Украинская правда

Зона АТО: благодатная почва для схем

Один из луганских предпринимателей озвучил схему, завязанную на угольных дотациях - по назначению поступает 20% средств, а остальные 80% через подставные компании возвращаются в Киев в предприятия, аффилированные с "режимом предшественников".

"На неподконтрольной территории зоны АТО налогообложение проще, чем в остальной части Украины. Недавно ввели 5% налог с оборота. Еще мы платим ЕСВ. Пошлины на ввоз товара составляют 1% для сырья, и 3% для товаров, которые ввозятся для продажи с целью получения дохода", – рассказывает предприниматель из Луганщины корреспонденту ЭП по дороге в Северодонецк.

Свое имя он просит не называть, ссылаясь на то, что ему "еще с cепаратистами общаться и работать".

Раннее утро. Дорога вся в выбоинах. Если не считать колонны с военной техникой, то за окном автомобиля вполне будничный пейзаж – убранные поля.

Эта будничность дорогого стоит. Еще в феврале военные СIMIC (управление военно-гражданского сотрудничества) в разговорах с журналистами рассказывали, что поля и лесопосадки, заминированы и как именно, никто не знает.

– Сбор урожая – это опасное занятие. Когда минировали территории – карты минных полей не составлялись. Но весной планируем засевать, - говорит собеседник ЭП.

После военных действий Cеверодонецк выглядит лучше, чем та же Красногоровка, или Курахово. Тем не менее, следы обстрелов на каждом шагу – на тротуарах ямы от снарядов, на автостанции выбиты стекла.

В наихудшем состоянии больница. На первом-втором этажах палаты относительно чистые, тогда как на четвертом – стены покрыты плесенью, гарью и дырами от обстрелов.

Больница

Военные действия в Северодонецке велись летом прошлого года. С тех пор из разрушений восстановить мало что удалось. Добиться финансирования от местных властей практически нереально – все что удается получить, выделяется неохотно, медленно и в объеме меньше нужного.

По дороге проезжаем Лисичанск. В здании бывшего центра занятости зияет две дыры.

Центр занятости

– Смотрите на крыши домов. Там, где новые, это все перекрыли после обстрелов, – говорит собеседник издания.

Новых крыш действительно много.

– За чей счет перекрыли?

– Люди все делают сами. Точно также как и бизнес. От ваших помощи не добьешься.

Эта фраза "от ваших не добьешься" звучит от многих предпринимателей из Донбасса. У киевских чиновников и бизнеса из зоны АТО взгляды на происходящее разные.

Взгляд из Донбасса

Жалобы бизнеса преимущественно касаются местных властей.

"Мы перевозим кирпич железной дорогой и можем ждать по две-три недели, пока нам поставят подвижной состав. После загрузки продукции в вагон можем еще неделю ждать, когда ее доставят потребителю. Кто с нами будет работать? Никто. По это причине мы потеряли много контрактов, в частности в Казахстане", – рассказывает член наблюдательного совета Северодонецкого завода строительной керамики Сергей Помазанов.

По его словам местные власти отвечают отписками о том, что после стабилизации ситуации в области вопрос будет рассмотрен повторно.

"Спасибо. Когда ситуация стабилизируется, мы сами разберемся, что нам делать" – добавляет Помазанов.

Еще один пример касается использования заводом карьера в районе Попасной.

"Мы полтора года не можем попасть в карьер, закупаем сырье на стороне. Перевозчики напрочь отказываются ехать к нему, поскольку там все заминировано", - говорит собеседник.

При этом, по его словам, предприятие продолжает ежемесячно платить государству арендную плату за использование карьера. Вопрос о том, чтоб ее не платить, не удается решить, поскольку уже полтора года местный сельсовет не может собраться и провести сессию.

Львиная доля проблем бизнеса связана с ГФС.

Согласно действующему законодательству, компании Донбасса могут не платить налоги на основании форс-мажорных обстоятельств. Соответствующие сертификаты выдает Торгово-промышленная палата (ТПП).

Процедура их выдачи сложна и бюрократична, жалуются представители бизнеса. По каждому налогу выдается отдельный документ. В разговорах предприниматели задается вопросом: как по налогу на прибыль могут быть форс-мажорные обстоятельства, а, например, по ЕСВ нет?

К тому же в случае с тем же ЕСВ подобный подход кривобок.

Если предприятие получает документ о форс-мажоре, оно с одной стороны не платит ЕСВ. С другой стороны работники не могут претендовать на социальные выплаты из-за отсутствия отчислений в Пенсионный и государственные целевые фонды.

Таким образом, с одной стороны форс-мажор спасает предприятие, с другой – уничтожает трудовую систему.

Еще одна проблема в том, что сертификаты действуют до момента перерегистрации предприятия на подконтрольной Киеву территории Украины.

