Поехали: Uber в Украине
В Украину пришел оператор такси Uber, однако о революции в сегменте пассажирских перевозок речь не идет. Компания будет работать в считанных городах, а стоимость сервиса ожидается более высокой, чем в обычных такси.
О том, что оператор услуги такси Uber планирует зайти в Украину, сообщалось еще летом, однако окончательно это подтвердилось только сейчас.
На прошлой неделе руководство международного сервиса-приложения, конкурирующего с традиционными такси и уже доступного в 67 странах, встретились с представителями Министерства инфраструктуры.
Уже назначен директор "Uber-Украина" - им стал бизнесмен Аркадий Вершебенюк.
До перехода в Uber он работал в московском представительстве консалтинговой компании Egon Zehnder. Кроме того, он преподает консалтинг и стратегический менеджмент в Киевской школе экономики.
Уже начался поиск водителей, и ориентировочно в первом квартале 2016 года сервис будет доступен в Киеве и Львове.
Хотя заход в Украину такой крупной компании в целом был воспринят позитивно, не все этому рады. Представители таксомоторных ассоциаций и профсоюзов опасаются конкуренции и снижения цен, а также возмущаются по поводу отсутствия нового законодательства, регулирующего работу такси.
Что такое Uber
Компанию Uber основали американцы Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп в 2009 году, создав одноименное мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей в Сан-Франциско.
С 2011 года компания стала появляться в других американских городах и начала постепенно выходить на международный рынок. Сейчас Uber представлена в 67 станах и 300 городах, в том числе в России и Белоруссии. Капитализация компании составляет 50 млрд долл, и, судя по всему, будет продолжать расти.
Хотя сервисы, подобные Uber, существовали и существуют, в том числе и в Украине, например, Уклон, именно Uber удалось стать компанией №1.
"Вопрос в том, как это сделано, доведено ли до совершенства. У нас у всех были мобильные телефоны, но потом появился iPhone, который дал новый уровень качества. Также и Uber пытается привести существующие модели к новому уровню качества", - сказал глава департамента автотранспорта Роман Хмиль.
Сервис устроен просто и удобно. На смартфон скачивается приложение Uber, в нем необходимо зарегистрироваться и подключить банковскую карту, поскольку работа Uber основана полностью на безналичном расчете.
Приложение определяет местонахождение пользователя на смартфоне через GPS - нет необходимости называть точный адрес. В приложении на карте отображены машины поблизости.
Пользователь может посмотреть каждую машину, проверить рейтинг водителя и выбрать ту, которая больше понравится. При этом существует пять категорий подачи машины - от обычных недорогих до представительского и класса люкс.
Приближение машины можно отслеживать на карте. После поездки деньги снимаются автоматически. Можно разделить поездку с другими пассажирами, в этом случае средства снимутся с нескольких пассажиров в меньшем количестве.
Кроме того, пользователю необходимо оценить качество такси, а водитель ставит оценку пассажиру. Водители и пассажиры с низким рейтингом блокируются.
Uber в Украине
Украина станет 68 страной, в которой появится Uber.
"Они идут на IPO и им необходимо максимальное количество галочек, что они присутствуют в таких-то и таких-то странах. С их точки зрения это увеличение капитализации. Работа Uber в России и Балтике оценивается ими позитивно, и они решили, что самое время присутствовать в нашем государстве", - отмечает заместитель министра инфраструктуры Владимир Омелян, который первым написал у себя на Facebook о том, что Uber появится в Украине.
"Амбиция Uber - быть везде. Мы хотим быть в любом прогрессивном, инновационном городе, которому нужен безопасный, надежный и эффективный транспорт. Киев - не исключение. Мы всегда изучаем возможности, в том числе в Украине", - отметил представитель компании этим летом.
Нажмите для увеличения. Зеленым отмечены города, где Uber работает, бледно-красным - где Uber может быть заблокирован, красным - заблокирован |
По словам Омеляна, одной из причин, которая сдерживала Uber, было отсутствие 3G.
"Компании как инвестору было интересно, как министерство видит рынок такси. Пытались выяснить некоторые детали, есть ли у нас финансирование или нет. У нас определенная деятельность не лицензирована, никто не занимается контролем", - объясняет Хмиль.
О точных сроках старта работы Uber не сообщает. К тому же, его появление не означает моментальное внедрение сервиса для всех и каждого.
Первое, что должно расстроить тех, кто ждал масштабного захода Uber, - изначально он будет работать далеко не во всех городах Украины. В первую очередь, рассматриваются Киев и Львов с дальнейшим расширением.
К тому же, Uber интересуют только города с населением от 500 тыс человек.
