Ростислав Троценко, WebMoney.ua: Непонятно, кто и как вернет электронные средства клиентам Фидобанка
Директор по коммуникациям WebMoney.ua рассказал, почему электронные деньги в Украине — до сих пор нишевый инструмент, насколько он интересен крупному бизнесу, и что поможет "привести" в страну PayPal.
Банкротство Фидобанка в мае 2016 года обрушило одну из трех действующих в стране систем электронных денег MoneXy.
Примерно 300 тыс пользователей электронных кошельков потеряли 12,3 млн грн, а система MoneXy с оборотом 1 млрд грн за 2015 год прекратила свою работу.
Можно ли было избежать такого сценария, и стоит ли опасаться подобной участи владельцам WebMoney-кошельков, "Экономическая правда" узнавала у директора по коммуникациям WebMoney.ua Ростислава Троценко.
Сейчас у платежной системы 4,2 млн зарегистрированных пользователей в Украине, из которых 2 млн - активных, а средняя сумма транзакции составляет 942 грн.
Троценко также рассказал, почему электронные деньги в Украине до сих пор нишевый инструмент, насколько он интересен крупному бизнесу, и что поможет "привести" PayPal в Украину.
— Ростислав, может ли пользователей WebMoney.ua постигнуть участь клиентов MoneXy в связи с продолжением банкротства банков?
— В мае 2015 года мы столкнулись с подобной ситуацией, когда НБУ выводил с рынка Украинский профессиональный банк. Он выполнял функции банка-дебитора WebMoney.ua. Это не отразилось на наших пользователях. Мы просто сменили банк.
Правовая модель нашей работы предусматривает, что ситуация, когда никто не несет обязательств перед пользователями, невозможна. Если сравнивать с электронными деньгами, у нас совершенно разные виды систем.
Когда с рынка выводится банк-эмитент электронных денег, это автоматически влечет за собой прекращение существования и его системы электронных денег. Если же у нашего банка-партнера возникнут подобные проблемы, то банк-дебитор будет заменен, а система продолжит работать и выполнять свои обязательства.
Платежной организацией внутригосударственной системы расчетов WebMoney.uaявляется небанковское учреждение, а ее участниками являются несколько банков. Это обеспечивает клиентам дополнительную страховку в аналогичных ситуациях.
В Украине всегда было жесткое требование, что электронные деньги имеют право выпускать только банки. Случай с Фидобанком доказал неэффективность такого подхода, потому что ФГВФЛ не возмещает эмиссию электронных денег.
В результате абсолютно непонятно, кто, на каком основании и каким образом вернет деньги 300 тыс пользователей системы электронных денег Фидобанка.
Как сделать так, чтобы подобного не случалось?
Рецепт по-европейски: эмитентами электронных денег должны быть не только банки, а средства, обеспечивающие эмиссию электронных денег, должны храниться не в коммерческих банках, а на счетах в центральном банке страны.
— Существует ли в Украине рынок электронных денег?
— Говорить о рынке электронных денег в Украине — явное преувеличение. Как это можно называть рынком, когда де-факто на нем осталась одна-единственная компания, которая функционирует как система электронных денег?
— Вы имеете в виду "ГлобалМани"?
— Именно. Есть еще "Макси", которые зарегистрированы как электронные деньги, но это программа лояльности, основанная на начислении бонусов клиентам банка. Мы можем говорить лишь о рынке платежей и определенной небольшой нише, которую занимают компании, оперирующие электронными деньгами. Не более того.
Подобная ситуация сложилась, потому что правовая база не стимулирует развитие рынка. Чтобы на нем появились новые игроки, не банковские, надо менять законы. В этой связи показателен пример закона об электронной коммерции.
Народный депутат Ольга Белькова пять лет носила его по комитетам, объясняя его суть коллегам. Его приняли, но он просто зафиксировал то, что уже давно работало. Он догнал рынок и теперь снова отстает, потому что постоянно появляются новые технологии, сервисы, платежные инструменты, например, блокчейн и биткоин.
— Может, ниша небанковских платежных сервисов никому не интересна?
— Напротив, тут большой потенциал. Например, есть "Мобильные деньги "Киевстар", платежная система "Форпост" от "Новой почты".
