Налоговая реформа в кулуарах. Как Минфин, депутаты и бизнес ищут "компромисс"
Говорят, это началось в сентябре.
Тогда подготовка налоговой реформы сошла с запланированного курса и превратилась в спектакль.
Тогда стало понятно, что реформа Кабмина может разбалансировать бюджет и сорвать программу с МВФ.
Времени оставалось мало, и надо было что-то делать.
Чтобы реформа Кабмина смотрелась не так плохо, появилась "страшилка" в виде либеральной модели от депутатов. На ее фоне МВФ автоматически выбрал меньшее из зол и поддержал документ Минфина.
Есть версия, что между главой парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Ниной Южаниной и министром финансов Натальей Яресько не такой уж и страшный конфликт - просто нужно выдержать игру до конца. Все это - кулуарные разговоры.
Тем не менее, сейчас команда либералов-реформаторов подозрительно притихла. Ключевые действия вокруг реформы в последнее время происходили в Минфине и, собственно, на базе документа Минфина.
Шансы на принятие либеральной реформы сильно пошатнулись. В том числе в связи с тем, что президент занял внятную позицию: попросил депутатов принять доработанный вариант правительства.
Теперь действия вокруг "бюджетного пакета" будут разворачиваться в парламенте. Источники ЭП в правительстве утверждают: голосов за принятие НК пока нет. Только в БПП три варианта мнений: за документ Южаниной, за вариант Минфина, за принятие бюджета на старой базе.
Правда, с последним вариантом могут возникнуть сложности. Принятие сентябрьского варианта бюджета предполагает отзыв "бюджетного пакета" из парламента и подачу нового проекта сметы. Вряд ли Минфин на это пойдет.
Возможен и второй вариант - провал голосования за реформаторский пакет без подачи нового - тогда страна начнет год с жизни по бюджетной росписи.
На днях Юлия Тимошенко заявила, что фракция ВО "Батьківщина" не поддерживает проект налоговой реформы, разработанный Кабинетом министров, и не будет за него голосовать.
Сначала первый заместитель председателя фракции БПП Игорь Кононенко заявил, что Верховная Рада может рассмотреть "пакет" 17 декабря на внеочередном заседании.
Позже глава фракции БПП Юрий Луценко сказал, что внеочередного заседания не будет, а новый Налоговый кодекс и проект бюджета будут рассмотрены на последней пленарной неделе 22-25 декабря.
Повторяется сценарий предыдущих лет: Кабмин будет продавливать "пакет", нарушая бюджетное законодательство.
Как известно, документы, влияющие на параметры бюджета следующего года, должны приниматься не позже 15 июля года текущего. Есть еще одно нарушение: до сих пор не принятопостановление об основных направлениях бюджетной политики на 2016 год.
По закону, сначала принимается бюджетная резолюция, потом бюджет. Впрочем, на такую "мелочь" как процедура принятия бюджета Кабмин и депутаты традиционно предпочли не обращать внимания.
У каждого свой компромисс
Поданный в Верховную Раду проект НК - это компромисс, в первую очередь, для министерства. В лагере либералов-реформаторов говорят, что с ними компромисс не достигнут. Впрочем, это не совсем так.
Читайте также: Ключевые изменения налогового законопроекта
Минфин учел ряд предложенных депутатами поправок. Например, сохранил льготную ставку НДС для фармацевтов - предложение БПП. Как известно, депутатом партии президента является собственник одного из самых больших предприятий на фармрынке Глеб Загория.
Компромиссом можно назвать также изменение коэффициентов для уплаты единого налога по второй группе "упрощенцев". Принцип такой: чем выше коэффициент, тем меньше база налогообложения.
В отличие от первоначальных планов, Минфин в 2016-2017 годах сохраняет повышенный коэффициент 0,85, в 2018 году снижает его к 0,65, в 2019 году - к 0,45.
Минфин также не полностью решился на отмену льгот для аграриев: 75% налога будет поступать в бюджет, 25% - оставаться у плательщика. По словам собеседника ЭП, 25% - это 6,6 млрд грн.
