Таможня тормозит. Или почему Саакашвили воюет с ГФС
Глава Одесской областной администрации Михэил Саакашвили на этой неделе развязал настоящую информационную войну против премьер-министра Арсения Яценюка и главы ГФС Романа Насирова.
Все началось с громкого поста Михэила Саакашвили на своей странице в Facebook о том, как засланный из Киева финансовый милиционер Головиенко 30 часов незаконно проверял на таможне компанию Вернон.
К середине недели скандал начал набирать обороты. Саакашвили разразился еще одним постом в Фейсбуке о том, что Яценюк и Насиров заблокировали работу таможни постановлением №724, "согласно которому все товары теперь начали растамаживать не по фактической, а по заранее определенной ГФС цене", в связи с чем оформление на всех таможнях парализовано.
ЭП попыталась разобраться в том, что действительно происходило в последние дни на таможнях страны, в частности и на Одесской, и по каким причинам.
Вопреки Кодексу и здравой логике
В заявлениях Саакашвили о парализации таможенного оформлении есть доля правды. Проблемы действительно возникли и немалые. Причина –переориентация таможенников на новые правила определения таможенной стоимости по вышеупомянутому постановлению.
Документ вызвал массу протестов среди бизнеса. В разговорах со СМИ представители профильных ассоциаций не скрывают своих намерений требовать официальной отмены этого постановления, а то и подать в суд на правительство.
Постановление противоречит Таможенному Кодексу, в котором прописано, что основной метод определения таможенной стоимости – исходя из указанной в контракте цены.
"Сейчас Таможенный кодекс в этой части и так не выполняется сотрудниками фискальных органов. Они работают по принципу "декларант всегда виноват". На презумпции виновности бизнеса посторена вся фискальная система страны", – отмечает президент ассоциации "Укркондпром" Александр Балдынюк.
В своих действиях с таможенной стоимостью, отмечает он, государство исходит из максимального фискального давления на реальный сектор и постоянно пытается ее завысить – для увеличения поступлений импортного НДС в бюджет.
Такая политика не нова – завышением таможенной стоимости таможенники грешили при каждой власти. С вступлением постановления в силу у них появились законные основания не соблюдать Кодекс в части растамаживания по первому методу – по цене контракта.
Постановление предполагает использование средневзвешенной цены, без учета многих факторов, влияющих на цену товара: сезонные колебания, объем партии, разницу в качестве сырья.
"Компании нам уже указали на возможные проблемы в связи с этим. Так, тропические орехи в начале года мы покупали ориентировочно по 18 долларов за 1 кг. Сейчас, в сезон, они стоят 8-10 долларов за кг. Аналогичная ситуация с какао бобами – сегодня мы наблюдаем сезонное снижение цены на 100 долларов за тонну в сравнении с началом года. Средневзвешенная цена будет гораздо выше реальной", – отмечает Балдынюк.
По его словам, в последние несколько дней компании жалуются на замедление, а в некоторых случаях и на приостановку таможенного оформления.
По словам генерального директора Федерации работодоталей Украины Руслана Ильичева, в ФРУ также обратились бизнес-организации из сферы легкой промышленности и машиностроения. В своих письмах они указывают на то, что постановление абсолютно незаконно.
"Мы сейчас подготовим открытое обращение в Кабмин с просьбой отменить данное постановление. Вполне возможен судебный иск против Кабмина с требованием признать его незаконным", – говорит Ильичев.
В последние дни, по его словам, компании также соообщали о том, что прохождение таможен усложнилось. Таможенники перепроверяют документы, но эти жалобы пока не массовые.
"Возможно, потому что срок действия постановления пока небольшой. Не сегодня, так завтра с этим столкнутся все. Этот инструмент все время будет направлен на увеличение таможенной стоимости. Он появился лишь для того, чтоб залатать дыры в бюджете", – считает Ильичев.
В комментарии ЭП исполнительный директор "Европейской бизнес Ассоциации" Анна Деревянко подтверждает, что у компаний есть сейчас проблемы с растаможкой.
"Останавливают. Таможенники указывают на риски занижения таможенной стоимости, но каким образом та или иная компания стала рисковой – бизнес понять не может", – сказала в комментарии ЭП исполнительный директор ЕБА Анна Деревянко.
По ее словам, были случаи завышения цены в два раза по прямым контрактам, что вызывало у бизнеса полное недоумение – давно такого не было. "В понедельник к нам обратилось порядка пяти компаний, вчера тоже жаловались. В принципе в течение дня страются отпускать" – говорит она.
Больше всего проблем на Киевской таможне, были проблемы с таможенным оформлением на Волынской и Харьковской таможнях.
"Мы уже направили в ГФС просьбу дать разъяснение региональным таможням о том, что даже если возникают факторы риска, то это не означают тотальную остановку и проверку груза. Если мы говорим о прямых контрактах – они должны ориентироваться на указанную в них стоимость. Мы будем настаивать на этой позиции", – говорит Деревянко.
В противном случае, по ее мнению, это прямое нарушение Таможенного Кодекса и здравой логики.
Нашумевшая история
На фоне внедрения новых правил много шума наделала история на Одесской таможне вокруг компании "Вернон", которая завозила в страну китайские вещи.
