Умный агробизнес. Как украинские IT-предприниматели завоевывают аграрный рынок
Создатели украинских стартапов спешат застолбить за собой самые выгодные рыночные ниши в агросекторе.
Венчурные инвесторы пророчат агротехнологиям большое будущее, но инвестировать в них не торопятся.
Тем временем отдельные агрокорпорации уже строят свой бизнес на решениях отечественных IT-предпринимателей.
ЭП исследовала новую для Украины, но противоречивую нишу агротехнологий - agtech.
* * *
Агросектор долго находился на периферии внимания IT-предпринимателей и венчурных инвесторов. Скептицизм в отношении agtech всегда был связан с консерватизмом владельцев агрокомпаний и низким уровнем проникновения базовых информационных технологий в аграрном бизнесе.
В 2014 году ситуация начала меняться. Этому способствовали единичные успешные проекты и рост интереса со стороны инновационных агрокомпаний.
Всего год с момента появления понадобился проекту Drone.ua, чтобы стать главным аэроразведчиком крупнейшей в стране агрокорпорации Kernel.
Начиная с 2015 года, она использует пять квадрокоптеров и два беспилотника. С помощью IT-решения молодой команды Pixel Solutions Kernel получает индексы вегетации, информацию по испарению и азоту, прогнозирует урожайность.
Созданный в 2014 году "умный" трекер для роста растений Petiole попал в топ-20 горячих стартапов 2015 года по версии американского бизнес-телеканала CNBC.
Хотя agtech по количеству "звездных" проектов пока не сопоставим с мейнстримными нишами, интерес к агросектору со стороны IT-предпринимателей растет из года в год. Причина в том, что доля АПК в экономике Украины огромна.
Фото agweb.com |
В 2014 году АПК стал крупнейшим источником валютной выручки страны. В 2015 году Украина экспортировала продтоваров и аграрной продукции на 14,5 млрд долл, что в общей структуре экспорта составило 38%, подсчитала ГФС. Металлургия с долей 24,8% осталась далеко позади.
Kernel в первом полугодии 2015 года экспортировала продукции на 749 млн долл. Это больше, чем "Запорожсталь" - 620 млн долл - и "Азовсталь" - 510 млн долл. По объему экспорта зерна Украина в сезоне 2014-2015 годов заняла третье место в мире после США и ЕС, утверждает Минагрополитики.
Стартапы берут разгон на внутреннем рынке
"Мы концентрируемся на АПК. Отрасль активно развивается, туда приходят информационные технологии. Этот момент нельзя упустить", - объясняет свой интерес к агрорынку основатель компании Envi Logic Андрей Яремич.
Его проект Envy Sensor занял первое место на всеукраинском хакатоне аграрных инноваций, который прошел в Киеве в феврале 2016 года.
Фото agtech.com.ua |
Envy Sensor представляет собой систему мониторинга климата и концентрации углекислого газа в теплицах и овощехранилищах. Она собирает данные с помощью датчика на основе графена. Графен позволяет улавливать и фиксировать очень низкие концентрации CO2.
Основатель проекта Cyber Bionics Евгений Лохматов, занявшего на агрохакатоне второе место, также знает, что Украина - один из мировых аграрных лидеров. "Проникновение IT и, в частности, IоT - интернет вещей - в агросекторе низкое. Мало хозяйств охвачено автоматизацией", - считает предприниматель.
Он намерен заполнить эту пустоту своими проектами: высокоскоростным радиоканалом и визуальным конструктором "умных" вещей.
Первый позволяет в поле, где нет связи, развернуть систему управления беспилотниками большого радиуса действия и в реальном времени получать зашифрованное видео высокого разрешения для мониторинга посевов.
С помощью второго проекта люди, далекие от написания программного кода, могут в простом визуальном редакторе программировать разные устройства.
Например, вместо покупки и интеграции дорогой готовой системы именитого вендора небогатый владелец теплицы может собрать и запрограммировать систему климат-контроля, которая будет без участия человека гибко реагировать на температуру окружающей среды "за бортом".
Третье место занял проект "Рыбный буй" Андрея Селезнева, основателя стартапа Petiole. Его устройство измеряет температуру воды и ее химические показатели для определения оптимального времени кормления рыбы.
"Проект нацелен на внутренний рынок. Мы его разрабатывали с мыслью об озерах Черкасской и Запорожской областей", - говорит Селезнев.
Аgtech его привлекает тем, что такие проекты сейчас одни из самых трендовых в мире. Он считает, что на них есть спрос со стороны крупных аграрных корпораций, но не всегда этот спрос подкреплен соответствующими финансами.
В целом IT-предприниматели не переоценивают текущую зрелость украинского agtech. Многие рассматривают его в качестве испытательного полигона.
"Показанные на хакатоне идеи есть за рубежом. Смысл в том, чтобы их улучшить и реализовать в Украине. Тогда они будут в два-три раза дешевле зарубежных аналогов", - считает основатель проекта Fresh Spase Сергей Фельдман.
