Как США строят экосистему космических предпринимателей. Репортаж из NASA
Скорость, с которой появляются коммерческие космические инновации, драматически нарастает. Полеты людей на Марс приобретают реальные очертания, а корпорации готовятся создавать на орбите свои производства.
Скорость, с которой появляются коммерческие космические инновации, драматически нарастает.
Частные компании Rocket Lab, Firefly, Spire, Planet Labs, Deep Space Industries, Moon Express, SpaceX, Bigelow Aerospace, Blue Origin и другие разрабатывают технологии для освоения космоса.
Число таких компаний растет из года в год.
Одновременно небывалыми темпами увеличиваются объемы венчурных инвестиций в отрасль.
В 2015 году она получила 1,8 млрд долл, что эквивалентно сумме всех венчурных инвестиций в космические разработки за предыдущие 15 лет.
Стоимость космических запусков на глазах снижается в разы.
Тема добычи ископаемых на Луне и астероидах уже не кажется фантастикой, потому что ее всерьез обсуждают крупные игроки со всего мира. В то же время SpaceX готовится в сентябре 2016 года представить на Международном астрономическом конгрессе свои расчеты миссии на Марс.
Журналист "Экономической правды" побывал в Центре Эймса, Маунтин-Вью, США, чтобы узнать, как космическая администрация выстраивает отношения с бизнесом, закладывая фундамент массового коммерческого освоения космоса.
Восход виртуозов и фантазеров
"Мы наблюдаем восход виртуозов и фантазеров — экстраординарных технических личностей, "сделавших себя" миллиардеров, нацеленных на расширение доступных границ космоса. В данном случае бизнес-интерес для них не играет решающую роль", — говорит Лин Харпер, руководитель комплексных исследований Space Portal Office Исследовательского центра Эймса при NASA.
Такие проекты, как DARPA и Google Lunar X-Priz, дают волю гениям. Благодаря инструментам и рынкам 21 века мир переоценивает значимость космических ресурсов для человечества. Оно переходит от доминирования мировых космических держав к экосистеме космических первопроходцев.
В современной парадигме NASA мир уже вступил в эру коммерческого освоения космоса. "Мы видим, что коммерческие компании обладают экстремальной технической компетенцией. Космос становится местом коммерческой экспансии, причиной создания новых продуктов и роста экономик", — подчеркивает Харпер.
Нажмите для увеличения |
Однако максимальный эффект от этого процесса, по мнению NASA, экономика и общество получат только в результате партнерства государства и частного секторов. Поэтому сейчас правительство США — крупнейший ангельский инвестор и самый авторитетный партнер в космической отрасли.
Центр Эймса, Все фото автора |
Бесценная земля
Центр Эймса расположен в сердце Кремниевой долины — мирового центра технологических разработок. Он окружен кампусами Google, LinkedIn, Silicon Graphics, Стенфордского университета. В 15 км — штаб-квартира Apple.
Стоимость земли здесь зашкаливает. Мейган Хайдер, заместитель директора Исследовательского парка NASA при Центре Эймса, начинает пресс-брифинг с краткого введения в местный рынок недвижимости.
Цена акра земли здесь равна 5-6 млн долл или 125-150 тыс долл за сотку. В распоряжении центра — 809 га общей стоимостью около 12 млрд долл.
Мейган Хайде показывает объекты на территории Центра Эймса |
"Вы можете подумать, что NASA занимается бизнесом, связанном с недвижимостью, а не исследованием космоса. На самом деле, когда я говорю о стоимости земли, я говорю о партнерстве и синергии, о сотрудничестве с индустрией, университетами, неприбыльными организациями, о привлечении технологий и создании возможностей для сотрудничества", — говорит Хайдер.
Ценность земли для NASA — не в деньгах, которые государство может выручить от продажи или аренды, а в месторасположении. Оно привлекает лучших технологических гигантов и инновационных предпринимателей.
Те из них, кто "окопаются" на территории Центра Эймса, неминуемо будут интегрированы в научно-исследовательское сообщество NASA и Кремниевой долины со всеми вытекающими преимуществами для себя и местной экосистемы.
Поэтому в 2008 году Google арендовал на 60 лет 17 га земли под строительство 102 тыс кВ м офисов для R&D. Так Центр Эймса не только привлек на свою территорию тысячи высококлассных специалистов поискового гиганта, но и инвестиции в инфраструктуру, а также годовую арендную плату — 3,6 млн долл.
В том же году Ассоциация университетов Кремниевой долины арендовала 31 га земли для строительства образовательного и научно-исследовательского микрокластера с жильем, учебными классами и лабораториями.
Космический акселератор
Для частных IT-компаний, университетов, неприбыльных организаций и госструктур, которые заинтересованы не в новых офисах, а партнерстве с NASA, Центр Эйсма в 2002 году создал Исследовательский парк. Он сдает в аренду образовательные и R&D кампусы Центра Эймса, проводит отбор потенциальных партнеров, выступает в роли технологического акселератора.
С Исследовательским парком сотрудничают более 70 структур. Здесь выросла из небольшого офиса в огромную корпорацию основанная в 2002 году компания Bloom Energy. Предприятие стало известно благодаря созданию революционного экологически чистого электрогенератора на основе топливных элементов.
