Украинская правда

Играют все - выигрывает лотерея. Как киевлянку лишили 6 миллионов выигрыша

Введение санкций против операторов лотерей, которое должно было заставить их уйти с рынка, превратилось в преференции. Операторы продают билеты, собирают деньги, но при этом не выплачивают выигрыши и не платят налоги в бюджет.

"Киевлянка не смогла отсудить у оператора лотерей выигрыш  в размере 6 миллионов". На прошлой неделе эта новость облетела все СМИ, побила рекорды по читаемости на УП, и собрала тысячи перепостов в Facebook.

У украинцев неоднозначное отношение к играм, викторинам и лотереям. Одни считают их обманом потребителей для выманивания средств и уверены, что всегда выигрывают "свои".

Другие же уверены, что лотереи - обычный легальный бизнес из сферы развлечений.

История, которая случилась накануне с девушкой, сорвавшей "джек-пот", подтверждает, что пессимистично настроенная часть населения все-таки ближе к истине. Самое сложное в таком деле, как оказалось, не вытянуть счастливый билет, а заставить лотерейщиков выплатить выигрыш.

О том, что оператор лотерей "Патриот" отказывается выплачивать выигрыш, ЭП узнала от той самой киевлянки, которая должна была стать счастливой обладательницей 6 млн гривен.

C момента отказа организатора лотерей выплачивать суперприз ЭП остлеживала, что происходило вокруг этой истории, и как проходил судебный процесс.

Итак, что же произошло? Выиграла ли она на самом деле, из-за чего лотерейщик пошел на попятную, и почему суд вынес такое странное решение?

Фемида против фортуны

В апреле 2015 года "Патриот" ввел в обращение лотерейные билеты государственной денежной лотереи "Свое жилье".

После начала продаж киевлянка приобрела три билета и после стирания информации на игровом поле обнаружила комбинации с максимальной суммой выигрыша: каждый билет сулил ей по 2 млн грн выигрыша. На четвертый день после введения билетов в оборот, она предъявила их оператору.

В "Патриоте" подтвердили, что сроки предъявления билетов нарушены не были, и никаких замечаний к победителю у компании не было. Тем не менее, оператор отказался выплачивать выигрыш. Лотерейщик объяснил это тем, что компания "Укрспецполиграфия", которая печатала билеты, якобы допустила ошибку.

Киевлянка пошла в суд с требованием признать за ней право на получение суперприза и взыскать с "Патриота" сумму выигрыша - 6 млн грн. Но суд посчитал, что более убедительным был ответчик.

На заседании суда, на котором присутствовал автор, представитель оператора сообщил о выявлении проблемы с нанесением игровой информации на лотерейные билеты "Свое жилье" и недостоверности распределения призового фонда. Мол, во всем виновата типография.

"Условиями проведения лотерей было предусмотрено наличие двух выигрышных билетов с суперпризом 2 млн грн, а истец предъявил три. Наличие трех билетов у истца подтверждает, что билеты изготовлены с нарушениями", - сказал адвокат.

По словам представителя "Патриота", компания не имеет возможности определить, какие именно из этих трех билетов являются достоверными.

"Оператор государственных лотерей является единственным лицом, уполномоченным проводить экспертизу билетов. Компания ее провела и предоставила результат, который оказался отрицательным. Мы считаем, что по результатам брака истец не вправе требовать взыскания выигрыша", - сказал он.

Представитель "Укрспецполиграфии" подтвердил  технологический брак при нанесении информации на билеты. Он отметил, что это произошло из-за "нарушения программного алгоритма системы формирования игровой информации". В связи с этим вся партия поставленных билетов была признана полиграфическим браком.

В свою очередь адвокат истца настаивал на том, что "победитель лотереи не имеет отношения к осуществлению компанией "Патриот" или ООО "Укрспецполиграфия" своей хозяйственной деятельности, поэтому все возможные риски должны возлагаться на оператора лотерей".

По закону, обязательства по обеспечению финансово-экономических, технологических, организационных нормативов возлагаются на оператора лотереи.

"Ненадлежащее исполнение компанией "Укрспецполиграфия" своих обязанностей перед ответчиком или отсутствие денежных средств не освобождает оператора лотереи от обязательств по выплате победителю сумм выигрыша", - добавил он.

Изучив материалы дела, Печерский районный суд Киева отказал победителю лотереи в получении выигрыша.

После заседания суда представитель "Патриота" отказался от комментариев. В пресс-службе компании также не ответили на запрос ЭП.

Адвокат считает, что решение Печерского районного суда Киева в данном деле принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также конвенции о защите прав человека и основных свобод.

"Суд первой инстанции не дал оценки всем обстоятельствам дела и не исследовал доводы истца. Выводы суда построены исключительно на доводах оператора лотереи и типографии. Мы будем об этом заявлять в Апелляционном суде Киева, чтобы он эти обстоятельства рассмотрел и дал им оценку", - добавил он.

