"Зеонбуд" под прицелом. Как национализировать цифровое ТВ "Семьи" и олигархов
Депутаты требуют национализировать уличенного в монополизме провайдера цифрового эфирного телевидения. Однако даже в случае принятия соответствующего закона сделать это вряд ли получится - в бюджете нет денег.
Группа народных депутатов 2 декабря 2015 года зарегистрировала в парламенте законопроект №3575 о национализации единственного в стране провайдера цифрового эфирного телевидения ООО "Зеонбуд".
Появление документа один из его соавторов, глава парламентского комитета по борьбе с коррупцией Егор Соболев, объяснил реакцией на обращение "Института медиа-права" и представителей телекомпаний.
"Они сказали, что предприятие организовало настолько тотальную и совершенную коррупцию, что ее могут уничтожить либо эффективные расследования правоохранительных органов, либо национализация", - говорит Соболев.
Он вместе с помощниками изучил ситуацию, связанную с работой "Зеонбуда", и был впечатлен совершенством организованной схемы. На одной и той же операции зарабатывали пять раз, начиная с распространения сигнала и заканчивая обеспечением декодерами малообеспеченных слоев населения.
"При нынешнем генпрокуроре и других руководителях правоохранительных органов тяжело надеяться на эффективное расследование, поэтому нужно возвращать государству контроль над сектором", - говорит соавтор законопроекта.
Цена вопроса
В "Зеонбуде" раскритиковали законопроект, сказав, что он изобилует элементами правового нигилизма. Например, предусматривается, что все договора относительно корпоративных прав и имущества, которые "Зеонбуд" подпишет после регистрации этого законопроекта, признаются судом недействительными.
"Во-первых, депутаты не могут принимать решения за суд. Во-вторых, регистрация проекта не может накладывать запретительные нормы на хозяйственную деятельность юрлица", - сказали в пресс-службе "Зеонбуда".
В компании считают, что у государства нет денег на национализацию ее активов.
"Авторы понимают: если они напишут о необходимости взять из госбюджета 4-5 млрд, то у любого здравомыслящего человека встанет вопрос, решены ли у нас все социальные и оборонные вопросы… Мы уверены, что там не предусмотрены миллиарды на эти сомнительные идеи депутатов", - сообщил ЭП "Зеонбуд".
Однако авторы законопроекта, очевидно, и не собираются принуждать государство платить миллиарды за "Зеонбуд". Соболев сказал, что речь не должна идти о покупке предприятия по рыночной цене.
"Речь должна идти о восстановлении контроля государства над украденными у него функциями и над функциями, с помощью которых частная компания обеспечивала себе непыльный заработок. Речь должна идти о символической покупке, чтобы не вызывать демона национализации", - отметил он.
Эта точка зрения отличается от положений законопроекта, где говорится о компенсации в размере рыночной стоимости активов предприятия.
В четвертой статье написано, что размеры рыночной стоимости объекта национализации и убытков, которые несет учредитель "Зеонбуда" в результате национализации, определяются независимым оценщиком. Оценщика назначает Фонд госимущества, уполномоченный в сфере национализации "Зеонбуда".
Однако внести проект в парламент, даже в редакции, где речь идет о компенсации в размере рыночной стоимости, будет непросто, считает Соболев.
"Будет большое сопротивление. Люди, которые организовывали эту схему, очень талантливые и, к сожалению, до сих пор имеют большое влияние на многих руководителей даже после победы Евромайдана", - уверен автор проекта.
Какая есть альтернатива
Вещатели говорят, что много вопросов вызывает конкурс на выдачу цифровых лицензий, тендер, на котором победил "Зеонбуд", непрозрачная структура собственности этой копании, а также ее ультимативная ценовая политика.
Учитывая это и количество обиженных медийщиков, вопрос национализации может выглядеть логичным, но только на первый взгляд. Само изменение формы собственности не решает основных проблем взаимодействия вещателей и "Зеонбуда", говорит исполнительный директор "1+1 медиа" Ярослав Пахольчук.
"Независимо от того, кто является или будет являться оператором цифрового эфирного ТВ, мы заинтересованы в качественных услугах, достаточном покрытии и рыночной, а не монопольной цене", - объясняет Пахольчук.
Пока на рынке эфирного ТВ нет конкуренции и адекватного регуляторного влияния, национализация "Зеонбуда" вряд ли решит существующие проблемы.
"Концерн радиовещания, радиосвязи и телевидения находится в той же ситуации, что и оператор цифровой сети. Он отказывается публиковать расчеты тарифов и ничем не мотивирует рост стоимости услуг. На 2016 год заявлен рост на 40%", - говорит директор Индустриального телевизионного комитета Игорь Коваль.
Он советует в случае национализации выставить на продажу сеть "Зеонбуда" по принципу "не более одного мультиплекса (частотная полоса, по которой передается пакет из нескольких ТВ- и радиоканалов. - ЭП) в одни руки".
Тогда концерн может получить один мультиплекс, и в силу своей компетенции - он обслуживает сеть "Зеонбуда" - будет обслуживать остальные мультиплексы, если на то будет воля их владельцев. Только тогда может появиться конкуренция.
Руководитель Центра адвокации и лоббирования Национальной ассоциации вещателей - НАВ - Ольга Большакова предлагает дождаться окончания следствия и решения суда по уголовному делу, которое в октябре 2015 года Генпрокуратура возбудила против экс-членов Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, принимавших решения по выдаче лицензии "Зеонбуду".
Их обвиняют в злоупотреблении властью и служебным положением. Если суд признает, что лицензия была выдана в результате преступления, это даст возможность признать ее недействительной.
"Также нужно лишить предприятие возможности злоупотреблять монопольным положением и внести изменения в законодательство, дающие право государству регулировать и контролировать "Зеонбуд", - считает Большакова.
Перспективы "Зеонбуда"
Статус монополиста "Зеонбуд" уже получил.
После затяжных судебных разбирательств в июне 2015 года Киевский апелляционный административный суд подтвердил распоряжение АМКУ о признании "Зеонбуда" монополистом на рынке телекоммуникационных услуг по распространению телепрограмм в цифровом формате - стандарте DVB-T2.
Затем 3 декабря АМКУ оштрафовал "Зеонбуд" на 44 млн грн за злоупотребление монопольным положением.
Следующим шагом, по словам Большаковой, станет принятие законопроекта, который позволит регулировать и контролировать деятельность "Зеонбуда" как естественной монополии. Такой акт уже написан, но пока не опубликован.
Представитель НАВ также отметила, что весной 2016 года предприятие будет вынуждено хотя бы частично раскрыть структуру собственности.
Сейчас "Зеонбудом" владеет оффшорная компания с ограниченной ответственностью "Планбридж лимитед", которую авторы проекта о национализации связывают с Ринатом Ахметовым, Александром Януковичем и Дмитрием Фирташем. Однако представители предприятия это отрицают.
Проект о национализации компании находится в комитетах парламента.
К слову, в Украине нет успешных кейсов национализации крупных технологических фирм. Такая попытка была в сентябре 2015 года, когда парламентская комиссия поручила главе ФГИ расследовать соблюдение требований закона руководством ФГИ во время приватизации "Укртелекома".
В октябре ФГИ отказался реприватизировать компанию, поскольку это может негативно отразиться на бюджете страны. Тогда глава фонда сказал, что собственнику придется вернуть больше 10 млрд грн, которых в бюджете нет.