожного хозяйства (36,5 млрд грн).

Среди источников наполнения фонда — акциз с импортных нефтепродуктов и транспортных средств, плата за проезд дорогами, пошлина с транспортных средств и нефтепродуктов. Из-за того, что некоторых источников доходов нет, например, платных дорог, наполнение фонда — под вопросом.

Риски расходной части кроются в том, насколько депутаты "раздуют" траты казны во время рассмотрения проекта сметы в парламенте, а также пойдет ли парламент на непопулярные социальные меры.

Так, одно из условий бюджетного баланса — приостановка действия законодательных новелл, касающихся социального обеспечения участников боевых действий и детей, бесплатного жилищного и медицинского обеспечения полицейских. Предлагается приостановить действие закона о научной и научно-технической деятельности, нормы о льготах на лечение и жилье для военных.

Подобная практика не нова. Из года в год правительство "находит" расходы, которые финансирует, "исходя из наличия средств в бюджете". Суть принципа: если в бюджете есть деньги, отдельные категории населения могут рассчитывать на преференции от государства. Если денег нет, льгот и помощи — тоже.

Правительство также предлагает Верховной Раде до конца 2017 года продлить ограничения по ряду пенсионных норм. Останутся замороженными пенсионные выплаты и пожизненное денежное содержание для депутатов, судей, прокуроров.

Минфин заглянул в будущее

Новинка нового проекта бюджета-2017 — предварительные расчеты расходов и доходов казны не только на 2017 год, но и на 2018-2019 годы.

Прогноз рассчитан исходя из налоговой и бюджетной политики, которая закладывается в проект сметы на 2017 год. Расчеты сделаны исходя из того, что экономика будет быстро развиваться, а реформы — происходить.

Минфин исходит из того, что возмещение НДС будет своевременным, специфическая ставка акциза на табачные изделия в 2018 году повысится еще на 20%, бюджет получит дополнительный ресурс от индексации налоговых ставок, а НБУ перечислит в 2019 году не меньше 37,4 млрд грн своей прибыли.

В планах министерства — рост налоговых поступлений до 831,9 млрд грн в 2018 году и до 905,3 млрд грн — в 2019 году.

Подход Минфина к расходам состоит в том, чтобы ввести мораторий на расширение льготных категорий граждан. По расчетам министерства потери бюджета от предоставления различных видов льгот составили в 2015 году 55,4 млрд грн, в 2016 году — 33,7 млрд грн, в 2017 году — 28,9 млрд грн.

Прожиточный минимум в следующие два года будет расти темпами инфляция +2%, расходы на оборону планируется сохранить на уровне 5% ВВП.

Основные показтели госбюджета на 2018 и 2019 годы, млрд грн
2018 год2019 год
Доходы754,1815,9
в том числе:
Налоговые поступления:659,5716,8
из них
НДФЛ70,578
Налог на прибыль70,575,6
НДС317,4352,5
акцизы120123,4
Неналоговые поступления92,196,6
Расходы835,9898,9
Общегосударственные функции32,438,6
Оборона68,174,9
Общественный порядок, безопасность, судебная власть92,5105,5
Экономическая деятельность44,645,9
Охрана окружающей среды3,93,6
ЖКХ2,93,3
Здравоохранение13,513,6
Образование29,631,9
Соцзащита и соцобеспечение, в том числе187,5193,8
- расходы Пенсионного фонда172,8178,9
Обслуживание госдолга120130,7
Резервный фонд1,5=1,5
Фонд регионального развития7,17,7
Межбюджетные трансферты226,5241,9
Духовное и физическое развитие5,86

Среднесрочное планирование в таком виде — находка Данылюка. Став министром, он заявил о планах рассчитывать бюджет на три года. Правда, в украинских реалиях говорить о точности этих расчетов не приходится.

"У нас очень вариативны показатели по инфляции и курсу. Пока заложенные на 2018-2019 годы цифры больше напоминают упражнение на то, чтобы что-то посчитать, нежели реалистичное планирование", — отмечает Боярчук.

Депутаты включаются в работу

Уже сейчас понятно, что прохождение документа в парламенте будет турбулентным. Пока депутаты только начинают знакомиться с бюджетом, но уже отмечают: проект сметы будет меняться.

Например, у "Самопомощи" возникли вопросы к передаче городам полномочий по оплате коммунальных услуг учреждений в сфере медицины и образования.

"Как по мне — это будет реальный взрыв, ведь города не потянут такую нагрузку. Вот пример одного областного центра. Бюджет развития — 250 млн грн, из них он отдает на ПТУ около 60 млн грн, на льготный проезд — 30 млн грн, а с этими нововведениями будет отдавать еще около 80 млн грн. Что останется? В чем децентрализация?" — спрашивает народный депутат Татьяна Острикова.

Кроме того, по ее словам, подход к финансированию угольной отрасли означает отказ от положений коалиционного соглашения и возвращение к подходу, который существовал при Януковиче.

"В коалиционном соглашении предусмотрена программа реструктуризации угольной отрасли с целью постепенного отхода от господдержки путем ликвидации неприбыльных шахт и приватизации. Предлагаемый в бюджете подход предлагает вливать деньги в убыточную отрасль", — отмечает Острикова.

Во вторник вечером, по ее словам, планируется встреча фракции "Самопомощь" с министром финансов для обсуждения бюджета.

В понедельник Александр Данылюк встретился с фракцией БПП.

"Во вторник мы в бюджетном комитете приступим к анализу бюджета. На следующей неделе заслушаем все министерства. На эту работу нам потребуется минимум восемь дней", — сказал народный депутат от БПП Богдан Дубневич.

По его словам, члены фракции услышали от премьера и министра финансов, что бюджет "чрезвычайно хороший". Депутаты намерены это изучить.

По словам Александра Горбунова, "Народный фронт", проект бюджета будет корректироваться.

"Мы не будем менять основные потоки, но вопросы к распорядителям средств у нас есть. По опыту прошлых двух лет могу сказать: у нас на комитете каждую неделю происходят внутренние перебросы средств с одной программы на другую. Это говорит о некачественной подготовке бюджета", — отмечает депутат.

По его словам, комитет намерен проанализировать запросы всех распорядителей бюджетных средств, чтобы в 2017 году максимально избежать финансирования сомнительных программ и перманентных перераспределений средств.

Минфин парламент