Государственные долги перед бизнесом. Вексель или облигация?
В июне 2015 года общий размер просроченной задолженности по решениям судов, гарантированных государством, превысил 560 млн гривен. Год подходит к концу, а правительство только недавно разработало порядок и условия реструктуризации этой задолженности.
Кабмин расширяет линейку финансовых инструментов. Правительство собирается запустить целевые казначейские векселя - для погашения долгов государства по судебным решениям. В том числе по решениям Европейского суда по правам человека.
Принцип возврата долгов следующий – до 10% задолженности планируется вернуть за счет денег из бюджета, а на остальную сумму выпустить новый вид казначейских векселей.
Согласно закону о госбюджете погашать планируется долги, скопившиеся по состоянию на 1 января 2015, в размере 7,5 млрд гривень.
До сих пор выполнять букву закона Кабмин не спешил. В течение года долги не возвращались – ни с помощью каких-либо бумаг, ни "живыми" деньгами. Более того обязательства государства продолжали накапливаться.
По состоянию на июнь 2015 года общий размер просроченной задолженности по решениям судов, гарантированных государством, превысил 560 млн гривен.
Год подходит к концу, а правительство только недавно разработало порядок и условия реструктуризации этой задолженности.
Уловка с госдолгом
По официальной версии, эмиссия соответствующих ценных бумаг позволит государству погасить свои долги по судебным решениям. На практике – она растянет этот процесс на годы.
Вид новых бумаг тоже выбран не случайно – их выпуск не отразится на размере госдолга.
"В отличие от ОВГЗ эти бумаги не будут включаться в государственный долг. Ведь 7,5 млрд гривен это существенный показатель", – объясняет старший финансовый аналитик ICU Тарас Котович.
Сейчас правительство завершает юридическое оформление реструктуризации госдолга, по итогам которой он сократится. Выбор векселей вместо ОВГЗ – искусственная попытка не допустить его увеличения.
Какими будут основные параметры и условия выпуска этих бумаг?
Cрок обращения – до семи лет с возможностью отсрочки платежей на два года.
Сумма погашения задолженности за счет бюджетных средств рассчитывается следующим образом:
10% - если сумма задолженности до 200 тыс. гривен.
7% - если размер долга от 200 тыс. грн до 2 млн гривен.
5% - если сумма задолженности от 2 млн грн до 20 млн гривен.
3% - если государство задолжало свыше 20 млн гривен.
Суммы задолженности в валюте рассчитываются в гривне по официальному курсу на дату подачи взыскателем заявления о погашении долга.
Реестры долгов по решениям ЕСПЧ формирует Минюст, по решениям национальных судов – казначейство. Оба ведомства должны передать их в Ощадбанк, через который будет погашаться задолженность.
"Сейчас Минфин обсуждает с НБУ возможность включить эти векселя в листинг залоговых инструментов. Нужно сделать эту бумагу рыночной. И если ОВГЗ может быть залогом, например по кредиту, то почему вексель нет?", – задается вопросом в разговоре с ЭП источник из Министерства финансов.
По его словам, казначейский вексель более защищенная бумага, чем облигации внутреннего займа. Это безусловное обязательство, которое в отличие от ОВГЗ нельзя реструктуризировать.
Пока будущие бумаги вызывают у рынка больше подозрений, нежели интерес.
По мнению Котовича, 3% годовых это невысокий уровень дохода, который нельзя назвать рыночным.
"Кроме того, он не покроет риски девальвации, так как выплаты в иностранной валюте будут пересчитываться по курсу на дату подачи заявления", – утверждает эксперт.
Не стоит также забывать, что эти 3% будут выплачиваться за весь срок каждого из шести векселей при их погашении, так как будут включаться в его сумму.
Как результат, отмечает эксперт, чтобы продать их, получатели векселей будут вынуждены продавать их с очень значительным дисконтом, чтобы заинтересовать покупателей.