"В итоге предприятие получает "бонус" от работы в Украине – фискальная служба выставляет ему все задолженности, которые у него были до этого. Это долги, скопленные за год, полтора – у кого как. Суммы могут достигать сотен миллионов гривен", – говорит первый вице-президент Луганской Торгово-промышленной палаты Альберт Зинченко.

Правда, отмечает в разговоре с ЭП заместитель главы Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник, ГФС почти идет на "уступки" и разрешает реструктуризировать эту задолженность под 36% годовых.

"Это поразительно. Они так мило предлагают это сделать. Даже штрафные санкции позволяют выплатить в рассрочку", – говорит Олейник.

Помимо прочего, по его словам, налоговая оказывает на ТПП давление с тем, чтоб палата выдавала как можно меньше справок о форс-мажорных обстоятельствах.

По словам Зинченко, принятые в сентябре законодательные преференции для бизнеса из зоны АТО практически разрушены фискальной системой, которая сложилась сегодня. На практике ни о каких долговых списаниях и налоговых льготах речь не идет.

Примечательно то, что в общей картине по уплате налогов Луганская и Донецкая области смотрятся не хуже других регионов.

В распоряжении ЭП оказалась статистика о выполнении индикативных показателей по поступлениям в общий фонд госбюджета.

ОбластьСічень-серпень 2015 рокуСерпень 2015 року
Індикативний    
показник
Фактично

Виконання, %

Індикативний   
показник
Фактично

Виконання, %

АР Крим0,00,0-0,00,0-
Вінницька1 790 315,71 846 269,4103,1248 358,0257 975,3103,9
Волинська866 439,2939 164,1108,4111 533,2116 641,8104,6
Дніпропетровська6 052 964,16 966 730,7115,11 088 898,41 251 319,9114,9
Донецька2 518 799,32 619 115,8104,0340 831,0388 893,5114,1
Житомирська1 286 071,01 414 106,7110,0191 565,6216 739,8113,1
Закарпатська840 000,2984 282,6117,2113 114,5130 225,5115,1
Запорізька1 761 200,01 895 868,2107,6262 895,4289 343,8110,1
Івано-Франківська2 616 473,11 515 334,157,9504 389,5338 125,367,0
Київська4 063 035,04 246 563,1104,5543 466,4559 151,3102,9
Кіровоградська895 898,2919 205,5102,6140 502,9150 014,4106,8
Луганська833 640,2973 390,0116,8145 144,394 330,265,0
Львівська2 939 663,63 206 167,6109,1431 531,3658 217,6152,5
Миколаївська1 077 214,31 175 172,1109,1144 009,9159 277,7110,6
Одеська2 687 187,13 054 211,6113,7333 418,8391 719,3117,5
Полтавська10 524 986,110 016 984,895,22 508 070,21 666 556,766,4
Рівненська839 669,1932 791,4111,1110 090,1128 110,2116,4
Сумська5 404 677,01 964 755,136,41 188 977,5606 706,051,0
Тернопільська1 057 094,81 011 208,095,799 273,7158 097,6159,3
Харківська8 649 486,78 116 011,693,81 934 420,4923 127,347,7
Херсонська753 996,5881 910,0117,0105 462,1128 261,5121,6
Хмельницька1 092 638,61 196 961,7109,5149 047,9163 121,5109,4
Черкаська2 363 009,32 387 876,0101,1307 281,7333 490,3108,5
Чернівецька503 736,3574 467,4114,066 728,673 079,2109,5
Чернігівська1 850 401,81 253 073,167,7310 335,6262 956,784,7
м.Київ22 313 301,624 811 180,8111,22 792 213,62 883 249,9103,3
м.Севастополь0,00,0-0,00,0-
Центральний офіс88 105 881,392 651 761,9105,211 221 897,711 959 611,8106,6
ВСЬОГО173 687 780,1177581129,7102,225 393 458,324 289 442,695,7

Взгляд из Киева

К проблематике бизнеса из зоны АТО Киев относится с подозрением. Основная причина – превращение Донбасса в территорию масштабных возможностей для схем уклонения от уплаты налогов и разворовывания бюджетного финансирования.

Яркий пример – дотация угольной отрасли. Минфин настаивает на прекращении финансирования отрасли, поскольку путь прохождения этих средств неизвестен.

Есть множество оснований полагать, что они разворовываются. На условиях анонимности один из луганских предпринимателей озвучил следующую схему: по назначению поступает 20% средств, а остальные 80% через подставные компании возвращаются в Киев в предприятия, афилированные с "режимом предшественников".

Выданные луганским подразделением ТПП сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах тоже требуют дополнительных проверок.

"Сегодня нет понимания и возможности проверить, как работают эти предприятия. Документы могут быть сфальсифицированы. Нужно поднимать вопрос о том, насколько мы можем доверять этим сертификатам в нынешней обстановке", – отметила в разговоре с ЭП заместитель бизнес-омбудсмена, куратор направления по работе с предприятиями из зоны АТО Татьяна Короткая.

Киев-Северодонецк-Лисичанск

АТО налоги