Дело не в транше: почему дешевеет гривня
С приближением осени начался новый виток девальвации. Кто в этом виноват? МВФ, предоставивший неточный прогноз? НБУ, не желающий "держать" гривню? Или правительство, демонстрирующее чудовищный саботаж?
Уже традиционно с приближением осени на украинском валютном рынке наблюдается новый виток девальвации.
Официальный курс гривни опустился ниже 25 грн за дол.
Желающие купить валюту в обменных пунктах должны платить в среднем 26,5 грн за долл.
Вероятнее всего, гривня и дальше будет дешеветь, и дело здесь не в транше МВФ, а в том, что программа фонда в Украине пока работает плохо.
Нацбанк тем временем сохраняет спокойствие.
"Ситуация на внутренних и внешних рынках остается благоприятной благодаря стремительному падению темпов инфляции, высокому урожаю и положительной конъюнктуре на мировых рынках стали и железной руды.
Кроме того, снижение цен на нефть и повышение энергоэффективности экономики привело к сокращению импорта", — отвечают в НБУ на запрос ЭП.
При этом регулятор обращает внимание, что следит за ситуацией и готов гасить чрезмерные колебания.
Однако существенные колебания уже произошли на наличном, "черном", рынке, и его контролировать регулятор не может или декларирует, что не может.
В то же время, скорее всего, уже в октябре-ноябре к отметке в 27 грн за долл приблизится и официальный курс, несмотря на всю "позитивную конъюнктуру".
При этом не стоит думать, что гривня теряет свою стоимость в связи с тем, что правительство не может получить третий транш от МВФ из-за проблем с электронным декларированием или по другим причинам. Курс 27,2 был взят для расчета бюджета на 2017 год еще в начале 2016 года.
"Проект госбюджета на 2017 год рассчитывается на основе прогнозного курса 27,2 UAH/USD, который был предоставлен Нацбанком в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Бюджетного кодекса. То есть именно НБУ письмом от 15 марта 2016 года предоставил Кабмину такой прогноз", — говорят в Минфине.
НБУ, в свою очередь, предоставил Минфину прогноз по курсу от МВФ. "Национальный банк предоставил Министерству финансов прогноз относительно обменного курса гривни, который был подготовлен экспертами миссии МВФ во время подготовки к пересмотру программы", — отвечают в НБУ.
Поскольку этот прогноз эксперты фонда дали еще в начале 2016 года, получается, что девальвация в Украине — процесс запланированный.
Изначально, когда Украина подписывала программу EFF с МВФ, курс на 2017 год должен был составлять 23,1 грн за долл. Однако поскольку программа фактически не работает, гривне приходится девальвировать.
Как известно, НБУ теперь не считает нужным удерживать курс гривни. "Нацбанк уделяет основное внимание достижению своих инфляционных целей, но не таргетирует определенный уровень обменного курса", — поясняет регулятор.
Однако в Украине политика инфляционного таргетирования вряд ли может быть настолько успешной, как, например, в Новой Зеландии, куда делегация НБУ летала перенимать опыт. В рамках политики инфляционного таргетирования рынок сам находит равновесие. Однако в Украине, скорее, не рынок, а базар, где многое зависит от настроения продавца и готовности покупателя торговаться.
Один из главных покупателей на отечественном рынке — НБУ, который не склонен торговаться, понимая, что скоро начинается новый бюджетный период с новым прогнозом курса валюты. Схожая ситуация наблюдалась осенью 2015 года, когда курс гривни начал проседать с 22 грн за долл до 24 грн долл.
Тогда НБУ связывал это с местными выборами, но этот фактор регулятор не стал отыгрывать назад. В такой ситуации можно понять экспортеров, которым нужно месяц-два придержать валюту, чтобы потом продать ее на 10% дороже.
То, что курс последние несколько лет не соответствует прогнозам правительства, само правительство, похоже, не беспокоит. Ведь очередной виток девальвации поможет собрать еще больше платежей в бюджет. Однако у этого явления есть и побочные действия.
"Влияние девальвации на бюджет проявляется в двух направлениях: краткосрочный рост поступлений в гривне за счет девальвационной составляющей и последующее снижение налоговых поступлений", — говорит эксперт экономического дискуссионного клуба Евгений Олейников.
По его словам, вначале валюта меняется по более высокому курсу, но в среднесрочной перспективе рост курса иностранных валют подавляет спрос и деловую активность из-за роста цен, вызванного удорожанием импортной части в себестоимости. Это приводит к снижению темпов экономического развития.
Однако в целом сейчас для правительства девальвировать гривню гораздо легче, чем, например, бороться с выведением средств из банковской системы, закрывать налоговые ямы и наводить порядок на таможне.
Именно благодаря девальвации ГФС гордо рапортует о рекордных за всю историю Украины сборах в бюджет и перевыполнении планов таможни.
Несмотря на отсылки главы НБУ к осмотру холодильника, вопрос курса по-прежнему болезненный как для населения, так и для бизнеса. Девальвация усугубляет ситуацию с падением реальных доходов населения.
НБУ рапортует, что население продает больше валюты, чем покупает. Однако это отнюдь не от того, что люди стали больше доверять гривне, которая в последние годы не обладает накопительной функцией.
Тут вряд ли стоит винить только НБУ, которому пришлось взять на себя все репутационные потери, связанные с девальвацией. Проблема в том, что вместо обещанных реформ Кабмин часто продолжает заниматься их имитацией.
"В девальвации 2016 года основная вина на экономическом блоке правительства. Украина сидит на сырьевой игле, у нас нет большого притока валюты уже два года. НБУ пытается делить через межбанк и аукционы то, что есть.
При таком дефиците выясняется, что у Минэкономики — 4 млрд долл безвозвратной финпомощи, которую они не могут оприходовать, и 9 млрд долл кредитов на развитие, под которые нет проектов. На фоне мелких ошибок НБУ это чудовищный саботаж, который требует немедленного разбирательства", — говорит член Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.