Правда, с требованием "Самопомочі" о поддержке аграриев не сложилось. Именно по квоте этой партии был назначен глава Минагрополитики Алексей Павленко.
По информации источников издания, министр обсуждал с Минфином возможность запуска программ поддержки агросектора на 4 млрд грн.
В том числе речь шла о выделении средств из госбюджета на компенсацию кредитных ставок для аграриев на 1,2 млрд грн в растениеводстве и на 1,9 млрд грн в животноводстве. В проекте бюджета на эти цели заложено всего 300 млн грн.
Минфин не только отказался от введения налога на распределенную прибыль, но и пересмотрел планы касательно его повышения. Еще один компромисс - автоматическое возмещение НДС для всех плательщиков.
На всех уровнях обсуждалась возможность переноса сроков вступления в силу реформы. Минфин понял эту идею по-своему.
Новая редакция НК предполагает, что ставки вступят в силу с января, а нормы, касающиеся администрирования, - с 1 апреля 2016 года. Акцизные ставки на подлежащие маркировке алкогольные напитки вступают в силу с 1 марта 2016 года.
Бюджет: как искали баланс
За все это время было как минимум три версии бюджета: от 15 сентября, от 30 ноября и от 11 декабря. Все они - разные отражения одного и того же процесса - поиска баланса.
Анализ последних двух редакций бюджета позволяет понять, как происходили последние его изменения. В обоих версиях размер дефицита и расходов - на одинаковом уровне. Доходы в последней редакции увеличились на 3,2 млрд грн до 601,4 млрд грн.
По классификации доходов этот проект бюджета отличается не только от предыдущей редакции, но и в принципе от остальных смет.
Во-первых, исчезла строчка об общей сумме налоговых поступлений. В редакции от 30 ноября они планировались в объеме 510,9 млрд грн.
Во-вторых, исчезли цифры по сумме возмещения НДС.
"Мы меняем подход как к планированию поступлений по НДС, так и планированию возмещения. Все три составляющие по НДС импортный, внутренний и общая цифра сейчас свернуты в одну строчку и это позволяет искусственно не ограничивать ГФС в размерах возмещения. Больше соберем - больше возместим", - объяснил ЭП первый замминистра финансов Игорь Уманский.
По его словам, этим решением минфин выходит на прозрачную процедуру возмещения налога на добавленную стоимость по единому реестру формирования заявок.
По сравнению с вариантом бюджета от 30 ноября, в обнародованной версии планы по НДФЛ увеличились на 4,7 млрд грн, по налогу на прибыль - уменьшились на 5,5 млрд грн.
"Сначала льгота по НДФЛ была для одной минимальной зарплаты, а стала для 0,5 МЗП, поэтому поступления увеличились. А сокращение по налогу на прибыль - результат компромисса (изначально планировалось, что налог будет 20%. - ЭП)", - уточнил собеседник.
Как писала ЭП, в строке доходов появилась новая строчка: 3,5 млрд грн от единого налога, который до этого поступал в местные бюджеты.
Любопытно, что в расходной части последние корректировки Минфина касались сокращения расходов на оборону (развитие вооружений), образование (почти на 3 млрд грн), охрану здоровья (-8,6 млрд грн).
Расходы Минсоцполитики выросли на 7 млрд грн до 180,5 млрд грн. Минфин изначально занизил потери Пенсионного фонда от снижения ЕСВ. Их бы не хватило. Убедили их увеличить. Хватит ли?
"Прогнозировать трудно. Никто в Минфине не понимает, как сработает их налоговая реформа, но за ПФ можно быть спокойным. Никто не допустит несвоевременных выплат пенсий. Это защищенные статьи. Не хватит - увеличат", - говорит собеседник ЭП из Минсоцполитики.
Минфин решил оставить в своем ведении субвенции местным бюджетам на жилищные субсидии на оплату коммунальных тарифов (35 млрд грн) и выплату помощи семьям с детьми и малообеспеченным (45 млрд грн). Изначально предполагалось передать их Минсоцполитики.
