Получит ли Украина третий транш: что не устраивает МВФ
4 августа уже будет год, как Украина ожидает третий транш от МВФ. Сроки его предоставления недавно снова перенесли. Почему же Фонд не спешит?
4 августа уже будет год, как Украина ожидает третий транш от МВФ.
Правительство рассчитывает, что транш поступит раньше годовщины – в июле.
План таков: получить к концу 2016 года 4,28 млрд долл: 1 млрд долл – в июле, 1,3 млрд долл – в октябре и 1,98 млрд долл – в декабре.
Транши планируется направлять в золотовалютные резервы НБУ.
План более чем амбициозный. Его выполнение будет зависеть от нескольких факторов.
Первый – насколько сбалансированным окажется проект бюджета-2017.
Второй – наличие политической стабильности в стране.
Третий – готовность правительства и дальше проводить реформы.
Премьер-министр Владимир Гройсман и министр финансов Александр Данылюк во время пребывания в США с официальным визитом с 14 по 17 июня старались убедить экспертов фонда, что Украина сможет это сделать.
"Мы провели более 30 встреч за это время, встретились с вице-президентом США Джозефом Байденом, министрами экономики и энергетики США, экспертами Мирового банка", – сказал Гройсман, подводя итоги визита.
По его словам, старт работы нового правительства и принятие судебной реформы восприняты положительно. США, добавил он, поддерживают Украину, в знак чего выделят дополнительно 220 млн долл на проведение судебной и таможенной реформ.
Согласно официальным заявлениям, с МВФ переговоры также прошли без сучка и задоринки.
"Мы практически завершили работу по меморандуму. В июле ждем положительных новостей", – заявил Данилюк по итогам встречи с экспертами фонда.
Как стало известно ЭП, с экспертами фонда было две встречи. По меморандуму согласовывались технические параметры. Новых пунктов в документе не ожидается. Возможен акцент на ускорении темпов институциональной реформы ГФС.
Однако вопрос даже не в меморандуме. Во время встреч речь шла не столько об условиях получения третьего транша, сколько о жизни Украины после него.
"Говорили о дальнейших планах по приватизации, о готовности правительства проводить пенсионную реформу. От этого зависит получение следующих траншей", – рассказал ЭП собеседник из правительства.
Последняя реформа – максимально важна. Именно от нее зависит, насколько сбалансированным окажется бюджет на 2017 год, проект которого по закону Минфин должен внести на рассмотрение парламента до 15 сентября. Сейчас министерство готовит проект сметы на действующей законодательной базе.
Отложенные ожидания
Третий транш МВФ Украина ожидает с осени 2015 года. До этого его выделению препятствовали превратности бюджетного процесса-2015, споры вокруг налоговой реформы, последовавшие после этого политический кризис и смена правительства.
Ожидалось, что транш поступит в знак поддержки правительства Владимира Гройсмана в июне.
Потом по непонятным причинам сроки снова перенесли. В Кабмине анонсировали поступление транша в июле.
Сам по себе факт отсрочки с траншем в правительстве отрицают. Официальная версия звучит так: отсрочки не было, потому что совет МВФ не определял конкретной даты.
Однако для переноса ожиданий причины все же были. Фонд свою позицию озвучил.
"Совет директоров МВФ рассмотрит вопрос о продолжении сотрудничества с Украиной по программе EFF в июле после выполнения страной предварительных условий", – заявил официальный представитель фонда Джерри Райс после встречи с министром финансов Украины.
О чем речь?
Сразу несколько источников ЭП в правительстве сообщили: одна из причин отсрочки решения по траншу касалась Нацбанка. "Не все банки выполнили требования МВФ и достигли на конец апреля необходимого коэффициента адекватности капитала – 0%, чего требует программа МВФ", – сообщил ЭП источник в Минфине.
Ситуацию усугубило и заявление Данылюка о наличии у Приватбанка "системных проблем".
НБУ тогда наличие проблем в банке опроверг. "В работе Приватбанка не наблюдается каких-либо серьезных проблем", – заявил официально регулятор.
"Состояние ликвидности банка удовлетворительное, сегодня Приватбанк имеет наибольший остаток средств в кассах и банкоматах – около 9 млрд грн, на корсчете – около 2,3 млрд грн", – отмечается в сообщении.