Участники Всеукраинского хакатона аграрных инноваций - 2016. Фото agtech.com.ua |
Инвесторы опасаются консерватизма агробизнеса
Инвесторы хоть и верят в светлое будущее agtech, пока не торопятся вкладывать средства в такие проекты. Управляющий партнер InVenture Investment Group Алексей Олейников говорит, что предприниматели и инвесторы находятся на этапе популяризации agtech. Они ищут ответ на вопрос, нуждаются ли украинские агрохолдинги и фермерские хозяйства в подобных технологиях и продуктах.
"Agtech - относительно новое направление для венчурного капитала в мировом масштабе. Годовой объем инвестиций в сектор оценивается 2 млрд долл, однако уже опережает fintech, - утверждает Олейников. - Украина, обладая мощным агарным потенциалом и развитым IT-сектором, имеет все шансы создавать инновации глобального масштаба, а не копировать старые технологии".
Тем не менее, уже на 2016 год InVenture Investment Group поставила себе цель осуществить венчурные инвестиции на ранних стадиях в agtech-проекты.
Это может быть акселерационная поддержка для более глубокой проработки и подготовки проекта, разработка минимально жизнеспособного продукта или синдикативные сделки финансирования с целью вывода продукта на рынок.
По итогам агрохакатона группа выбрала несколько команд и инвестиционно-привлекательных проектов. Сейчас она прорабатывает и уточняет бизнес-модели этих проектов, оценивает потенциал их коммерциализации.
В отличии от коллег, в Chernovetskyi Investment Group пока не намерены инвестировать в agtech, но эта ниша им интересна. По словам управляющего партнера Андрея Криворчука растущее население планеты надо обеспечивать едой, и в будущем это увеличит востребованность эффективных аграрных проектов.
"Такие проекты выйдут на один уровень с проектами из мейнстрим-направлений, которые решают менее важные вопросы в нашей жизни, а далее и вовсе сместят их, ведь пирамиду Маслоу пока никто не отменял", - прогнозирует Криворчук.
Он, как и Олейников, считает сильным стоп-фактором для инвестиций в agtech консервативный менталитет украинского агробизнеса. С ними согласен партнер аудиторской компании Kreston GCG Олег Кузнецов.
"Инновационные решения, не имеющие мирового признания и практической апробации, массово в Украине не применяются. Причины две: недоверие к чему-то новому и неготовность к капиталоемким вложениям", - говорит он.
Агробизнес готов к инновациям
Этот тезис подтвердили представители нескольких аграрных корпораций.
Они не понаслышке знакомы с капиталоемкими IT-решениям мировых вендоров, но слово "стартап" для большинства из них ни о чем не говорит. Сейчас, во время падения мировых цен на продовольствие и небывалого изменения климата, вопрос о технологических инновациях вызывает у агробизнеса скуку.
Дело в том, что вопреки впечатляющим объемам экспорта, агробизнес в Украине переживает далеко не лучшие времена. Уже три года подряд снижаются цены на аграрные товары. Котировки мировых бирж снизились с пика 2012-2013 годов в среднем на 37%. Кукуруза упала в цене на 48%, пшеница - на 37%, соя - на 40%.
"Меняется климат. Если суммарная температура и осадки остаются на одном уровне, то количество и диапазоны экстремальных перепадов температуры увеличились. Те зоны земледелия, которые были пригодны для кукурузы, сегодня уже непригодны", - рассказывает вице-президент AgroGeneration Сергей Булавин.
Впрочем, эти вызовы не ставят крест на будущем агробизнеса, а делают его сильнее. Неэффективные компании уйдут с рынка, а остальные перейдут к интенсивному производству и точному земледелию - как в западных странах.
Такой подход невозможен без внедрения новых технологий, но в условиях текущего кризиса ликвидности бизнесу не по карману капиталоемкие инвестиций в IT. Как раз на этом и могут сыграть стартапы.
"Стартапы могут предложить решения для мониторинга полей с возможностью протоколирования посещений полей агрономами. Такие решения вполне могут идти на уровне стартапов. Более того, многие аграрные компании сами их разрабатывают", - подсказывает свободные ниши для стартапов Булавин.
Он считает, что украинский агросектор - большое поле для IT-предпринимателей.
С ним согласен директор агробизнеса Kernel Евгений Осипов. Эта компания не жалеет денег на технологии. Для них техника с применением автопилотов и систем автоматизированного контроля - неотъемлемая часть бизнеса. Однако даже у нее не иссякает запрос на технологии, которые пока некому предложить.
"Велика потребность в прогнозе на целый сезон. Есть интерес в мониторинге влажности почвы в большом диапазоне. Для планирования обработки почвы нужно понимать плотность на разной глубине. Сегодня используем ручной пенетрометр. Ищем вариант автоматизированного решения", - говорит Осипов.
Понять и подружиться
Агросектор и IT-отрасль в Украине имеют большой потенциал. В то же время между собой эти отрасли пока не дружат, констатируют в компании Syngenta, которая производит и продает средства защиты для семян и растений.
"У современного агрария множество проблем, решить которые можно при помощи информационных технологий. Зачастую представители IT не понимают этих нужд, а участники аграрного рынка не знают, какие решения и технологии уже существуют и как их можно применить", - резюмируют в Syngenta.