Почему страховики боятся безвизового режима
Сейчас страховой полис - обязательный пункт в списке бумаг при оформлении визы. После введения безвизового режима, говорят эксперты рынка, продажи страховок упадут.
Многие украинские продавцы туристических страховок с опаской ждут введения безвизового режима с ЕС.
По их прогнозам, это приведет к падению продаж полисов страхования туристам.
"Введение безвизового режима повлечет за собой краткосрочный спад спроса на туристические страховки, так как туристам не нужно будет посещать посольства и собирать обязательный пакет документов, включающий страховку", - прогнозирует директор департамента компании "Арсенал страхование" Виктория Черная.
По идее, страховки у туристов из Украины будут проверять и после отмены визового режима, но не сотрудники визовых центров, а пограничные службы.
Если туристы захотят путешествовать на авто, то кроме медицинской страховки должны будут предъявить на границе еще и полис страхования владельца транспортного средства "Зеленая карта".
Однако страховщики считают, что на границе контроль будет недостаточно жестким. Как, например, это происходит сейчас, когда многие выезжающие за рубеж водители покупают возле пунктов пропусков фальшивые "Зеленые карты", ни от чего на самом деле не защищающие.
Как только отечественные туристы столкнутся с реальной стоимостью медицинских услуг за границей, они начнут сами покупать страховки, после чего спрос на страхование снова начнет расти, прогнозирует Черная.
"Если с человеком за границей случается что-то непредвиденное, а медицинское страхование отсутствует, то ему придется выплатить невероятную сумму за лечение, ведь европейские цены в разы превышают украинские", - говорит она.
По словам главного менеджера департамента андеррайтинга компании "Универсальная" Андрея Гонтаренко, недавно их клиент на отдыхе сломал ключицу. Лечение за рубежом стоило 240 тыс грн.
В среднем же лечение туристов в стационаре в странах шенгенской зоны, по словам директора департамента личного страхования компании "АХА страхование" Сергея Срибного, стоит для страховщиков 5-20 тыс евро.
Недорого и сердито
Пока безвизовый режим не ввели, туристы, отправляющиеся за рубеж, покупают страховки по старой схеме. Большинство людей - вместе с путевкой в туристическом агентстве, а кто едет самостоятельно - в страховых компаниях, в том числе тех, которые рекомендуют визовые центры.
Именно советы центров, по мнению страховых экспертов, помогают некоторым страховщикам неплохо зарабатывать на отправляющихся в ЕС туристах.
По-прежнему наибольшим спросом пользуются медицинские страховки с минимальным набором рисков.
"Минимальный набор рисков (скорая помощь, неотложная и стационарная амбулаторная, в том числе стоматологическая) является обязательным для покрытия в полисе туристического страхования. Это опции, связанные со здоровьем, и на них экономить нельзя", - считает Срибный.
Стоят такие страховки недорого. В среднем - 100-150 грн на неделю для поездки в страны Шенгена и на 15-20% дешевле - в Турцию, Тунис или Египет.
Причина более низкой стоимости кроется в различных страховых суммах. Для стран ЕС обязательный лимит - 30 тыс евро, для Турции и Египта каждый страховщик устанавливает свой лимит. У многих он не превышает 15 тыс долл.
По словам Гонтаренко, большинство выплат по страховым случаям с украинскими туристами за рубежом - это выплаты по риску "амбулаторная помощь". Страховщикам часто хватает даже лимита 10-15 тыс долл, чтобы поставить клиента на ноги до его прибытия домой. Правда, не всегда.
Например, по словам главы правления компании "Европейское туристическое страхование" Мирослава Бойчина, одному из клиентов их компании, пережившему инсульт на "пляжном" отдыхе, не хватило всей страховой суммы, чтобы пролечиться за рубежом и добраться домой - пришлось доплачивать самому.
Ситуация вскоре может измениться. Минэкономики подготовило законопроект, который предусматривает распространение требований по страхованию, которые выдвигают страны Шенгена, на поездки в другие страны.
Пока документ находится на согласовании в Нацкомфинуслуг. Если он будет одобрен и вступит в силу, туристам придется покупать полис со страховой суммой не менее 30 тыс евро даже для поездки в безвизовые страны или государства, где визу можно получить на границе, например, в Египет и Турцию.
Рынок ждет передел
В 2016 году законопроект вряд ли станет законом, но рынок туристического страхования и без этого документа надеется нарастить продажи.
По прогнозам Бойчина, объем премий туристического страхования вырастет в 2016 году на 20-25% по сравнению с 2015 годом. Основные причины роста - стабилизация курса гривни и ситуации на востоке страны.
"На рост продаж турпутевок и страховок также повлияло снижение стоимости отдыха в Турции и Египте по сравнению с 2013 годом. Туроператоры снижают цены, надеясь привлечь туристов и за счет роста количества отдыхающих в будущем заработать", - рассказал Бойчин.
По мнению же Срибного, большого роста продаж туристических страховок в 2016 году не будет - на желающих отдохнуть за рубежом сказывается кризис. Зато введение безвизового режима, по его мнению, увеличит продажи страховок у компаний, которые продают реальную защиту, за счет перераспределения рынка.
"Учитывая, что потребность в визовых центрах и консульских учреждениях отпадет, уйдут демпингующие компании, которые продают бумажные полисы под визовыми центрами, консульствами, посольствами и предлагают цены в два-четыре раза ниже, чем стоит реальный полис", - считает эксперт.
Также страховщики прогнозируют в 2016 году рост доли страховых компаний, продающих полисы туристического страхования онлайн.
Продажи таких страховок у многих фирм ежегодно удваиваются, и неудивительно: благодаря покупке защиты в интернете клиент не только экономит время, но и может выяснить все условия защиты, взвесить и принять осознанное решение.
Есть у таких полисов и недостатки.
Во-первых, турист не может задать все свои вопросы.
Во-вторых, пока не приняты изменения в закон о страховании, распечатанный на принтере полис туристу нужно "дублировать" документом с подписью и "мокрой" печатью страховщика. Для этого все равно нужно ехать в офис страховщика или вызывать его представителя на дом.