Госслужащие 2.0. Как изменится жизнь чиновников после реформы
10 декабря Рада приняла "Закон о государственной службе". ЭП выбрала девять главных тезисов, объясняющих, как будут теперь назначать чиновников, насколько они будут зависимы от начальства, и на какую зарплату смогут рассчитывать.
10 декабря Верховная Рада приняла один из самых главных законов этого года – "Закон о государственной службе".
Речь идет о документе, призванном переформатировать систему госслужбы, которая строилась еще в советские времена.
В украинских реалиях она является средством борьбы политических элит, межпартийного противостояния и удовлетворения интересов бюрократов.
Напомним, принятие закона предполагалось коалиционной договоренностью. Изначально планировалось, что его утвердят до конца 2014 года, но приняли его только сейчас. По словам авторов реформы госслужбы, у их инициативы было слишком много противников.
ЭП выбрала самые важные инновации реформы о госслужбе, которые уже в скором времени должны будут "перетрусить" бюрократическую систему и максимально снизить коррупционные риски.
Первое. Закон вводит должность Государственный секретарь министерств. По факту это топ-менеджер, который следит за тем, как государство исполняет государственную политику в конкретной сфере.
Важно, что госсекретаря не назначает и не снимает министр. Его назначает специальная комиссия, которая будет на треть состоять из представителей общественных организаций.
У секретаря широкие полномочия – он назначает руководителей департаментов, прорабатывает реализацию инициатив министра и следит за их исполнением, а также распоряжается средствами на содержание аппарата министерства.
При этом госсекретарь министерств не сможет замещать министра на заседаниях правительства. Это сможет делать заместитель министра.
Второе. Упомянутая спецкомиссия будет назначать чиновников категории А, к которым относятся госсекретари, руководители центральных органов исполнительной власти и главы госадминистраций.
Третье. Выросли требования к чиновникам высшей категории. Теперь чиновники категории А должны владеть одним из международных языков. Другими словами, чиновники должны знать английский язык.
Четвертое. При принятии на государственную службу или при повышении в должности будет введен обязательный конкурсный отбор. По действующему закону, на должности чиновников назначают без какого-либо отбора.
Пятое. Одно из самых важных положений - государственные служащие категории А не смогут состоять в партиях. Если соискатель на ту или иную должность состоит в политической партии, он должен будет из нее выйти. Чиновникам низшего звена запрещена возможность быть в руководящих органах партий.
При этом чиновники имеют право состоять в общественных объединениях и профсоюзах. Данная норма призвана сделать государственных служащих независимыми от политической повестки дня.
Этому в процессе принятия Кабинет министров и Верховная Рада очень долго сопротивлялись.
Шестое. Количество государственных служащих сокращается. Фактически, закон разделяет государственную службу и патронатные должности. То есть, все, кто приходит с командой министра, потом вместе с ним же и уходят – это советники, секретари, помощники, которые государственными служащими не являются.
Государственные служащие не будут подчиняться работникам патронатной службы.
Депутаты, судьи, прокуроры, сотрудники Национального банка, государственных СМИ и государственных ВУЗов тоже не будут считаться государственными служащими.
Седьмое. Кардинально меняется порядок начисления зарплат.
Раньше распределение тела зарплаты состояло на 30% из оклада и на 70% из премий и надбавок. Фактически эти 70% являлись элементом давления и зависели от расположения начальника по отношению к подчиненному.
Новый закон предусматривает зеркальную систему: 70% - это зарплата, 30% - надбавки. Самое низшее звено чиновников будет получать от двух минимальных зарплат, высшее – от четырнадцати. То есть, от 2750 до 12 290 гривен.
Так, закон не предусматривает кардинального увеличения заработных плат для сотрудников. Некоторые из депутатов в процессе внесения правок предлагали сделать зарплаты государственных служащих такими же, как и в корпоративном секторе, однако от этой идеи отказались.
Но есть другой важный момент – якобы европейские доноры готовы выдавать институционные гранты на увеличение зарплат государственным служащим. Будут ли эти гранты, и в каких пропорциях будут распределяться средства – пока не известно.
Восьмое. Ряд чиновников лишается спецпенсий – сейчас это 80% от заработной платы. Закон предусматривает, что большинство чиновников будет получать обычные пенсии, кроме тех, у кого стаж работы на государственной службе не меньше десяти лет.
Девятое. Если служащий сомневается в приказе непосредственного начальника, он сможет его обжаловать у вышестоящего по должности.
Так, если будет доказано, что приказ, который получил чиновник, преступного характера, и чиновник выполнил его не задумываясь, он также несет за это ответственность.
При этом, если чиновнику пришел приказ от начальника начальника, он не имеет права его выполнять не согласовав со своим непосредственным руководителем.
Что дальше?
Закон про государственную службу должен подписать Порошенко. После этого закон вступит в силу, но не сразу, а только 1 мая 2016 года.
"Этот закон – как взрыв сверхновой звезды в темной части космоса. Вокруг ничего нет, и чтобы что-то появилось, нужны подзаконные акты и именно поэтому вступление закона отсрочили к маю", - объясняет менеджер по коммуникациям "Реанимационного пакета реформ" Андрей Андрушкив.
Фактически, чтобы закон заработал в полную силу, нужно разработать подзаконные акты, которые будут учитывать все нюансы назначения, работы, повышения квалификации чиновников.
По словам соавтора законопроекта Дениса Бродского, всего необходимо прописать порядка 26-28 подзаконных актов.
Необходимо прописать как работают дисциплинарные комиссии, как ставятся цели госслужащим, как и кем проводится оценка результатов работы. Как принимаются решения о премировании и за какие достижения. Как планировать обучение чиновников, как повышать их квалификацию, какие учебные заведения имеют право их оценивать.
Самое важное, по его словам, это сформировать комиссию по вопросам назначения высших государственных служащих – госсекретарей и руководителей департаментов.
Наравне с главой Национального агентства по вопросам госслужбы, это представитель правительства, парламента, президента и 4 представителя от общественных организаций.
Следующий важный подзаконный акт – необходимо прописать порядок проведения конкурса на госсекретарей.
Какие общие требования предъявляются к госсекретарю, как будет проводится конкурс, как оцениваются профессиональные навыки, знания законодательства. Нужны ли антикоррупционные проверки.
Для категории Б и С также формируются отдельные конкурсы, но общий порядок должен быть подготовлен.
Третий важный подзаконный акт – оценка кандидатов.
Планируется, что по такой процедуре каждый кандидат будет получать свой номер, чтобы никто не знал ФИО человека – тестирование должно проводиться онлайн и по номерам.
Все тестовые задания делаются анонимно, формируются группой администраторов и отдельно группой оценивающих. Они оценивают тестовое задание, чтобы все было объективно, чтобы оценивались только знания и навыки.
Чтобы закон заработал, также нужно полностью поменять систему управления государственной службой.
"Органы контроля – административные и финансовые. У нас эти органы есть в каждом министерстве, но на уровне отделов. А они должны быть вынесены из всех государственных органов, которые используют наши деньги", - говорит эксперт по вопросам государственного управления и реформирования политических институтов Вера Нанивская.
Также необходимо создать орган по контролю за бюджетом, которым распоряжаются чиновники. Должно появиться то, что на западе называют The Public Finance Control System – государственный контроль за бюджетом.
Также, по словам Нанивской, необходимо создать органы, которые будут контролировать обучение и подготовку к экзаменам для прохождения рангов.