В свою очередь глава НБУ Валерия Гонтарева заявила, что Нацбанк выполнил все условия программы МВФ. Сейчас в правительстве также утверждают, что проблем с Приватбанком у МВФ нет.
Также по информации издания кредитор настаивает на запуске электронного декларирования, который запланирован на август. Его введение затянулось, и то, что оно случится только в августе, может стать причиной сокращения транша.
Важна не так сумма, как сам транш
До недавних пор транш ожидался в объеме 1,7 млрд долл.
Первым, кто дал понять, что его объем может измениться, стал президент. Во время своей последней пресс-конференции на вопрос журналистов о сотрудничестве с МВФ Петр Порошенко сказал, что транш от фонда составит "не менее одного миллиарда долларов".
Тут есть два возможных варианта: гарант забыл цифру 1,7 млрд долл, или на тот момент уже было известно, что планы по предоставлению финансирования изменились.
Как сообщают источники ЭП в правительстве, в последние несколько недель согласовывается объем июльского транша в размере 1 млрд долл. К концу 2016 года планируется получить еще 3,28 млрд долл двумя частями.
Окончательное решение о сумме транша будет принято на заседании совета директоров МВФ. Ожидается, что оно состоится до 15 июля. После этого по процедуре деньги поступят через несколько дней.
От выделения транша зависит получение 1 млрд грн кредитных гарантий США, а также 1,2 млрд евро макрофинансовой помощи от Европейской комиссии.
Парламентский фактор
Поддержка программы ЕFF на политическом уровне – еще один фактор, который влияет на получение траншей. Законопроекты, необходимые для выполнения взятых на себя Украиной обязательств перед МВФ, с большим трудом находят поддержку в парламенте.
Список законопроектов во исполнение обязательств Украины в рамках программы сотрудничества Украины с МВФ | Разработчик | |
№4510 | Проект закона о внесении изменения в статью 19 закона "О центральных органах исполнительной власти" относительно заместителей руководителя центрального органа исполнительной власти | Минфин |
№4515 | Проект закона о внесении изменений в Таможенный кодекс относительно оптимизации территориальных органов ГФС | Минфин |
№4516 | Проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно минимизации влияния на администрирование поступлений в бюджет | Минфин |
№4536 | Проект закона о внесении изменений в закон "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации" относительно некоторых объектов сельскохозяйственной и транспортной отраслей | МЭРТ |
№4799 | О перечне объектов права госсобственности, не подлежащих приватизации "относительно исключения предприятий топливно-энергетического комплекса из перечня объектов права госсобственности, не подлежащих приватизации, нокоторые могут быть корпоратизированы | Минэнерго |
№4591 | Проект закона об институте бизнес-омбудсмена | МЭРТ |
№3769 | Проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно внедрения электронного приказного производства в гражданском и хозяйственном судопроизводстве | Минюст |
№3768 | Проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно внедрения системы автоматизированного ареста средств в гражданском и хозяйственном судопроизводстве | Минюст |
№2413а | Проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно консолидации функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг | НКЦБФР |
№4503 | Проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно обеспечения условий функционирования рынка газа | Минэнерго |
№3132 | Проект закона о внесении изменений в некоторые законы относительно повышения эффективности процедур банкротства | Минюст |
№2508а | Проект закона о внесении изменения в Налоговый кодекс относительно частных исполнителей | Минюст |
№3498 | Проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно регулируемых рынков и деривативов | НКЦБФР |
№4777 | Проект закона о внесении изменений в Таможенный кодекс относительно уполномоченного экономического оператора и упрощений таможенных формальностей | Минфин |
№4004-д | Проект закона о реструктуризации обязательств граждан Украины по кредитам в иностранной валюте, полученным на приобретение единственного жилья | Минфин |
Некоторые законопроекты месяцами ожидают вето президента. Например, законопроект №3830-3 относительно финансирования ПТУ, а также проект закона №4024 относительно финансового обеспечения компенсации за льготный проезд отдельных категорий граждан.
Верховная Рада же, как известно, уходит на каникулы с 17 июля.
"Максимально важно принять законопроекты о рынке газа, проекты, касающиеся приватизации и деятельности НКЦБФР", – говорит собеседник издания в правительстве.
Законопроекты не относятся к приоритетным требованиям, но они важны. Если они не будут приняты, утверждают в правительстве, это послужит сигналом, что в стране отсутствует единая политическая позиция в отношении дальнейших реформ.