"Укрпочта" хочет выйти на рынок и стать чуть ли не оператором банковских услуг. Учитывая ее развитую сеть, она перспективный игрок. То есть этот рынок интересен и мобильным операторам, и компаниям, предоставляющим услуги логистики.
Чтобы появились новые игроки и раскрыли свой потенциал, нужны новые правила игры на рынке. Необходимо расширять его субъектный состав. Для этого не надо изобретать велосипед. Достаточно грамотно использовать зарубежный опыт.
Например, в Евросоюзе подобные субъекты работают как Electronic мoney institutions — ELMI, в России — как небанковские кредитные организации.
— У нас в стране кто-то продвигает такие изменения?
— Есть законопроект о поставщиках платежных услуг, подготовленный инициативой "Реформы рынка платежей". Она объединяет участников сектора и экспертов из профильных ассоциаций.
В документе аналогом ELMI выступают "поставщики платежных услуг". Это организация, которая может совместить функционал эмитента электронных денег и небанковской кредитной организации — НКО, как у восточных соседей.
На самом деле проведена колоссальная юридическая работа. Проблема в том, что инициатива замечательная есть, проект закона есть, но вот кто выступит субъектом законодательной инициативы — ясности пока нет.
Будем надеяться, что в итоге либо в Верховной Раде, либо в Кабинете министров появится понимание значимости этого рынка для развития экономики страны, и дело сдвинется с мертвой точки.
Судя по последним заявлениям представителей НБУ, регулятор понимает необходимость таких законодательных изменений. Другой вопрос, как это будет сделано, какие изменения будут внесены, что нового появится в регуляторных актах.
Если просто внести правки в нормативную базу, то принципиально ситуация не изменится. Да, до определенной степени увеличится количество игроков, с одного до пяти, например, но рынок это не толкнет и не приведет к его качественному росту.
— Поможет ли такой закон привлечь в Украину PayPal?
— Он поможет, но главное, чтобы у PayPal было желание приходить. Пока я слышал то же, что и вы: 2 марта на конференции eCommerce Trends в Варшаве, во время встречи с представителями инициативной группы и НБУ, было заявлено, что в стратегии развития PayPal Украины на данный момент не существует.
Могу лишь допустить, что их юристы комплексно оценивают, по какой правовой модели они могут работать в Украине, и не видят для себя четкого решения, которое позволит наладить стабильную работу.
Кстати, в России платежное законодательство позволяет этой компании работать в полном объеме, получив статус НКО, и это не может не огорчать.
Принципиальный вопрос для украинского рынка платежей — не приход PayPal. Он заключается в том, как обеспечить такое развитие рынка, чтобы в Украину не только пришли крупные международные компании, но и появились свои сильные игроки.
— Опасаетесь ли вы конкуренции со стороны PayPal?
— Мы заинтересованы в приходе PayPal в Украину и готовы этому содействовать. Мы видим в PayPal не конкурентов, а, прежде всего, потенциальных партнеров. У нас есть точки соприкосновения, где мы сможем удачно сотрудничать.
Потенциальная конкуренция нас не беспокоит еще и потому, что мы локальный игрок. Мы как работали с гривной, так и будем работать. В то же время, PayPal — сервис преимущественно для трансграничного бизнеса.
— На развитии каких сервисов WebMoney.ua будет сосредоточена в 2016 году?
— У нас два приоритета: новые сервисы и новые пользователи. В области создания новых сервисов мы развиваем проект Р2Р займов WebMoney Debt. Мы уверены в востребованности такого сервиса, учитывая нынешнюю непростую ситуацию в банковской системе, когда большинство граждан опасаются кредитоваться в банках.
Мы также развиваем технологии мобильных платежей, оптимизируем и разрабатываем новые версии клиента WebMoney Keeper для всех популярных операционных систем: iOS, Android, Windows Phone.
Мы хотим, чтобы WebMoney появился у всех украинских платежных интеграторов. Если вы откроете интернет-страницы крупнейших в Украине интернет-магазинов, то увидите, что многие по старинке принимают оплату заказов наличными или наложенным платежом. Наша задача сделать так, чтобы там появилась WebMoney.