Второе разочарование, к которому должны подготовить себя украинцы, - скорее всего, изначально будет доступен только UberBlack - премиум-сегмент автомобилей для представительского класса, которые, соответственно, будут стоить дороже. Так Uber представлен в Минске.
"По моим оценкам, это будет премиум-сегмент для бизнеса, который хочет комфортное такси для передвижений по городу или стране", - добавляет Омелян.
Наконец, третье, самое большое разочарование - цены.
"Uber зашел в Европу и сорвал рынок своими демпинговыми ценами и отсутствием лицензирования своих услуг. В Украине цены и так минимальные. Я не думаю, что они пойдут вниз по ценам. Скорее всего, их тарифы будут ощутимо выше украинских", - считает Омелян.
Кто против
"Они говорят про лоббирование и взятку, только непонятно, министерство платило Uber, чтобы он зашел на рынок, или Uber платил министерству", - шутит Омелян в ответ на вопрос ЭП, кто выступает против Uber.
В первую очередь, появлением Uber недовольны представители таксомоторных ассоциаций и профсоюзов. Причем их недовольство одинаково проявляется практически во всех странах, где появляется компания.
Хуже всего дела обстоят во Франции - там уже арестовали региональных менеджеров в рамках расследования деятельности, связанной с приложением UberPOP. Силовики распорядились проверить парижские такси на тот случай, если водители работают без лицензии.
Французские власти пошли на такой шаг после крупных акций протеста таксистов, некоторые из которых переросли в столкновения.
Фото Reuters |
Президент Франции Франсуа Олланд осудил беспорядки, назвав их неприемлемым насилием. Он подчеркнул, что сервис должен быть закрыт.
Главная причина в том, что таксисты в других странах платят большие суммы за лицензии. Появление компании, водители которой работают без лицензий и при этом значительно опускают цены, для них действительно серьезный удар.
По данным Мининфраструктуры, в таксомоторных перевозках в Украине задействовано около 200 тыс человек, а денежный оборот достигает 20 млрд грн в год. При этом 80-90% водителей работают без лицензий и не платят налоги.
Представители таксомоторных ассоциаций ждут регулирования рынка перевозок. Реакцию министерских чиновников на появление Uber они восприняли как попытку Мининфраструктуры решить за счет приложения все проблемы.
"Фейсбук взорвался восхищенными сообщениями о кардинальном и окончательном решении вопроса реформирования украинского такси.
Не от имени радостных таксистов, которые получили вменяемую и простую концепцию будущих правил игры, а от имени министерских чиновников, наконец, нашедших "решение" неудобной проблемы. Uber - вот что раз и навсегда решит все проблемы", - говорится в статье "Легализация или Uberизация?".
Из-за Uber таксисты не могут понять, будет ли введено новое законодательство, регулирующее рынок такси.
"У них на сайте висит законопроект, который выводит рынок из тени. В нем они написали, что такси - только по лицензированию, и такие диспетчерские как Uber работают только с лицензированными таксистами, все платят налоги.
Тут они встречают компанию, которая заявляет, что может возить всех без уплаты налогов. Вы определитесь - вы за европейское законодательство или за то, чтобы перевозками занимался кто-нибудь без лицензии и уплаты налогов?" - спрашивает глава Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк.
В Мининфраструктуры уверяют, что Uber работает в том правовом поле. "Если бы они зашли завтра, они имели бы полное право работать как все, то есть ничего не платить. Мы надеемся, что к тому моменту, когда они зайдут, мы уже сможем создать какую-то правовую конструкцию", - говорит Омелян.
По его словам, подготовлен законопроект, который предусматривает определенное количество простых требований, которые придется выполнять.
"Таксисты должны быть либо ФОП, либо юридическим лицом. Если они хотят предоставлять услуги в виде стоянок такси или диспетчерских, им необходимо иметь лицензию. У нас должна быть база требований, которые государство выдвигает на национальном уровне. Необходима страховка на пассажиров. Будут введены штрафы, чтобы заставить людей это делать", - объясняет Омелян.
Чиновники ожидают, что такой законопроект будет утвержден уже в 2016 году.
"Принятие закона о такси зависит от позиции Верховной Рады и общественности. Мы надеемся, что через две недели он будет рассмотрен в транспортном комитете, потом пойдет на первое чтение. Хочется, чтобы это был февраль-март 2016 года", - говорит замминистра Мининфраструктуры.
Если закон будет принят, лицензиями вынуждены будут обзавестись и таксисты-нелегалы, и Uber. К тому же, Uber готов подстраиваться под правовое поле стран. Например, в России власти Москвы и Uber договорились подписать соглашение, ограничивающее услуги компании только легальными перевозчиками.