"С одной стороны, получатели векселей будут терять значительную часть выплат, но с другой стороны, они могут пойти на этот немаленький дисконт, чтобы получить деньги сейчас, а не спустя несколько лет, когда они уже потеряют свою стоимость, а их доходность не будет это компенсировать", – прогнозирует аналитик.
Сам факт того, что выпуск будет не в виде привычных всем ОВГЗ, а векселей, вызовет отторжение к этим бумагим, считает начальник отдела по работе с долговыми инструментами на локальном рынке Concorde Capital Юрий Товстенко.
Новости компаний: Финансовое моделирование, аналитическое сопровождение операций с векселями.
Правительство неоднократно выпускало ценные бумаги под разные нужды Минфина – имели место и НДС-облигации, военные облигации, инфраструктурные бонды внешнего займа. Все они нормально торгуются, отмечает эксперт.
Бумаги со статусом ОВГЗ регулируются действующей нормативно-правовой базой, рынку понятно как брать их на баланс, как проводить по ним бухгалтерских учет, как продавать. Не секрет, что 90% рынка ОВГЗ делают банки – ОВГЗ для них привычны и безопасны. О векселях, по его мнению, этого сказать нельзя.
Новости компаний: Мы оказывает полный комплекс услуг по приобретению ОВГЗ для всех типов клиентов (физ. лица, юр. лица, институциональные инвесторы)
Слово за МВФ
Основная причина, по которой Кабмин прибегает к бумажной эквилибристике в расчете по долгам – отсутствие "живых" денег в бюджете.
Задолженность по судебным решениям – только один из видов обязательств, которые нужно возвращать.
Самые крупные и проблемные долги государства – это невозмещенные бизнесу суммы НДС. Отдельная проблема – переплаты предприятий по налогу на прибыль.
По словам замминистра финансов Елены Макеевой, задолженность государства перед бизнесом по этим двум налогам на сегодня составляет более чем 47 млрд грн. Средств для погашения этой суммы целиком в бюджете нет. Минфин якобы ведет переговоры с Международным валютным фондом для скорейшего решения этого вопроса.
Напомним, миссия МВФ работает в Украине с 22 сентября этого года.
"Решения о том, как погашать налоговую задолженность, пока нет. На текущей неделе планируется обсудить этот вопрос с экспертами Фонда. Возможны разные решения этой проблемы, в том числе и через выпуск НДС-облигаций. Однако эмиссия ценных бумаг предполагает увеличение бюджетного дефицита, против чего традиционно выступает МВФ", – сообщил ЭП источник в правительстве.
"Возможен и другой вариант - выделение целевого финансирования МВФ. Для закрытия долгов в этом году только по НДС необходимо 20 млрд грн", - отмечает собеседник ЭП из Государственной фискальной службы.
Так или иначе, говорит источник из ГФС, проблему нужно решать. В противном случае задолженность продолжит накапливаться, а если в следующем году случится девальвация, суммы долгов перед бизнесом сразу можно умножать на процент падения национальной валюты.
Ранее глава ГФС Роман Насиров обращался в Минфин с просьбой увеличить бюджетную строку "возмещение НДС" на 12 млрд гривен. Министерство согласилось только на семь.
Так, во время последней корректировки бюджета-2015 размер средств на возмещение НДС увеличился с 58,1 млрд гривен до 65,1 млрд гривен.
По версии Минфина, Насиров недостаточно аргументировал, почему нужно именно 12 млрд грн. По версии ГФС, для министерства возмещение налога – традиционная строка экономии и манипуляций.
В следующем году на возмещение налога на добавленную стоимость планируется выделить 85,5 млрд грн. Правда пока эту цифру сложно воспринимать всерьез.
Скорее – это декларация о намерениях, которая может измениться в зависимости от того, какими будут изменения в Налоговый Кодекс и эффект от реструктуризации госдолга на бюджет-2016.