По словам юриста, основными аргументами оператора лотереи в суде были персональные санкции, введенные против оператора, несформированный призовой фонд и технологический брак типографии. Однако все эти риски должны возлагаться на оператора лотерей, а не на игрока, считает он.

Юрист также отмечает, что суд первой инстанции также не обратил внимания на то, что компания "Патриот" поменяла правила проведения лотереи уже после предъявления истцом выигрышных лотерейных билетов оператору.

"Согласно изменениям билеты считаются безвыигрышными в случае допущения без вины оператора лотереи нарушений распределения призового фонда лотереи, либо нарушения достоверности информации, нанесенной в поле с игровой комбинацией во время их изготовления. На момент покупки и предъявления истцом выигрышных лотерейных билетов этих положений в условиях лотереи не было", - заявил адвокат.

По его словам, согласно лицензионным условиям проведения лотерей оператор может вносить изменения в условия выпуска и проведения лотереи при условии, что такие изменения не ограничивают прав игроков по сравнению с предыдущими условиями и не противоречат действующему законодательству.

"Поскольку согласно части 1 статьи 10 закона "О государственных лотереях в Украине" государство гарантирует соблюдение прав игроков гослотерей, то очевидно, что, приобретая билет государственной лотереи, лицо должно чувствовать свою защищенность со стороны государства", - добавил юрист.

Он отметил, что принятое судом решение создает опасный прецедент: допущенные оператором или третьими лицами ошибки в лотерейном билете теперь будут рассматриваться как основание для их освобождения от ответственности.

Кто стоит за "Патриотом"

По данным Счетной палаты, около 69% рынка контролирует оператор гослотерей "Патриот". Он был создан в 1997 году на базе советского лотерейного оператора - Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту - ДОСААФ.

При этом слово "государственная" в названии лотереи никоим образом не означает, что государство имеет к этому отношение. 100% акций "Патриота" принадлежат кипрской Cehriba Investments Limited. Эта компания входила в инвестиционный холдинг Finstar российского миллиардера Олега Бойко.

В сентябре 2015 года, после введения санкций против "Патриота", в компании сообщили, что не имеют никакого отношения к прежним владельцам компании, в частности к Олегу Бойко и холдингу Finstar.

"Компанией владеет европейская компания Cehriba Investments Limited, бенефициаром которой является группа частных инвесторов из ЕС. Российский бизнесмен Бойко вышел из капитала общества в 2014 году", - заявили в "Патриоте".

При этом акционеры решили не менять руководство компании. "Согласно решению новых акционеров компании - Cehriba Investments Limited - бывший руководящий состав ЗАО "Патриот" временно сохранил свои посты", - говорится в сообщении.

Примечательно, что после того, как российский бизнесмен якобы вышел из капитала "Патриота", главой набсовета общества более года оставался его дядя Александр Бойко, который контролирует украинский бизнес олигарха. Вместе с ним в набсовете присутствовали дети Александра: Катерина Бойко и Александр Бойко.

 Натисніть для збільшення

До этого Олег Бойко владел еще и российской лотереей "Победа", часть выручки которой шла на спонсирование российской армии. В начале 2014 года бизнесмен продал свои акции в "Победе" менеджменту компании.

Немощные санкции

Доктор юридических наук, автор книги "Азартная игра в Украине и за рубежом" Даниил Гетьманцев отмечает, что сам факт отказа выплачивать выигрыш является для лотерейной компании достаточно серьезной проблемой.

"Компания, не выплачивающая деньги, рискует потерять основной свой ресурс - доверие населения. На самом деле, сумма этого выигрыша не идет ни в какое сравнение со стоимостью бренда, которому люди доверяют", - сказал он в эфире радиостанции "Голос Столицы".

Гетьманцев отметил, что в течение последних двух лет рынок был уничтожен - Минфин не принял условия проведения государственных лотерей. "Данный процесс саботируется с 2012 года. Это одно из обстоятельств, которые не дают возможности игроку обратиться в Минфин, чтобы он проверил "Патриот", - заявил он.

По словам юриста, введенные против "Патриота" санкции не лишают его лицензии. Санкции, сказал он, не имеют никакого отношения к лицензированию лотерейной деятельности: лицензия у "Патриота" закончилась, как и у других операторов.

"С 2014 года операторы работают без лицензии на основании прямой нормы закона. Если бы были приняты лицензионные условия, операторам пришлось бы получить лицензию в течение трех месяцев. Минфин этого не делает, чем совершает правонарушение и лишает себя права контроля", - подытожил Гетьманцев.

В итоге введение санкций против операторов лотерей, которое должно было заставить их уйти с рынка, превратилось в преференции. Операторы могут заниматься хозяйственной деятельностью, продавать билеты, собирать деньги, но при этом не выплачивать суммы выигрышей и не платить налоги в бюджет.

Все это явно не совпадает с видением Минфина по поводу того, как санкции должны отразиться на работе лотерейщиков. А люди как играли, так и будут играть.

законодательство Минфин санкции