"Это всегда были минфиновские субвенции. Они решили передать их нам, но у нас нет системы их администрирования и персонала. Это могло привести к остановке выплат. После долгих споров решили оставить их Минфину", - уточнил источник в Минсоцполитики.
Бизнес ждет "перетрус"
В понимании министра финансов Натальи Яресько предложенная Минфином налоговая реформа обеспечит адекватный уровень налогообложения для всех и позволит достичь точки, в которой бизнес перестанет бояться очередного общения с налоговой.
Бизнес не полностью разделяет радужные прогнозы министра.
"Перетрус" будет сильным. Многим придется перезаключать договора, перестраивать работу. Особенно реформа затронет "малышей". Непонятно, что нужно сделать "упрощенцам" для перехода на общую систему налогообложения. Это может иметь последствия", - прогнозирует глава Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко.
Бизнес говорит, что из-за повышенных штрафов и расширенных полномочий налоговой милиции особых улучшений не заметно.
"Если сейчас решения ГФС можно обжаловать в территориальных органах, то после реформы обжалование возможно только через Киев или в суде. Не все будут обращаться в Киев. Многие пойдут сразу в суд. Это создаст дополнительную нагрузку на суды", - говорит Рубаненко.
По мнению исполнительного директора ЕВА Анны Деревянко, плюс реформы в том, что у бизнеса будет три месяца на адаптацию к основному телу нового НК. Если говорить о ставках, то, за исключением акцизов, для "белого" бизнеса они, по ее словам, приемлемые.
"А вот исключение юридических лиц из "упрощенки" несправедливо. Для них нужно создать паритетные условия, такие же, как и для физлиц. "Упрощенцам" нужно дать больше времени на адаптацию, чем три месяца. Как минимум - полгода", - говорит Деревянко.
Для многих малых и микропредприятий упрощенная система налогообложения - это формат, позволяющий им выживать. Быстрые изменения рискуют оказаться для них серьезным ударом.
Положения, которые будет пытаться изменить бизнес и отстоять Минфин, - повышенные ставки акцизов на алкоголь и табак.
Во время подготовки реформы бизнес предлагал Минфину средний вариант - ограничиться их индексацией на инфляцию. В министерстве же возможность снижения акцизов не рассматривали.
"Минфин не слышит и не хочет слышать украинский бизнес. Министр не хочет встречаться и обсуждать проблемы с украинскими компаниями. Все направлено на максимальную тенезацию рынка алкоголя", - утверждает глава ассоциации "Укрводка" Владимир Остапюк.
По его словам, отечественные производители винодельческой, коньячной, ликеро-водочной продукции, стеклозаводы, ритейл и сельское хозяйство готовятся к массовым сокращениям людей.
В случае принятия нового НК, по словам Остапюка, бутылка водки с 1 января будет стоить 90 грн, а бутылка коньяка - 150 грн, что приведет к сокращению легального производства в два раза.
"Нелегальный рынок составляет 40%, он вырастет до 75%, а с ним - и количество жертв. Люди перейдут на суррогат. Надеясь заработать на акцизах, Минфин не дополучит 5 млрд грн и будет вынужден увеличить расходы на здравоохранение", - прогнозирует Остапюк.
У табачников схожая риторика.
"Это очень резкое повышение, которое приведет к росту цен на сигареты на 3-5 грн в зависимости от ценового сегмента. Средняя цена вырастет на 30%. Спрос на дешевую и доступную нелегальную продукцию будет расти, и к концу года она может занимать 12-15% рынка", - говорит директор отдела корпоративных вопросов "JTI Украина" Александр Когут.
По расчетов табачников, потери госбюджета могут составить 4 млрд грн.
К тому же, по словам эксперта, повышение адвалорного компонента акциза на 50% идет вразрез с налоговыми практиками стран ЕС, которые его снижают. Когут уверяет, что повышение сделает поступления в бюджет от акциза более зависимыми от ценовых колебаний.
Опрошенные ЭП эксперты сходятся во мнении: по этому бюджетному "пакету" еще рано делать выводы - много норм по телу законопроектов может быть внедрено во время рассмотрения парламентом. В Минфине признают, что любые изменения разбалансируют бюджет.