Сейчас генераторы компании питают электроэнергией здания eBay, Google, Yahoo и Wal-Mart.
Исследовательский парк в 2010 году также стал местом рождения стартапа Made in Space. Его команда разработала, собрала и запустила в космос 3D-принтер Zero-G Experiement. Он предназначен для экспериментов с 3D-печатью в условиях невесомости на Международной космической станции. Made in Space — единственная в мире компания, которая занимается 3D-печатью в космосе.
3D-принтер |
Детали, которые были напечатаны на МКС с помощью 3D-принтера |
Стартап продает NASA, различным космическим агентствам, университетам и студенческим группам свои услуги по 3D-печати в невесомости. Клиенты пользуются услугами фирмы в научных целях. В марте 2016 года Made in Space запустила на МКС второй, улучшенный, 3D-принтер. Сейчас компания разрабатывает технологию 3D-печати в открытом космосе.
Пока еще 3D-принтер печатает детали из пластика. Однако по словам Мэтью Наполи, аэрокосмического инженера Made In Space, трехмерная печать металлом — дело ближайших лет. Основное препятствие на этом пути — микрогравитация и большое энергопотребление. Стартап ищет пути решения этих проблем.
Мэтью Наполи рассказывает о возможностях 3D-печати в космосе |
"Посмотрите на этот постер, — Наполи напоследок показывает журналистам фотографию макета лунной базы. — Это наше видение будущего — 3D-печать лунной базы и всех необходимых нам вещей в глубоком космосе.
Сейчас стоимость ракет-носителей, стоимость доступа в космос драматически снижается. Это значит, что будет снижаться цена создания объектов в космосе, и мы сможем делать больше впечатляющих вещей".
Парадигма бизнеса с NASA
Для стимулирования новой коммерческой космической экономики Центр Эймса в 2005 году создал при Исследовательском парке Space Portal Office.
Эта служба занимается анализом того, как коммерческие разработки использовать для общественного блага. В ходе анализа Space Portal Office руководствуется "парадигмой космического предпринимателя", принятой в NASA.
Чтобы получить поддержку правительства, частный проект должен иметь успех в каждом из трех сегментов.
В качестве выдающегося примера реализации парадигмы NASA Лин Харпер рассказала о проекте COTS — коммерческие услуги орбитальной транспортировки. Его концепция впервые появилась в Space Portal Office и именно эта служба внесла значительный вклад в реализацию проекта.
По сути проект дал старт коммерческим грузоперевозкам на МКС, вывел на передовые позиции компании SpaceX и Orbital Sciences Corporation, позволил создать грузовые корабли Dragon и Cygnus.
COTS катализировал расцвет "космических" предпринимателей, сэкономил NASA 3 млрд долл, в десять раз снизил стоимость ракет-носителей, увеличил частоту космических запусков.
Реализация проекта проходила в виде поэтапных тендеров. За десять лет правительство США потратило на них 800 млн долл. Для сравнения: стоимость разработки и производства пилотируемого космического корабля Orion, которую NASA напрямую заказала компании Lockheed Martin, составила 12 млрд долл.
Микрогравитация как условие научного прорыва
Однако в умах сотрудников NASA коммерциализация космоса не ограничивается лишь грузовыми и пассажирскими перевозками. Space Portal Office обратился к 500 техническим директорам крупнейших корпораций с одним вопросом: как гравитация ограничивает разработку новых продуктов?
На основе ответов авторы опроса обнаружили, что есть стабильно растущий спрос на более быстрые процессоры, дисплеи с более высоким разрешением, повышение энергоэффективности и продуктивности.
Центр Эймса — достаточно пустынное место по сравнению с близлежащими кампусами Google |
Рост этого спроса бесконечен. Поэтому среди компаний существует тренд, согласно которому они двигаются в направлении работы с материалами на молекулярном и атомарном уровне. Микрогравитацию в условиях околоземной орбиты они рассматривают как перспективную среду для своих разработок.
Очевидно, не за горами времена, когда частные корпорации будут создавать на орбите свои исследовательские лаборатории и экспериментальные производства. Возможно, невесомость станет главным союзником человечества в совершении новых технологических прорывов.
"От будущего мы ожидаем невероятных возможностей. Такие мультиспособные люди, как Джеф Безос или Илон Маск открывают перед нами невиданные ранее возможности для освоения космоса.
В США на смену конкуренции исследовательских институтов приходит конкуренция гениальных людей. И когда мы говорим, что нам нужен научный прорыв в этой области, она становится открытой для всех, кто этот прорыв может совершить", — подводит итог брифинга Харпер.
Исследовательский центр Эймса при NASA
Центр Эймса — один из десяти научных центров NASA с годовым бюджетом 860 млн долл и штатом 2,5 тыс человек.
Самым известным проектом организации стала миссия "Кеплер". Специалисты центра 3,5 года управляли одноименным телескопом, предназначенным для поиска землеподобных планет. За это время они нашли 4,7 тыс подобных небесных тел, из которых 1 тыс была подтверждена.
Здесь работает один из самых мощных в мире суперкомпьютеров — "Плеяды". NASA использует его для симуляции темной материи, разработки ракетоносителей, изучения океанических течений. Подразделение агентства моделирует человеческое поведение, изучает искусственный интеллект.