Тут следует понимать, что с трудностями на таможнях, вызванных постановлением Кабмина, данный случай ничего общего не имеет.
По словам собственника "Вернона" Михаила Мисько, представители ГФС проверяли груз данной компании в течении 30 часов на основании "какого-то странного анонимного письма от некого гражданина Константинова".
В письме говорилось о том, что данная компания занижает таможенную стоимость. Для досмотра груза из Киева приехал представитель ГФС. Компания вынуждена была трижды попасть под обзор, трижды заплатить за выгрузку, за простой автомобиля и за простой на терминале.
Из-за затягивания процедуры владелец "Вернона" решил обратиться за помощью в Одесскую облгосадминистрацию.
"Мне позвонили и сказали, что надо приехать. Я ехал всю ночь из Киева. Они стали открывать все ящики, придираться ко всяким мелочам. И я решил обратиться в ОДА. Меня направили к заместителю главы Юлии Марушевской, которая мне в итоге и помогла разобраться в данной ситуации. Если это единственный способ, чтобы работать легально, я буду постоянно обращаться в ОГА", - объяснил ЭП Мисько.
"Никаких нарушений не нашли. Я конечно понимаю, что ГФС имеет право расследовать деятельность компаний на основании всякого рода анонимок. Мне было бы интересно познакомиться с этим товарищем Константиновым, который это письмо написал. Надеюсь, он существует", - отмечает предприниматель.
30 часов допроса на Одесской таможне от КиеваНесколько часов назад Юлии Марушевской удалось прервать налет киевской фи...
Posted by Одеська обласна державна адміністрація on 27 вересня 2015 р.
В Одесской ОГА утверждают, что "груз проверяли незаконно". "Финансовой милиции все равно, что груз на таможне попал в зеленый коридор, и не подлежит дополнительному контролю. Оказалось, что ей даже уголовное дело не нужно возбуждать. Какое финансовой милиции дело до таможенного законодательства?", - говорилось в сообщении облгосадминистрации в Facebook.
В ОГА также обращают внимание на то, что компания работала в этом направлении меньше месяца, а в анонимном письме сообщалось о нарушениях в течении последних 4 месяцев.
Впрочем, тут не все так очевидно. Во-первых, финансовой милиции в стране не существует. Как выяснилось, следователь был из оперативного управления ГУ ГФС города Киева.
Почему из Киева? Компания "Вернон" зарегистрирована и находятся на учете в главуправлении ДФС города Киева. То есть, основания для проверки компании у киевских чиновников были.
Во-вторых, в распоряжении ЭП оказалось письмо ГФС, из которого следует: компания "Вернон" вместе с рядом других связанных предприятий подозревается в занижении таможенной стоимости и подмене таможенной номенклатуры.
Правда, в документе говорится, что Константинов обратился в ГФС в августе, а владелец "Вернона" утверждает, что начал импортировать китайские вещи только в сентябре.
Закулисные мотивы
По словам собеседников ЕП в ГФС, за громким публичным скандалом между правительством и Саакашвили, кроется нечто большее. А именно – конфликт на почве того, кто возглавит Одесскую таможню.
"На должность руководителя Одесской таможни Саакашвили хотел поставить "своего" человека – он настаивал на своем заместителе Юлии Марушевской", – сообщил собеседник.
Роман Насиров эту кандидатуру не согласовал, и по информации ЭП, шансов на то, что согласует, нет. Принято решение искать другие кандидатуры.
Юлия Марушевская и Михаил Саакашвили в компании Министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса. Фото www.artlebedev.ru |
Кроме того, собеседники в Кабмине также отмечают, что громкие обвинения Саакашвили в адрес Киева обусловлены желанием сохранить контроль за Одесской таможней.
ЭП обратилась за комментарием к Юлии Марушевской, но так как она сейчас в коммандировке за пределами страны, в преесс-службе пообещали предоставить ответ в понедельник.
Пока все сводится к следующему: Саакашвили получил в управление крупнейший таможенный узел, анонсировал его реформу, кадровые перестановки. А полномочий на все это у него нет – любые изменения нужно согласовывать с центром.
Из того, что Саакашвили удалось сделать – пролоббировать для Одесской, а в придачу еще и для Черновицкой, Волынской и Львовской области, отдельное таможенное законодательство.
С внесением соответствующих поправок в Бюджетный Кодекс эти регионы стали участниками эксперимента, согласно которому 50% таможенных платежей, собранных свыше установленных ГФС индикативов, направляются в спецфонды местных областных бюджетов.
Таким образом, у руководства этих областей есть прямой интерес контролировать свои таможни и работать на рост поступлений.
"Этот закон инициировал Саакашвили. Просто к Одесской добавили еще три в нагрузку, потому что как-то неприлично создавать преференции для одного региона", – говорит собеседник ЭП из Министерства финансов.
Но и тут Кабмин нашел способ вставить палки в колеса. Правительство прибегло к весьма примитивной уловке – повысило для области индикативы по сбору платежей на 20%. Это может повториться и в дальнейшем. Как резюмировал источник ЭП, идти на разбалансирование бюджета и терять поступления с четырех таможен в Киеве никто не намерен.